Ереван—Гюмри—ВанадзорПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ УКЛОНОМ
Урарту, Наири, Айк, Айастан, Армения...
В разные времена разные народы по разному называли нашу Родину — Армению. Руки
Истории «играли» нашей территорией, как на русской гармошке, то растягивая ее
от моря до моря, то сжимая ее — от одной крепостной стены до другой. Встреча
с Родиной — всегда праздник, даже если она временно больна или если она еще
не оправилась от нахлынувших на нее бед — хронических и стихийных.
После первого глотка родного воздуха, утоляющего спазму ностальгического недомогания,
ты как-то преображаешься, обретаешь зрение, начинаешь сравнивать сегодняшний
день с днем последнего своего посещения родной земли. Смотришь на все: на город
и на горожан, на творцов и ихтворения, на старые дома и улицы и на таблички
с их новыми названиями. Где-то радуешься новым постройкам, а где-то щемит сердце
от потерянного старого, но эмоционально желанного.
.. .Приехав в Армению какде-легат Второй конференции «Армения—Диаспора», я
покинул страну как транзитный турист, побывав, кроме Еревана, в Гюмри, в Ванадзоре
и даже в высокогорном селении Верин Манташ— родине известной целительни-цы Лиды
Алексанян...
Словом, мне посчастливилось побывать в Армении после затянувшегося периода,
скажем образно, «лунного затмения». И вот забрезжил свет в окнах домов и надежда
в душах домочадцев. Надежда на улучшение быта, культуры, настроения и жизни
в целом.
— Идетулучшение, — сказал мне водитель ереванского такси,— но идет черепашьи
ми шагами.
«Есть улучшение», — говорю я сам себе, доверяя своим глазам.
ЕРЕВАН
Эребуни—Эривань—Ереван... по-разному называли одну из двенадцати столиц армянского
народа историки и путешественники за прошедшие тридцать веков. А с середины
XX века обязательно добавляя: «розока-менный» Ереван.
И сейчас он таков. В основном. Но меньше стало надписей на русском языке, больше
— на английском. Иногда, созывая на крупные международные мероприятия, организаторы
забывают и традиционное «Добро пожаловать!»
Заметно улучшилась культура обслуживания в сфере быта. Например, выходя из
парикмахерской на улице Касьяна, молодой мастер дал мне свою визитную карточку,
скромно добавив:
— Понравится — приходите еще.
На визитке имя фирмы — «Салон Унона» и имя мастера — Артур. (К месту добавить,
что Ереван издавна славился своими парикмахерами.) В городе сейчас не только
много переименованных улиц и убранных памятников, но и немало кафе и ресторанов
с «импортными» названиями. Например, «Мистер Пиг», «Пицца Ди Рома», «Ям-Ям Донате»,
«Дон Пепе», «Оскар», «Чарли», «Марко-Поло»...
Мне больше по душе — «Маленький Париж» и «Рембрандт». Во-первых, Ереван давно
считался одним из многочисленных «маленьких Парижей» в мире, и, во-вторых, не
став художником, я на всю жизнь полюбил художников и их творения...
И вот по рекомендации председателя Международного клуба тбилисцев Эдуарда Едикиселова
я оказался в мастерской одного из старейших армянскихживописцев 77-летнего Андраника
Петросяна, родившегося в Ростове-на-Дону, росшего и учившегося в Тбилиси, а
ныне живущего в Ереване. И как будто одновременно живущего во всех краях и весях,
куда его нога ступала и где ничто не оставалось вне его профессионального «художественного»
зоркого ока. Здесь и просторные российские поля и избушки, здесь и грузинские
красочные пейзажи и фруктообиль-ные столы, армянские храмы, горы и горчичнокожие
горцы. Здесь и картинки из зарубежных стран: Египта, Румынии, Украины... Привлекают
внимание работы с солдатской атрибутикой, особенно «Натюрморт с каской» и «Цветы
в артиллерийской гильзе» — как упоминание об участии их автора в Отечественной
войне, куда он пошел добровольцем в 17-летнем возрасте, прервав свое образование
в Тбилисском художественном техникуме. Это застывший на миг микро-мирживописца
Андраника Петросяна, творчество которого в свое время высоко оценил и всеми
признанный гроссмейстер кисти Ми-нас Аветисян.
