Принятые решения помогут экономикеМеждународный Конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП) — общественная организация, созданная в целях консолидации деятельности деловых объединений из различных государств, формирования устойчивых экономических отношений, поддержки двух-и многосторонних программ и проектов взаимодействия товаропроизводителей различных стран. В настоящее время Конгресс объединяет аналогичные национальные союзы из 22 стран, включая СПП(р)А — Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении.
Состоявшееся 20 сентября в Ереване расширенное заседание Совета МКПП явилось
весьмазна-чимым событием хотя бы потому, что на нем принята новая концепция
(программа) развития этой организации и намечены пути ее практической реализации.
Сразу заметим, что новая редакция этого стратегического документа обусловлена
необходимостью скорректировать направления и формы работы МКПП с учетом до-минирующих
ныне мирохозяйственных тенденций, усилить его позиции в области высоких технологий,
инноваций, инвестиций и экологической безопасности.
На открывшемся в Доме приемов правительства РАзаседании Совета МКПП было прежде
выслушано приветствие президента Армении Роберта Кочаряна, выразившего надежду
на то, что оно будет содействовать развитию деловых отношений стран-участниц
Конгресса. Затем членов Совета Конгресса приветствовал премьер-министр РА Андраник
Маргарян. Присутствие на заседании представителей деловых кругов 22 стран позволяет
надеяться на самые серьезные результаты, сказал он. Особо выделил глава правительства
деловые связи с Россией, крупнейшим торгово-экономическим партнером Армении.
Новый импульс им придали, в частности, долгосрочный — до 2010 г. — договор о
торгово-экономическом сотрудничестве, соглашение о принципах сотрудничества
между областными администрациями РА и субъектами РФ, обеспечившие необходимое
правовое поле. Такие же договоры подписаны и с другими государствами-членами
Конгресса, отметил А. Маргарян и подчеркнул, что слово теперь — за самими бизнесменами.
Премьер выразил надежду, что непосредственные контакты руководства СППА с национальными
союзами промышленников и предпринимателей стран СНГ, Балтии, Восточной Европы
и Китая пойдут на пользу экономическому развитию Армении. В числе способствующих
этому факторов он назвал благоприятный инвестиционный климат, удобное географическое
расположение Армении, четкий и стабильный налоговый режим. «Тот, кто открывает
для себя рынок Армении, открывает и ближневосточный и азиатский рынки, — сказал
А. Маргарян. — Думаю, познакомившись ближе и уточнив общие интересы, можно будет
наладить хорошую совместную работу».
Эту мысль в своем докладе о новой редакции концепции (программы) развития МКПП
поддержал и Виктор Глухих — президент МКПП, член Совета Федерации Федерального
Собрания РФ, председатель Совета директоров НПО «Сатурн», известный в России
и международных кругах своей деятельностью в машиностроении и оборонных отраслях
промышленности.
В частности, он отметил, что «никто кроме нас самих, не заинтересован в завоевании
своих ниш на мировом рынке, а имеющиеся пробелы в этом деле обусловлены низкой
активностью наших деловых людей». Кстати, в выступлениях главы Конгресса весьма
импонировало стремление направить работу в практическое русло с тем, чтобы МКПП
рассматривался не просто как трибуна для словоизлияний, но как организация,
способствующая реализации совместных программ.
— Ереван неслучайно выбран местом проведения нынешнего заседания Совета МКПП,
— подчеркнул В. Глухих. — В этой республике, экономика которой особенно сильно
пострадала как в результате спитакского землетрясения, так и последующей трансформации,
весьма реально оценивают состояние дел. В этом мы лишний разубедились во время
встречи с президентом Робертом Коча-ряном, который представил абсолютно объективную
картину положения экономики страны. Исходя из этого, членам Совета МКПП следовало
бы повнимательнее отнестись к ситуации и практике решения проблем в Армении...
Картину еще более дополнил министр торговли и экономического развития РА Карен
Чшмаритян, выступивший на заседании с докладом «Экономика Армении в современных
условиях. Привлекательность рынка РА для стран, представленных в Конгрессе».
Он, в частности, подчеркнул, что значительным достижением республики стало обеспечение
стабильного роста ВВП, позволяющее смело прогнозировать его ежегодное увеличение
на уровне в 10—12%. При этом неуклонно сокращается отрицательное сальдо внешнеторгового
баланса (доминирование объемов импорта над экспортом. — Ред.), причем если раньше
это достигалось в основном за счет импортозамещения, то теперь — за счет постоянного
возрастания объемов экспорта. «Модернизация аэропорта «Зварт-ноц» и создание
здесь свободной экономической зоны, ожидающееся в этом году вступление РА в
ВТО — все это и многое другое послужит стимулом для дальнейшего развития интеграционных
связей Армении с другими странами, — сказал министр. — Мы открыты и готовы к
полноценному и полномасштабному сотрудничеству».
В новых условиях МКПП намерен взять на себя роль своеобразного центра «кристаллизации»
новых идей, перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества промышленников
и предпринимателей стран-членов Конгресса. Вот почему одной из главных организационных
задач признано формирование эффективной инфраструктуры организации, чему было
посвящено выступление вице-президента МКПП В. Колмогорова. А исполнительный
директор Международной ассоциации бирж стран СНГ А. Куприн представил участникам
заседания свое видение решения проблемы валютной интеграции, укрепления нацвалют
и их конкурирования с традиционно сильными валютами.
19 сентября в Ереване на встрече представителей деловых кругов Армении и России,
к сожалению из-за болезни не смог принять участие президент Российского СПП
Аркадий Вольский. Его выступление было зачитано на заседании.
«У нашей с вами встречи есть одна особенность, которую следует подчеркнуть.
Она благодатна своей созидательной направленностью. Ее цель в том, чтобы объединить
усилия наших промышленных союзов в восстановлении и углублении взаимодействия
армянских и российских промышленников и предпринимателей, чтобы кардинальным
образом изменить ситуацию в лучшую сторону.
Нет необходимости объяснять, что многое в этом плане мы уже, к большому сожалению,
прозевали. Наверстать упущенное теперь можно только вместе, объединив прежде
всего действия промышленников и предпринимателей.
Важно сейчас, что произошли положительные подвижки, я бы даже сказал, совершен
прорыв, прокладывают себе дорогу принципиально новые, эффективные формы сотрудничества.
Об этом говорят хотя бы такие обобщающие характеристики: после длительного периода
сокращения товарооборота (за 1994—2000 гг. на 136,2 млн. долларов) в 2001 г.
по сравнению с предыдущим годом он вырос на 77,3%. Причем рост товарооборота
зафиксирован впервые с 1991 г., и очень важно, что тенденция его роста сохранилась
и в текущем году.
Это, конечно, не предел, но важна позитивная динамика. Она заметна во всем.
Помимо обычной производственной кооперации идет, хотя и не так интенсивно, как
требуется, процесс реализации современных программ по разработке техники, обладающей
высоким научным потенциалом. За счет средств, вкладываемых в эконо-мику Армении
российскими предприятиями, создаются новые производства. Примером может служить
компания «Русский алюминий», которая приобрела контрольный пакет акций Канакерского
алюминиевого завода. На его базе сейчас создан армяно-российский фольгопрокатный
завод «Арме-нал». Ведется напряженная работа по созданию других совместных предприятий.
Сегодня их немного, но, уверен, в ближайшее время их станет больше. По объемам
инвестиций в экономикуАрмении Россия вышла на одно из ведущих мест. В прошлом
году они составили около 42 млн. долларов.
Разумеется, позитивные подвижки не произошли сами собой. За этим прежде всего
стоит политическая воля высшего руководства наших стран, президента России Владимира
Путина и президента Армении Роберта Кочаряна. Особое значение имели их переговоры
в сентябре прошлого года в Ереване, в ре-зультате которых заключено Соглашение
о долгосрочном экономическом сотрудничества, рассчитанное до 2010 года.
Среди последующих решений российских и армянских официальных лиц по сотрудничеству
я особо хотел бы выделить соглашение о порядке передачи акций армянских предприятий
по схеме «долги за имущество», подписанное 17 июля. Оно позволяет значительно
увеличить присутствие российского капитала в Армении. Все это дает основание
утверждать, что мы в самое ближайшее время можем значительно продвинуться в
урегулировании многих экономических вопросов.
По-прежнему, как мне представляется, на первом месте находится тема сотрудничества
в области энергетики. Кроме проблем с поставками ядерного топлива на Армянскую
АЭС и расчетов за него, не менее важно обсудить вопросы сотрудничества в строительстве
Мегрин-ской ГЭС, возможности участия в нем российских хозяйствующих субъектов
и поставок российского оборудования. Не менее важной темой является возможность
сотрудничества при реализации проекта газопровода Иран—Армения, а также других
объектов — таких, как подземное газохранилище в Абовя-не и использование расположенного
здесь же производственного комплекса по сжижению газа с созданием в этих целях
совместных организаций и предприятий.
Еще одной темой для совместного обсуждения является проблема загрузки неиспользуемых
мощностей в обрабатывающей промышленности. Сейчас и в России, и в Армении простаивает
от 30 до 50% таких мощностей, в зависимости от отраслей. Для их реанимации нужны
серьезные организационные усилия как по линии исполнительной власти, так и деловых
кругов. Потребуется и время. Все это так. Но на этой основе можно было бы реализовать
предлагаемые деловыми кругами проекты по выпуску легких самолетов на базе завода
«Раз-данмаш» и по созданию российско-армянской промышленной корпорации в области
радиоэлектроники и приборостроения. Необходимо также обсудить ряд предложений
по взаимодействию в области автомобилестроения, расширению поставок химической
продукции с завода «Наирит» и т.д.
Другая очень важная проблема связана с сотрудничеством в области использования
и развития транспортной инфраструктуры. Главная проблема состоит здесь в нарушении
железнодорожного сообщения.
Нужно ускорить введение в действие паромной переправы Поти—Новороссийск. О
каком увеличении торгового оборота можно вести речь сейчас, когда контейнер
из Еревана до Нью-Йорка доставить значительно дешевле, чем до Москвы. Уверен,что
и российский и армянский бизнес примут самое активное участие в осуществлении
зависящих от них необходимых мер в этом плане.
Обо всех этих и многих других направлениях сотрудничества мы достаточно подробно
говорили на встрече в Москве. К сожалению, пока не все наши договоренности удалось
реализовать. Уверен,что в результате конструктивного диалога здесь, в Ереване,
многое удастся продвинуть в своем решении. Поиску новых направлений взаимодействия
способствует и ознакомление российской делегации с выставкой «Индустриальная
Армения ».
В заключение хотел коснуться еще одного вопроса. Речь идет о том, что совсем
недавно парламент Армении принял в первом чтении пакет законодательных обязательств
по вступлению в ВТО. Россия также проводит соответствующую работу по подготовке
к вступлению в эту международную торговую организацию. В РСПП создана специальная
рабочая группа по вступлению России в ВТО. Она действует в полном контакте с
нашими органами власти. Мы исходим из того, что экономика страны должна быть
тщательно подготовлена к такому шагу, сделать его требуется без ущерба для нашей
экономической безопасности с учетом интересов всех ветвей российского бизнеса.
Мне представляется, в этом важном деле союзы промышленников и предпринимателей
России и Армении могли бы во взаимных интересах провести серию рабочих встреч
и консультаций».
Соб. инф.
|