В аттестат - чуточку везенияТак уж получилось, что мы здесь - в России, в Москве. И мы, армяне, оказались здесь не вчера. Мы строили эту страну, защищали ее. Кому-то наш вклад покажется скромным, но мы гордимся им, гордимся именами наших великих соотечественников, прославивших Россию и свою историческую Родину.
Приводим их в пример своим детям и втайне надеемся, что если не мы, то уж наши
дети точно добьются той же славы и впишут свою армянскую фамилию в летопись
российской истории. Поэтому и хотим дать им добротное российское образование,
которое по сей день, кто бы там что ни говорил, остается лучшим в мире, и хотим,
чтобы при этом не забывали они своих корней,своего языка. Чтобы сказки Пушкина
и Туманяна были им одинаково родными.
Наша тяга дать детям хорошее образование настолько очевидна, что не могла не
найти отклик в правительстве Москвы,по решению которого в 1993 году и была создана
в столице России школа с армянским этнокультурным компонентом.
С 1998 года в школе ведется серьезная научная и практическая работа, результатом
которой стала новая концепция образования. Основой этой новой концепции стала
образовательная и воспитательная программа, декларирующая взаимообогащение и
взаимопроникновение культур. Сегодня школа №1110 в Москве перестала быть просто
образовательным учреждением, а стала своеобразным центром, клубом по интересам,
некой отдушиной в трудной жизни наших соотечественников в столичном мегаполисе.
«Мы должны избежать двух очень серьезных ошибок, которыми я считаю как изоляцию,
так и тотальную ассимиляцию проживающих в России армян, - говорит директор школы,
кандидат педагогических наук Галоян Седа Вагановна. - Мы стремимся дать нашим
детям такое воспитание и такое образование, которое станет основой взаимоуважения
и так желаемой всеми сегодня толерантности. Поверьте, это не просто достижимо.
Что касается армянского и русского народов, то история доказывала неоднократно,
что это естественный процесс, которому надо лишь чуть-чуть помочь».
Да, культурные связи русского и армянского народов имеют длительную историю
и традиции. На этой позитивной основе и создана образовательная среда в школе
№1110, стимулирующая диалог культур.
Диалогу культур в школеуде-ляется первостепенное значение. Ведь это - основа
дружбы между нашими народами. Дружбы настоящей, искренней, а не декларированной
правящей партией, как это было когда-то. Сегодня ученики московской школы №1110
одинаково хорошо владеют и русским, и армянским языками, изучают историю России,
как и все московские школьники, и историю армянского народа, как их сверстники
в Армении. А русскому танцу школьного хореографического ансамбля «Цветы Армении»
стоя (!) аплодировали артисты Российского Государственного ансамбля танца «Калинка»,
признавая не только мастерство юных танцоров, но и ту энергию, ту искреннюю
бесшабашность русской души, которую показали в этом танце их маленькие армянские
коллеги.
«Я хочу, чтобы наши ученики были настоящими россиянами, чтобы не просто жили
в России, а чувствовали себя на Родине, за которую они как граждане этой страны
несут ответственность, -делится своими мыслями Седа Вагановна. - Но мы также
никогда не позволим нашим детям забыть свои корни, стать «Иванами, не помнящими
родства». Это и есть основная гуманистическая концепция нашей работы».
И чтобы выпускники московской армянской школы имели возможность найти себя
в сложной современной российской жизни, смогли максимально реализовать себя
в выбранной ими профессии, преподавание всех предметов школьной программы
поставлено на достойную высоту. Более того, педагогам школы удалось расширить
рамки школьного преподавания. Почувствовав неподдельный интерес своих учеников
не только к гуманитарным и этнокультурным дисциплинам,но и кточным и естественным
наукам, преподаватели физики Абрамян Рубен Лазаревич, математики Юрчен-ко Евгений
Владимирович и химии Симонян ЛераАшотовна основали в школе ученическое научное
общество (УНО).
Ребята с удовольствием работают в УНО, делают настоящие научные работы, проекты,
защищают их по всем правилам, принятым в ВАКах научно-исследовательских институтов.
А недавно вышел в свет первый сборник, в котором опубликованы ученические проекты
по физике. И кто знает, нет ли среди авторов этих проектов нового Алиха-няна,
которому будет суждено возродить в будущем фундаментальную науку в Армении и
приумножить славу российской науки и образования?
Правильность выбранного педагогами школы №1110 пути и эффективность принятой
концепции подтверждаются практическими результатами. По итогам прошедшей в текущем
году аттестации школа удостоена высшей оценки, а тестирование учеников 9-х и
11-х классов показало высокий уровень владения русским языком. Из года в год
качество работы учителей подтверждается и количеством учеников, окончивших школу
с золотыми и серебряными медалями (в этом году их семь),и увеличивающимся числом
выпускников, успешно выдерживающих вступительные испытания в престижнейшие московские
вузы.
Итак, ученикам московской общеобразовательной школы №1110с армянским этнокультурным
компонентом - а в школе учатся более 600 армянских ребят - дана великолепная
возможность получить лучшее в мире российское образование, сохранив при этом
свое этническое самосознание и привязанность к армянской культуре и языку. Пока
они являются учениками этой школы, их учителя во главе с директором школы Седой
Вага-новной делают все, чтобы дать им максимальный шанс в последующей взрослой
жизни, и помимо обязательных предметов школьной программы прививают им необходимые
жизненные навыки - аккуратность, трудолюбие, желание и умение помогать ближнему.
«Если бы я могла, - говорит Седа Вагановна, - я бы каждому моему выпускнику
в аттестат вложила бы чуточку везения. Но, пожалуй, это единственное, что от
меня не зависит».
|