Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Комитас снова в Париже

«Не всякая песня до конца допевается,Не всякая жизнь смертью кончается»-Армянская пословица

«Париж!.. Париж!..» Трудно произносить это слово без восклицания: «Ах! Какой город!» И действительно, вот уже сколько столетий редкий посетитель его не восторгался этой столицей Европы, по праву получившей такое звание. Я бы добавил еще: духовной столицей Европы, потому как именно здесь зарождались многие новые течения в искусстве, именно здесь проходили «курс молодого бойца» многие художники слова и кисти, именно здесь на престижных международных выставках впервые показывали свои шедевры-творения многие представители народов Европы.

Многие народы и не только Европы гордятся именами своих выдающихся соотечественников, проживавших и проживающих здесь и поныне. В том числе и мой народ — армянский. Народ, имеющий многовековой опыт создания своих культурных ценностей и не на своей Родине — в Армении. И не только культурных ценностей.

Мне обидно, стыдно, жаль, но у меня после первых шагов по тротуарам Парижа не вырвалось это долгожданное «ах!» Да, Париж красив, но, по-моему, таких красивых городов немало в Европе, быть может, без Эйфе-левой башни и Нотр-Дама, но есть такие города: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Прага, Милан, Брюссель со своим Нотр-Дамом — внутренним убранством не хуже парижского...

Но я сегодня — о другом.

Сегодня, оглядываясь даже беглым взглядом в наше недалекое прошлое, я вижу массу положительных дружественных жестов французского народа по отношению с нашему народу. Вспомним хотя бы легендарный факт спасения французскими кораблями остатков чудом уцелевших героев Муса-дага в 1915 году — во время жесткого геноцида армян со стороны Турции. (Об этой трагической странице нашей истории можно прочесть в книге австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага».) Мы, армяне, тоже вписали значительные, скажем поскромнее, строки в историю и культуру Франции. Вспомним хотя бы имя легендарного Муше-га Манушяна — героя французского сопротивления в годы фашистской оккупации страны.

Да, армяне, как, наверное, многие народы мира, в благодатном французском «саду искусства» имеют свой куст, свой букет из именитых имен и в годах минувших, и в днях сегодняшних. Как не вспомнить хотя бы имена таких выдающихся армянских художников, какАкоп Гюрджян, Ер-ванд Кочар, Мартирос Сарьян, Георгий Якулов! Они пусть в разной временной протяженности, но связывали свою жизнь и творчество с Парижем. А имя последнего и по сей день в Париже носит благотворительный фонд. В этом саду есть и «музыкальный букет». Это Сильвия Вартан, Рози Армен, Марк Арьян с Шарлем Азнавуром во главе. Я уже не говорю отаких«инженерахчеловечес-ких душ», как Ваге Коча и Анри Труайя, вошедших в самую престижную академию Франции — Академию Бессмертных.

...Прогуливаясь по не очень ухоженным улицам тысячелетнего Парижа со своим другом Альфредом Цамеряном, рассматривая великолепные архитектурные памятники мировой известности, восторгаясь великолепными скульптурами великих людей веков минувших, мы искали лица нашей национальности, но... Но каждый четвертый прохожий был либо араб, либо негр, либо с берегов Японского моря.

— Где же наши армяне? — не выдержал офтальмолог Альфред Петрович. — Где же их творения?

...Весть о том, что в Париже скоро будет поставлен памятник Комитасу, привела в неописуемый двойной восторг: скульптура армянину, скульптор — армянин. Так и напрашивается вопрос: а почему Комитасу? А почему именно в Париже?

Сегодня, когда я пишу эти строки, 26 сентября. Именно в этот день 1869 года — 133 года назад — в турецком городе Кути-на (область Анатояни) в семье сапожника Геворка Согомоняна родился мальчик, которому дали имя Согомон. Позже он напишет в своей биографии: «Вся родня моей матери и отца обладала хорошими голосами...» Рожденный от матери, которую звали Тагун, что в переводе с армянского означает «королева», он стал одним из бессменных бессмертных королей на музыкальном Олимпе армянского народа...

