Прекрасное кино прекрасного режиссераВсемирноуважаемый режиссер Сароян (Азнавур) прилетает в Канаду снимать фильм «Арарат» о геноциде армян 1915 года. О съемках фильма рассказывает канадскому таможеннику (Пламмер) армянский юноша (Элпай), задержанный год спустя на таможне аэропорта Торонто при попытке ввезти из Турции коробки с кинопленкой: мать (Ханджян) юноши работала на съемках историческим консультантом.
Лидер канадского интеллектуального кино Атом Эгоян впервые говорит о своих
армянских корнях и сразу - о главной болевой точке и центральном мифе международной
армянской диаспоры, геноциде 1915 года. Диаспора отнеслась к фильму заведомо
серьезно: в Ереване на первую неделю проката все билеты были проданы до премьеры.У
зрителя стороннего может возникнуть представление, что «Арарат» - это армянский
«Список Шиндлера». Спешу заверить - это не так. Сароян со своим «Араратом» существует
только как персонаж «Арарата» Эгояна.
Сароян - единственный на данный момент объект иронии за все 15-летнее творчество
Эгояна с его сосредоточенностью на прихотях внутренней жизни. Азнавур играет
его как самоуверенного дедка, который на въезде в страну несет в руках гранат
- символ Армении. Офицеру таможни, который не может разрешить ввоз фруктов,
он рассказывает красивую, как кавказский тост, историю о том, как его мать пережила
геноцид.
Эгоян иронизирует сдержанно: гротеск в его строгом мире, где густые черные
тени обрамляют кадры с бликующим дневным светом, невозможен. Не так снимает
Сароян: в его «Арарате» - многоцветная парчовая индийская кинокартинка, на которой
турецкий солдат насилует армянскую жен-щи ну нателеге, вто время как под телегой
плачет ее дочь. Сароян, наблюдающий свое творение из ложи, в луче кинопроектора,
- ни дать ни взять профиль с иконостаса политбюро ЦК.
Эгоян, глубиннейшийдушеко-патель, здесь так же далек от политики, как и в своем
главном фильме «Экзотика» о стрип-баре.
Он - о другом, как всегда, о личном, об интимном. О том, что в психологии называется
геш-тальт, а в философии - сопряжение с мифом, но как ни назови, в случае каждого
конкретного человека является переживанием чрезвычайно трепетным. В фильме Сарояна
волшебная гора величественна и прекрасна. Только это - цветастый задник, вывешенный
в фешенебельной современной канадской киностудии. Эгоян покажет самый настоящий
Арарат, кон-трабандно снятый в самой настоящей Турции, дрожащей рукой, на портативную
камеру, на зернистую дешевую пленку, застрявшую на канадской таможне. Прекрасное
кино прекрасного режиссера.
Алексей Васильев
|