Турция ужесточает правила прохода судов через Босфор и ДарданеллыТурция в очередной раз ужесточила правила прохождения морских судов через ее проливы Босфор и Дарданеллы. Опасаясь экологической катастрофы в своих территориальных водах, особенно на Босфоре, разделяющем надвое 12-миллионный Стамбул, турецкое правительство ввело новые ограничения для судоходства в этих проливах.
В частности, отныне запрещается в темное время суток прохождение проливов судами,
перевозящими опасные грузы, к коим не в последнюю очередь относятся нефть и
нефтепродукты. Кроме того, размеры этих судов ограничиваются по длине: 200 метров
на Босфоре и 250 метров в Дарданеллах, сообщает СМА.
Помимо этого, теперь суда водоизмещением более 500 тонн и с опасным грузом
на борту должны для получения разрешения на прохождение этих проливов запастись
международным страховым полисом на случай нанесения экологического ущерба и
соответствовать международным экологическим стандартам. Напомним, что один из
этих стандартов требует, чтобы танкеры, проходящие через Босфор и Дарданеллы,
имели двойную обшивку для предотвращения аварийных разливов нефти.
Новые правила создадут серьезные осложнения для нефте-экспортеров, в первую
очередь для России и иностранных компаний, которые вывозят свою нефть на мировые
рынки именно через турецкие проливы. В частности, из Новороссийска и далее по
Черному морю в Средиземное следуют крупнотоннажные танкеры, вывозящие нефть,
добываемую в России и Казахстане. Только по КТК (трубопроводу Каспийского трубопроводного
консорциума) в Новороссийск будет поступать на первом этапе 28 млн. тонн тенгизс-кой
нефти в год. По проекту с пуском второй очереди КТК его мощность должна возрасти
до 67 млн тонн. Пропустить такой объем вкупе с чисто российскими поставками
Босфор вряд ли сможет, о чем неоднократно предупреждали турецкие власти. Альтернативой
может стать только Основной экспортный трубопровод Баку - Тбилиси -Джейхан,
к участию в котором Баку неоднократно приглашал как Казахстан, так и российские
компании. Кстати, и среди российских нефтяников и аналитиков, несмотря на подавляющее
число противников ОЭТ, есть люди, которые призывают внимательнее присмотреться
к возможностям, которые может предоставить маршрут Баку -Джейхан. Например,
вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун считает, что необходимо построить ветку,
которая соединила бы российскую систему трубопроводов с ОЭТ. Во-первых, это
даст возможность гнать часть российской нефти, минуя Босфор и Дарданеллы. Во-вторых,
ОЭТ, транспортируя качественную каспийскую нефть в Средиземное море, избавит
менее качественную российскую от конкуренции с ней на европейском рынке.
|