В 1893 году Согомон закончил курс Эчмиадзинской академии. Католикос Мкртыч Хримян возводит его в сан иеромонаха и присваивает ему имя Комитас.

В 1896 году Комитас направляется в Берлин, где в течение трех лет изучает музыкально-тееретические дисциплины, овладевает техникой игры на фортепиано и органе. Ведь с детства он начинал с пения и игры на свирели...

В 1906 году по приглашению зарубежных армян впервые приезжает в Париж и блестяще выступает со специально организованным хором, состоящим из армян-любителей и французских певцов-профессионалов. Позже армянский журнал в Париже «Анаит» и французский — !_е Мегсиге глизюа! («Музыкальный Меркурий») печатают его большую статью «Армянская крестьянская музыка» с многочисленными нотными примерами. (К месту вспомнить, что Комитас написал и обработал около 3000 песен, хотя при его жизни было опубликовано лишь 30).

География его концертных поездок охватывает города Турции и Египта — Измир, Каир, Александрия. Затем снова Германия — Берлин, Лейпциг.

1914 год. Комитас снова в Париже, читает доклады об армянской духовной музыке на конгрессе Международного музыкального общества. Начало первой мировой войны застало Комитаса в Константинополе. Ему суждено было испить всю чашу горестей и мучений, выпавших на долю его народа.

11 апреля 1915 года вместе с группой армянской интеллигенции, с писателями Сиаманто, Ва-ружаном и другими деятелями культуры, Комитаса после тюремного заключения, побоев и глумления, ссылают в глубь страны. На его глазах умерщвляют его друзей. Пережитые нервные потрясения проявляются первыми признаками душевного заболевания. Весной 1916 года его помещают в больницу для душевнобольных в Константинополе, а в 1919 году перевозят в Париж, где он проводит 16 последних лет своей тяжелой жизни. 22 октября 1935 года — последний день жизни этого великого композитора. Это — последняя страница его парижской биографии...

Нет, оказывается, не последняя. Великая Франция и ее мудрый народ помнят и чтят имена великих и мудрых инородцев, внесших заметную лепту в науку, культуру, а значит, и в историю этой благородной, демократичной, открытой для всех людей планеты страны. В Париже немало музеев, памятников, площадей и улиц, носящих имя не французов — от музея испанца Сальвадора Дали до моста Александра Третьего — русского царя.

И вот скоро, 24 апреля 2003 года, в центре Парижа готовятся открыть памятник армянскому композитору Комитасу. Это инициатива муниципалитета города. Конкурс выиграл наш земляк — уроженец Еревана Давид Бабаян, ныне гражданин Франции — Давид Ереванци. Его работы и поныне известны многим армянам — это и «Зангезурская женщина», и чеканки на здании Дома шахматиста, и «Карабахская женщина», и т.д.Мы гордимся и поздравляем нашего соотечественника с такой почетной победой в конкурсе.

Он и там остался верным сыном своей Родины: помогает родственникам и вновь прибывшим армянам, дружит с известным скульптором, народным художником Амаяком Бде-яном, часто консультируется с талантливым архитектором Ашотом Минасяном, пьет «Ах-тамар» ереванского разлива и слушает музыку Комитаса. А иногда — и сам поет.

...Да, много чудес в Париже... и много тайн. Например, почему знаменитый артист живет на барже, стоящей на Сене, а знаменитый император Наполеон погребен в шести гробах? И все-таки, по-моему, милее Родины, колыбели нашей, ничего нет на свете. Не потомули, мы часто наш край, наш город любовно сравниваем с признанными чудесами света? Не потому ли, рассказывая туристам о нашей армянской, двенадцатой по счету столице, называем ее «маленьким Парижем»? И по-моему, — по праву!

Роберт Баблоян, Москва—Париж, 2002 г.

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении