Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Лермонтово... Фиолетово...

Стало доброй традицией устраивать ежегодные поездки представителей армянской диаспоры различных регионов России в Армению и Карабах. Плюс наши российские доброжелатели: политики, бизнесмены, писатели, специалисты. Более трехсот человек. Целый самолет. «Наша цель, — сказано в Обращении САР к региональным отделениям САР и армянским бизнесменам России,—способствовать укреплению экономических, образовательных, культурных связей армянской диаспоры России и Армении, оказанию адресной помощи русскому населению Армении».

Хочу выделить эти слова: «оказание адресной помощи русскому населению Армении».

Именно поэтому я—российский армянин—выбрал маршрут по российским поселениям моей Родины. Немного истории. Первые русские поселения в Закавказье, и в частности в Армении, приходятся на начало XIX века. В основном это были люди нетрадиционного христианского вероисповедания. Иначе говоря сектанты под самыми разными названиями, с самыми разными особенностями каждой отдельной группы. На сегодня основными их представителями являются духоборы и духовные христиане, более известные как молокане. Такое название им было дано за то, что они не придерживались общепринятых церковных постов и в постные дни потребляли молоко.

И селились они в основном в местах, природно-климатические условия которых схожи с их Родиной. Вот и появились на карте Армении такие названия, как Воронцовка, Сара-товка, Петровка, Медовка и т.п. Надо сказать, что помимо сектантских создавались и православные села из числа военнослужащих и казаков. Вот и появились Каменка, Новопокровка, Привольное и т.п.

...Наша группа держала путь на Лермонтово и Фиолетово. Но по желанию наших русских гостей мы сделали остановку в Ва-надзоре, где посетили русскую церковь «Храм святой Богородицы», построенную в 1893 году. Почти сто лет назад. Тоже юбилей!

В нашей небольшой группе из Москвы были Гегам Халатян

(председатель исполкома Московской организации САРа), доктор исторических наук Александр Крылов, писатель Алексей Варламо, архитектор из Иркутска Артем (фамилию не запомнил) и сопровождающие нас — директор Центра изучения и развития русского языка в Армении Пурген Барикян и руководитель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам Республики Армения Иван Семенов, которомухо-чется выразить глубокую благодарность за его содержательную информацию о сегодняшней жизни русских в Армении.

Село Лермонтово. Сойдя с автобуса, я подошел к светловолосому длиннобородому мужчине в кирзовых сапогах и, доставая фотоаппарат, обратился к нему:

— Отец, давайте сфотографируемся на память.

Он резко помахал рукой, словно отгонял пчелу, быстро развернулся и побежал прочь. Позже я узнал, что у молокан не принято фотографироваться, а длиннобородый «отец» к тому же оказался лет на десять моложе меня.

Хлюпая по лужам, перепрыгивая с камня на камень, мы вошли в здание, которое называлось школой. Не могу найти сравнение, чтобы дать читателю представление об этом помещении: сарай, хлев, заброшенный подвал с рухлядью? Грустные глаза учителей, любопытные взгляды, обступивших нас детей «кричали» об их неустроенности, молча «взывали» о помощи. Нет нормальных парт, нет доски, не хватает учебников... В классных комнатах стоят музейные печки. Нам сказали, что зимой каждый ученик приносит с собой по два-три полена, чтобы растопить печку и досидеть пять часов до конца уроков.

— Мы поможем, — сказал собравшимся учителям Гегам Левонович, делая какие-то пометки в блокноте, — мы подумаем, как и чем можно помочь вашей школе.

Село Фиолетово. Те же длиннобородые мужики, такие же светлолицые женщины в светлых головных платочках, такие же любопытные ребятишки. Нам было стыдно — мы пришли без подарков. У меня оказались японские открытки, и я решил их раздавать ребятам, но прежде делал быстрый рисунок, скорее дружеский шарж, подписывал их фамилии и вручал на память. Но когда четвертый ребенок назвал свою фамилию - Рудомет-кин, я не выдержал:

— Что, у вас у всех один отец?

Это позже, уже из книги И. Семенова «История закавказских молокан и духоборов» я узнал, что некто Максим Гаврилович Рудометкин — выходец из Тамбовской губернии, переселившись в Армению, возглавил духовную жизнь общины молокан, создал новое течение, одной из особенностей которого было то, что во время религиозных песнопений молящиеся, впадая в экстаз, начинали трястись, подпрыгивать, то в одиночку, то целыми группами. С тех пор представителей этой секты стали называть «прыгунами». Так что полсела здесь Ру-дометкины — «прыгуны». Да, были мы и в школе села Фиолетово. Вроде есть здесь школа и нету ее. Может быть, она чуточку, самую малость, благоустроеннее, чем в Лермонтово, но тоже — инвалид. Надо помогать.

Покидая, как говорят, Богом забытые эти места, где нет даже нормальных автомобильных дорог, я видел, как на полях трудятся длиннобородые мужики и, простите за грубое слово, бабы в белых платочках. А в огородах — лишь картофель и капуста — основа их питания. (Кстати, одна из женщин подарила мне большую картофелину — на память. Она мне будет напоминать о помощи, которую мы обещали школе.)

На возвышении недалеко от дороги я заметил обилие странных деревянных — не знаю как назвать — вроде вытянутых скворечен, которые мы делали на нашем школьном дворе.

— Что это?— спросил я у Ивана Яковлевича.

— Могилы предков молокан, — ответил на безукоризненном армянском языке.

Мне стало грустно. Грустно. И устно, и письменно — грустно.

Роберт Баблоян, Москва — Ереван — Лермонтово — Фиолетово

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении