Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Любимцу детей и взрослых — 60!

В МОСКВЕ В КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛЕ ИТАР-ТАСС ПРОШЕЛ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР НАРОДНОГО АРТИСТА АРМЕНИИ РАФАЭЛЯ КОТАНДЖЯНА

Публика ждет выхода любимого артиста, но ведущий, чем-то очень похожий на юбиляра, призывает к терпению и предлагает до встречи с виновником торжества вспомнить одну историю. Она началась в середине прошлого века, когда карский юноша Артем встретил гюмрийскую девушку Сирануйш. Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Артем получил назначение в Грузию, и молодая семья переехала в Тбилиси. Их первенцу - Рафаэлю, появившемуся на свет 9 сентября 1942 года, было суждено сделать популярное итальянское имя родным для слуха тысяч армян. Он стал знаменитым актером, сыгравшим десятки ролей в театре и кино, любимцем детей и взрослых. Ему завидовали, им восхищались, его хвалили и ругали, но никогда не забывали. Ему сегодня 60! Итак, встречайте, на сцене - Рафаэль Котанджян! Именно так организовал свое появление перед публикой Рафаэль Котанджян - актер и режиссер, который в день своего рождения стал еще ведущим и гостем юбилейной встречи. Все или почти все вопросы, на которые хотел бы ответить артист, были заданы. В логику повествования искусно вплетены монологи и сцены из разных театральных постановок, а также поздравления коллег и друзей.

Окончив актерский факультет театрального института г. Еревана, Рафаэль Артемович несколько лет проработал в Зангезурском государственном театре. После завершения Высших режиссерских курсов в Москве он сначала работал на телевидении в Ереване, затем вошел в состав труппы Ереванского драматического театра, основанного Р. Капланяном. Спектакли «Чертова мельница», «Великое молчание», «Забыть Герострата», «Голый король» и фильмы - «Сердца трех», «Графиня де Монсоро» «Воздушный экспресс», «Империя пиратов», «Веселенькая поездка», «Седьмое кольцо колдуньи», «Роксолана» - вот далеко не полный перечень его работ. На вопрос, можно ли с возрастом связывать достижение пика карьеры, Рафаэль Котанджян отвечает: нет! Были личности, которые уже в 25 лет занимали неимоверные высоты. К примеру, литературный успех и любовь читателей пришли к писателю Аку-тагаве Рюноскэ очень рано. В 35 лет его не стало, но это признанный классик японской литературы. Возраст - не критерий карьерного роста, подчеркивает классик армянского театра.

Вспоминая восточную мудрость, согласно которой человек должен прожить 90 лет, из них 30 учиться, 30 - путешествовать и 30 подарить своему народу, Котанджян говорит, что у него все смешалось. Специальность актера с профессией режиссера, бесконечные путешествия с работой для родного зрителя. В душе он был и продолжает оставаться авангардистом. Как-то один знакомый сказал: «Артем, если бы ты жил в Штатах, то вошел бы в число тех американцев, которые составляют 0,5% от общего числа граждан. Это миллионеры, миллиардеры и те, кто сидит в тюрьмах. Словом, люди с нестандартным мышлением - изобретатели и первопроходцы. Их ожидает или ошеломляющий успех,

или годы «исправительных» работ. Рафаэль Котанджян, к счастью, живетвАрмении и,хотя много путешествует и работает за границей, всегда возвращается на родину.

Жизнь актера полна неожиданностей, вопрос в том, как на них реагировать и как извлечь из случая, пусть даже несчастного «момент истины». Вспоминая авиакатастрофу, в которую в 1988 году попала театральная труппа, летевшая в Алеппо, Рафаэль Котанджян говорит, что она помогла ему понять образ персонажа -Оглуз-бея, которого он играл в спектакле Перча Зейтунцяна «Великое молчание». Тогда с переломанной ногой Котанджян, несмотря на все запреты врачей, почти за месяц сыграл 25 спектаклей. Когда отказала и вторая нога, он выходил, вернее, выезжал на сцену, сидя в инвалидной коляске. Оглуз-бей - человек, окончивший Сорбонну, один из младотурков, непосредственно и осознанно участвовавший в армянской резне. «Я все время задавался вопросом: откуда у него такая ненависть? Когда пересел в коляску, образ стал меняться, -говорит Котанджян, - пришло понимание того, что это ненависть обезображенного болезнью человека, ненависть ко всему прекрасному, талантливому и чистому». Обращаясь к классику армянской литературы Даниелю Варужану, Оглуз-бей говорил: «Вы гений... Жаль, что вы гений...». Нужно правильно играть роль, подчеркивает Котанджян. Его предки из Карса, и, возможно, Рафаэлю Артемовичу больше, чем любому другому человеку, нужно понимать истоки той ненависти, которые стали причиной смерти миллионов армян.

Если актер - гражданин, он не может быть вне политики, говорит Котанджян. Искусство -лишь способ выражения политики. Он вспоминает советские времена, когда из-за одной фразы, произнесенной с паузой не в том месте, запрещали целые спектакли. Премьера становилась последним показом.Первый зритель - единственным. Было много и хорошего, и, увы, грустного. Жалко только людей, которых сегодня с нами нет. Это Ваг-рам Папазян, Грачья Нерсисян, Рубен Симонов, Метакси Симо-нян, Фрунзик Мкртчян и многие другие. Первую часть юбилейной встречи Котанджян завершает словами своего любимого поэта и писателя Паруйра Севака:

Деревья на мостовой

ставят точки,

Нет, извините, не точки,

а многоточие,

Они имеют какую-то тайну,

Нет, я не знаю,

какую тайну они несут,

Но я всегда

против тех правил,

Которые заставляют

ставить многоточия.

Нотки грусти в голосе юбиляра в день рождения говорили только о том, что общение со зрителем состоялось. Столкнулись реальность игры актера и проза жизни режиссера и человека Рафаэля Котанджяна. На сцене был артист эпического театра, любимого театра Котанджяна. Он предпочитает действовать на разум зрителя, заставляя его наслаждаться моментом встречи и сомневаться в действительности своей игры. Двойственность натуры, соединение в одном лице постановщика и исполнителя, критика и поклонника, зрителя и актера не позволяют Котанджяну стать почитателем драматического театра, направленного на эмоциональное восприятие. Умение продлить мгновение игры, заставить зрителя следить за развитием сюжета, не угадывая замысла автора, а лишь подчиняясь ему, -то мастерство, которым обладает Котанджян-актер. Режиссер Котанджян в свой юбилейный вечер создал все условия, чтобы зритель постиг его искусство.

«Только у той нации есть будущее, которая знает, ценит и уважает своих деятелей искусства. Я аплодирую человеку, который 40 из 60 лет жизни посвятил армянскому театру, кино России и Армении, который продолжает служить своим соотечественникам на родине и далеко за ее пределами, донося до каждого слово мастера». Так поздравил своего друга и коллегу режиссер Виген Чалдранян. Но не это поздравление стало открытием вечера, а выступление сына юбиляра - Майкла Котанджяна и его друзей Анны Ларай и Альберта Мелик-Пашаева. Такую порцию доброй энергии и хорошего настроения редко кому удается передать залу в считанные минуты - время одной песни. Майкл или Майк, как его называют родные и близкие друзья, выпускник факультета международных отношений Ереванского университета. Дипломат по специальности, он поет и делает это с такой любовью, что трудно не заразиться ею. Возникает чувство, как будто тебе подарили нечто очень большое и поэтому ты никак не можешь это объять. Если конечная цель дипломата -установление добрососедских отношений с сохранением чести и достоинства собственного народа, то Майкл преуспел в своей профессии. Он смогубедить простыми словами, произнесенными под музыку. В прошлом году он выпустил музыкальный альбом «Зеленые глаза», который стал логическим продолжением первого сборника - «Владычицы пустыни». В скором времени выйдет третий диск, говорит певец, но его название - пока тайна. Объединить весь зал, подарить настроение праздника и перенести зрителей в далекую и родную Армению, Армению гор и зурны, может волшебник или человек, который занимается любимым делом. Кто волшебник, а кто мастер своего искусства -Майкл или Рафаэль Котанджян, сейчас уже трудно сказать. Но в зале мне показалось, что волшебник все же Майкл.

Армянская речь из уст любимого актера и его сына, исполнителя прекрасных песен, - это почти сказка в условиях московской действительности, когда армяне говорят на любом другом языке, кроме родного. «Все будет хорошо, ты только должен верить в это. Идти к своей цели, не позволяя усталости одолевать желание и не теряя способности удивляться». Творческий путь Рафаэля Котанджяна подтверждает его слова. И понятно, что экспромт на сцене - это минуты, выжатые из долгих часов неустанной работы. Но зритель редко задумывается над этим. Если человек, доедающий яблоко, будет думать о том, сколько месяцев оно поспевало, он не успеет насладиться его вкусом. Возможно, в этом и есть правда, как и в том, что мастерством Рафаэля Котанджяна играть и оставаться вне игры на расстоянии протянутой руки от зрителя обладают лишь немногие артисты. В Ереване в день своего юбилея Рафаэль Артемович был награжден медалью за заслуги в сфере культуры и искусства. С разных уголков земного шара его поздравляли друзья и коллеги, многочисленные поклонники. Букеты цветов, аплодисменты и благодарность зрителя - то, что остается у артиста после спектакля. Публика не терпит обмана. Она сурова, но щедра. Котанджяну известно, что завоевать любовь зрителя так же сложно, как и обмануть ребенка. Хотя последнее практически невозможно.

Диана Мкртчян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении