Лермонтово... Фиолетово...Стало доброй традицией устраивать ежегодные поездки представителей армянской диаспоры различных регионов России в Армению и Карабах. Плюс наши российские доброжелатели: политики, бизнесмены, писатели, специалисты. Более трехсот человек. Целый самолет. «Наша цель, — сказано в Обращении САР к региональным отделениям САР и армянским бизнесменам России,—способствовать укреплению экономических, образовательных, культурных связей армянской диаспоры России и Армении, оказанию адресной помощи русскому населению Армении».
Хочу выделить эти слова: «оказание адресной помощи русскому населению Армении».
Именно поэтому я—российский армянин—выбрал маршрут по российским поселениям
моей Родины. Немного истории. Первые русские поселения в Закавказье, и в частности
в Армении, приходятся на начало XIX века. В основном это были люди нетрадиционного
христианского вероисповедания. Иначе говоря сектанты под самыми разными названиями,
с самыми разными особенностями каждой отдельной группы. На сегодня основными
их представителями являются духоборы и духовные христиане, более известные как
молокане. Такое название им было дано за то, что они не придерживались общепринятых
церковных постов и в постные дни потребляли молоко.
И селились они в основном в местах, природно-климатические условия которых
схожи с их Родиной. Вот и появились на карте Армении такие названия, как Воронцовка,
Сара-товка, Петровка, Медовка и т.п. Надо сказать, что помимо сектантских создавались
и православные села из числа военнослужащих и казаков. Вот и появились Каменка,
Новопокровка, Привольное и т.п.
...Наша группа держала путь на Лермонтово и Фиолетово. Но по желанию наших
русских гостей мы сделали остановку в Ва-надзоре, где посетили русскую церковь
«Храм святой Богородицы», построенную в 1893 году. Почти сто лет назад. Тоже
юбилей!
В нашей небольшой группе из Москвы были Гегам Халатян
(председатель исполкома Московской организации САРа), доктор исторических наук
Александр Крылов, писатель Алексей Варламо, архитектор из Иркутска Артем (фамилию
не запомнил) и сопровождающие нас — директор Центра изучения и развития русского
языка в Армении Пурген Барикян и руководитель Фонда помощи и содействия российским
соотечественникам Республики Армения Иван Семенов, которомухо-чется выразить
глубокую благодарность за его содержательную информацию о сегодняшней жизни
русских в Армении.
Село Лермонтово. Сойдя с автобуса, я подошел к светловолосому длиннобородому
мужчине в кирзовых сапогах и, доставая фотоаппарат, обратился к нему:
— Отец, давайте сфотографируемся на память.
Он резко помахал рукой, словно отгонял пчелу, быстро развернулся и побежал
прочь. Позже я узнал, что у молокан не принято фотографироваться, а длиннобородый
«отец» к тому же оказался лет на десять моложе меня.
Хлюпая по лужам, перепрыгивая с камня на камень, мы вошли в здание, которое
называлось школой. Не могу найти сравнение, чтобы дать читателю представление
об этом помещении: сарай, хлев, заброшенный подвал с рухлядью? Грустные глаза
учителей, любопытные взгляды, обступивших нас детей «кричали» об их неустроенности,
молча «взывали» о помощи. Нет нормальных парт, нет доски, не хватает учебников...
В классных комнатах стоят музейные печки. Нам сказали, что зимой каждый ученик
приносит с собой по два-три полена, чтобы растопить печку и досидеть пять часов
до конца уроков.
— Мы поможем, — сказал собравшимся учителям Гегам Левонович, делая какие-то
пометки в блокноте, — мы подумаем, как и чем можно помочь вашей школе.
Село Фиолетово. Те же длиннобородые мужики, такие же светлолицые женщины в
светлых головных платочках, такие же любопытные ребятишки. Нам было стыдно —
мы пришли без подарков. У меня оказались японские открытки, и я решил их раздавать
ребятам, но прежде делал быстрый рисунок, скорее дружеский шарж, подписывал
их фамилии и вручал на память. Но когда четвертый ребенок назвал свою фамилию
- Рудомет-кин, я не выдержал:
— Что, у вас у всех один отец?
Это позже, уже из книги И. Семенова «История закавказских молокан и духоборов»
я узнал, что некто Максим Гаврилович Рудометкин — выходец из Тамбовской губернии,
переселившись в Армению, возглавил духовную жизнь общины молокан, создал новое
течение, одной из особенностей которого было то, что во время религиозных песнопений
молящиеся, впадая в экстаз, начинали трястись, подпрыгивать, то в одиночку,
то целыми группами. С тех пор представителей этой секты стали называть «прыгунами».
Так что полсела здесь Ру-дометкины — «прыгуны». Да, были мы и в школе села Фиолетово.
Вроде есть здесь школа и нету ее. Может быть, она чуточку, самую малость, благоустроеннее,
чем в Лермонтово, но тоже — инвалид. Надо помогать.
Покидая, как говорят, Богом забытые эти места, где нет даже нормальных автомобильных
дорог, я видел, как на полях трудятся длиннобородые мужики и, простите за грубое
слово, бабы в белых платочках. А в огородах — лишь картофель и капуста — основа
их питания. (Кстати, одна из женщин подарила мне большую картофелину — на память.
Она мне будет напоминать о помощи, которую мы обещали школе.)
На возвышении недалеко от дороги я заметил обилие странных деревянных — не
знаю как назвать — вроде вытянутых скворечен, которые мы делали на нашем школьном
дворе.
— Что это?— спросил я у Ивана Яковлевича.
— Могилы предков молокан, — ответил на безукоризненном армянском языке.
Мне стало грустно. Грустно. И устно, и письменно — грустно.
Роберт Баблоян, Москва — Ереван — Лермонтово — Фиолетово
|