Молчание связистовПредставьте себе, уважаемый читатель: вы - американец российского происхождения или, скажем, приехали из Санкт-Петербурга в США в командировку (на отдых, на ПМЖ и т. д.) и решили позвонить родным и близким. Набираете код - ба, нет связи! Вызываете телефонистку, просите принять заказ, а она вам: «Нет, мистер, такого города -Санкт-Петербург, есть Али-Байрамлы вместо оного, он уж лет пять так называется. Только с ним, с этим Али-Байрамлы, мистер, никакой связи нет, хоть ты тресни. Отключили они там у себя связь».
Абсурд, скажете вы? И будете совершенно не правы! Потому что в этом реальном
абсурде уже длительное время живут сотни тысяч граждан РФ, чье место рождения,
происхождение или корни так или иначе связаны с Нагорным Карабахом. Люди эти
имеют разный социальный статус - от академика до рабочего, но в значительной
своей массе россияне армяно-карабахского происхождения образуют довольно значительный
слой научно-технической и творческой интеллигенции; среди них десятки знаменитых
ученых, конструкторов вооружений, которые своими делами прославили СССР и Россию,
поднимали их престиж на международной арене. Достаточно назвать, например, таких
всемирно известных людей, как океанолог, академик РАН Артем Саркисян, глава
ОКБ «Сухой» Михаил По-госян, академик РАН, вице-адмирал АшотСаркисов и многих,
многих других.
Так вот, все эти люди, от академиков до рабочих, уже длительное время лишены
своих гражданских и человеческих прав на общение со своими родственниками и
друзьями в Нагорном Карабахе. Ибо вот уже более 5 (!) месяцев из России нет
автоматической телефонной связи с Нагорным Карабахом по линиям ММТ (Московский
междугородный телефон - филиал ОАО «Ростелеком»); с августа месяца сошла на
нет возможность заказать разговор через «живую телефонистку», а после ноябрьских
праздников прервалась и связь, которую обеспечивали многочисленные независимые
провайдеры, выпускающие в продажу различные телефонные и интернет-карты.
Сегодня вы можете позвонить из своего дома в Москве,Питере или Ростове практически
в любую точку мира, включая далекие африканские страны, но вы не сможете позвонить
в Нагорный Карабах. Вы можете позвонить в Нагорный Карабах из США, Франции,
Европы, Африки, даже из Папуа-Новой Гвинеи; и из Карабаха вы можете позвонить
по коду или по заказу практически в любую точку земного шара, включая Россию
с ее огромным числом регионов и самым большим в мире и бывшем СССР числом выходцев
из Карабаха. Но связь из России с Нагорным Карабахом, таинственным образом прерванная
по линиям ММТ еще в июле-августе, совершенно отсутствует. К нам также поступили
сигналы о том, что невозможно позвонить в НКР и из стран СНГ, во всяком случае,
по тем линиям связи, которые «завязаны» на РФ.
И не только сама телефонная связь с Карабахом стала невозможна, но и причины
того, почему она стала невозможной, скрыты под покровом ведомственной секретности.
Послушаем, что говорят стороны по оба конца цепочки Москва-Степанакерт.
Вот информация, которая поступила к нам из НКР от наших коллег. По их словам,
они получили информацию непосредственно у связистов - введенный летом новый
код Карабаха, идущий через республику Армения (8.10 3747), блокировал ОАО «Ростелеком»
поддавлением официального Баку. «Карабах-телеком» (ливанская фирма, приватизировавшая
связь в Нагорном Карабахе и уже весьма успешно внедрившая в регион недорогую,
сравнительно с РА, сотовую связь) связывался с российским «Ростелекомом» посредством
«Арментела» (предприятие, приватизировавшее на льготных условиях в период правления
АОД связь в РА, фактический и юридический монополист). Министерство связи Азербайджана
официально обратилось к Министерству РФ по связи и информатизации (далее - Минсвязи
РФ) стребованием отключить связь из РФ в НК по армянскому коду. То есть фактически
на сегодняшний день «Ростелеком» отключил (блокировал) один из региональных
армянских кодов, ранее предоставленных Арменией Нагорному Карабаху. Все это
- часть информационной войны, которую ведет официальный Баку против НКР и РА,
ибо одновременно с этим азербайджанские спецслужбы активизировали вдольлинии
соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджанской Республики ряд мощных
передатчиков для создания помех теле- и радиовещанию из Степанакерта на приграничные
территории НКР и соседние с ней районы Азербайджана.
Это версия одной стороны. Пусть не документ, но все же ясная информация. А
что говорят Минсвязи РФ и ОАО «Ростелеком», владеющие каналами и средствами
связи (спутники, радиотелепе-редающие станции и пр.)? А ничего не говорят -
отнекиваются, отмалчиваются, намекают.
Один из членов редколлегии имел множество телефонных разговоров с самыми разными
чинов-никами и исполнителями. Был «отфутболен» уклончивым и скрытным (по данному
вопросу) начальником управления по информационной политике Минсвязи РФ Сергеем
Григоренко в приемную замминистра Бориса Анто-нюка. Неоднократно отмечался в
последней,однако от секретарей-референтов замминистра конкретной информации
так и не поступило. Впрочем, они утверждали, что донесли законный интерес журналиста
до начальства и что вопрос связи с НК обсуждается, ищутся какие-то пути его
решения.
В филиале ОАО «Ростелеком» - ММТ наш коллега прошел тернистый телефонный путь
от заметно нервничавших при упоминании Нагорного Карабаха и Степанакерта телефонисток
(вероятно, издерганных объяснениями с пытающимися соединиться с Карабахом армянами,
незнающими никаких там «Ханкендов») до начальника диспетчерского отдела ММТ
Татьяны Горячевой. Последняя также не могла ни толком объяснить отсутствие телефонной
связи с НК, ссылаясь на некие технические причины с армянской стороны, ни обнародовать
распоряжение сверху, на основании которого диспетчеры ММТ ввели в оборот реально
не существующие в природе названия городов и районов Нагорного Карабаха.
Пресс-секретарь «Ростелекома» Кирилл Алявгин вначале обещал что-нибудь прояснить,
заметив походя, что вопрос-де сложный, политический. Однако на другой день он
просил отметить,что «пресс-служба «Ростелекома» от каких-либо комментариев на
эту тему воздерживается». Выяснилось также, что время неудачное, так как все
начальство уезжает в Гонконг на международную выставку связи (как, все?).
Вот две позиции. Где реальная информация, а где попытки замолчать ее, очевидно.
Хотя и не факт, что все сказанное соответствует истине.
Еще, говорят, идут какие-то переговоры между РФ и РА по этому поводу. О чем
переговариваются, одному Господу известно, но только связь, вернее ее отсутствие,
и ныне там. Однако вне зависимости от каких-то там переговоров не работают ни
новые (через РА), ни старые, еще советского образца коды. Вероятно, есть еще
и фактор взаимоотношений между соответствующими телекоммуникационными компаниями
в РА и НКР. В связи с этим у нас есть вопросы и к Минсвязи Армении, и к компании
«Арментел», но мы справедливо полагаем, что эти вопросы скорее должны задать
им граждане и власти НКР и РА. Но, спрашивается, какое дело до внутриармянских
проблем россиянам, которые предъявляют вполне конкретные претензии Минсвязи
РФ?
Если же телефонная связь действительно отключена российскими ведомствами,
хотелось бы отметить следующее.
Во-первых, отключение (блокирование) телефонной связи с регионом, где находятся
этнические, родовые корни по меньшей мере 300-400 тысяч граждан России, является
грубейшим нарушением прав человека - этих самых граждан.
Во-вторых, никакие вопросы, связанные с неопределенностью нынешнего международно-правового
статуса НКР (процесс мирного политического урегулирования идет уже восемь лет
и может продолжаться еще долго), не дают права ни одной из сторон конфликта,
ни какой-либо иной стороне из числа состоящих в Совете Европы тайком изолировать
от связи с внешним миром целый регион. Равно как не дано права ведомствам России,
члена СЕ и страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта, «переименовывать» по указке из одной из конфликтующих сторон - Азербайджана
-карабахские города. Ибо это является прерогативой местных органов власти и
управления. Ведь никаких документов о переименовании столицы или районов НК
из Степанакерта не поступало, поэтому принятие на вооружение дочерними организациями
Минсвязи РФ несуществующих в природе названий является, мягко говоря, сомнительным
новшеством. Неадекватная позиция Азербайджана вполне понятна. Но непонятна позиция
правительственных ведомств РФ, позиционирующей себя в качестве стратегического
партнера Армении, которые пошли на поводу у Азербайджана. Последний, между прочим,
отличился тем, что многие годы практически открыто поддерживал антироссийские
режимы в Чечне: вспомните, что Азербайджан стал единственной страной, всех граждан
которой по списку выпустили накануне штурма террористы, захватившие театральный
центр «Норд-Ост».
В-третьих, все происходящее идет не на пользу внешнеполитическому имиджу РФ.
Тайное очень скоро станет явным и прозрачным, и если первая из приведенных в
статье версий окажется верной, то это вызовет усиление антироссийских настроений
как в самой Армении, так и в среде весьма влиятельных армянских общин США, Франции
и ряда других стран мира, которые имеют немалое влияние на парламенты и правительства
своих стран. В самой Армении в феврале 2003 года должны состояться президентские
выборы, и нет сомнения, что политики антироссийской направленности не преминут
«раскрутить» этот скандал в ходе предвыборной гонки.
Скрывать же происходящее, извращенно понимая принцип «не навреди» в применении
к российско-армянским отношениям, мы отнюдь не собираемся. Ибо, во-первых, указанная
проблема касается граждан России (в конце концов, связи нет со стороны России,
а не НКР), нарушаются именно их права. Сегодня за часть россиян решили, с кем
им следует говорить, а с кем нет (как в советские времена, когда связь с капиталистической
заграницей была «на замке»). А если завтра какой-нибудь ретивый милицейский
начальник вдруг повелит в целях улучшения надзора за «сомнительными» инородцами
нашить им особые метки на одежду, как это было с евреями в фашистской Германии,
то и тогда нужно будет молчать, чтобы не навредить российско-армянским отношениям?
В последнее время в прессе появилась масса критических публикаций, посвященных
Минсвязи и творящимся в нем и родственных ему структурах безобразиям. Мы хотим
обратить внимание читателя хотя бы на публикацию Г.Кротова в «Новых известиях»
от 21 ноября «В Минсвязи отсутствует обратная связь». В свете этой и подобных
ей публикаций, освещающих неприглядные подробности деятельности фактического
монополиста в сфере средств связи и передачи информации, никакая, даже самая
иррациональная с точки зрения логики и государственных интересов России версия
происходящего не кажется фантастичной.
Кстати, на интернет-сайте Минсвязи РФ (www.minsvyaz.ru) вы не найдете упоминаний
о критических публикациях в СМИ в адрес ведомства. Зато в его «портретной галерее»
можно ознакомиться с 13 фото министра г-на Реймана в разных интерьерах и с разных
ракурсов (отдельные кадры живо напоминают фото из журналов «Корея» середины
80-х: «Великий вождь и учитель дорогой товарищ Ким Ир Сен лично на месте руководит
работой узла связи в городе Фуань провинции Чуйсан, руководствуясь при этом
вечно живыми идеями чучхе»).
И наконец, мы обещаем, что приложим все усилия, чтобы окончательно расставить
все точки над «i» в этой крайне подозрительной истории, и с этой целью будем
и далее информировать читателя как о самой проблеме,так и о том, как она решается.
Редакция газеты "Ноев Ковчег"
P.S. Если вы самихотите задать свои вопросы Минсвязи РФ, то можете сделать
это в письменном или устном виде по следующим адресам и телефонам: 125375, Москва,
ул. Тверская, 7, Министерство РФ по связи и информатизации.
Телетайп: 113748 MSRF RU, тел. 771-81-21, 771-81-17. Электронная почта: [email protected].
Управление по информационной политике: тел. 771-81-94; эл. почта: analitic@ptti.
gov. ru
|