И сегодня хочется, чтобы с этим «миром Петросяна» познакомился и московский
любитель изобразительного искусства. Потому-то Московский армянский клуб «Искусство»
совместно с редакцией газеты «Ноев Ковчег» готовятся открыть персональную выставку
картин нашего талантливого земляка в помещении Московского дома национальностей
в сентябре сего года.
...О жизни и мытарствах многих других талантливых художников мне подробно рассказал
председатель худфонда республики поэт и художник Аревшат Авакян, добавив:
— Они — молодые, мобильные: сами могут раздобыть себе деньги и на хлеб, и на
краски, а нашим патриархам мы должны помогать.
ГЮМРИ
Кумайри, Гумры, Александро-поль, Ленинакан — вот под какими названиями существовало
упоминаемое с VIII века армянское поселение, ныне переродившееся в благозвучное
— Гюмри. Сюда меня пригласил Размик Мадоян — уроженец этого города с характерным
для местных жителей гостеприимством и традиционностью.
— До землетрясения, — говорит он, — у нас, можно сказать, кипела культурная
жизнь. Работал краеведческий музей, был музей этнографии и городского быта,
действовали филиал Государственной галереи Армении, Детская картинная галерея,
картинная галерея сестер Мадиам и Ерануи Аслама-зян и т.п.
Мы пошли в краеведческий музей, а точнее, в здание, где когда-то он находился.
Никакой экспозиции, многие экспонаты лежат на полу, многочисленные прекрасные
картины содержатся в сырых помещениях. Один из старейших сотрудников музея,
прекрасный знаток истории и культуры края Степан Тер-Маркарян сказал, что они
делают все, чтобы восстановить былую красоту музея, но, как и повсюду, нет средств,
нет меценатов, нет... и должного внимания со стороны городских, а может быть,
даже властей республики. У дома с табличкой «Здесь жил артист Фрунзик Довлатян»
нет «ни окон, ни дверей», и, естественно, жильцов. Ажаль! Ведь он, как и композитор
Армен Тигранян, поэты Исаакян и Шираз, скульптор Сергей Меркуров, является гордостью
этого гордого города. ХудожникАрцурни Мадоян рассказал мне о многих талантливых
живописцах годов минувших и дней сегодняшних.
ВАНАДЗОР
Канака, Караклис, Кировакан — все былые названия на «К» — и вот сегодня — Ванадзор.
«У нас когда-то бывал Александр Дюма», — любят говорить местные интеллигенты.
А их здесь немало: и было, и есть — писатели, поэты, артисты, художники. Я,
каклюбитель изобразительного искусства, выбрал общение с художниками. И директор
Ванадзорской картинной галереи Папаг Алоян любезно ознакомил меня с богатой
экспозицией, с работами великих армянских художников и скульпторов, начиная
с Акопа Гюрджяна и Мартироса Са-рьяна, продолжая их талантливыми последователями
— Минасом Аветисяном, Мартыном Петрося-ном, Эдуардом Исабекяном и другими нашими
современниками. Он познакомил меня с самими живописцами и скульпторами Ванад-зора
и их произведениями. Это Хачик Карабекян, Геворк Аракелян, это и скульптор Богдан
и поэт Сей-ран Малхасян и другие.
Художники говорили, что, несмотря на трудности, выпавшие и на их город — развал
Союза, землетрясение, карабахские события, — они прилагают много усилий для
возрождения их колыбели: снова озеленяют город, бескорыстно ставят памятники
выдающимся сынам нашего народа, обращают особое внимание на духовное и физическое
развитие подрастающего поколения. Один из опытнейших строителей города Сергей
Петросян, показывая на полуразрушенное красивое здание с колоннами, сказал мне:
— Видите, мы не сидим сложа руки, восстанавливаем Дворец культуры... Многое
уже восстановили...
Город мало-помалу обретает свое прежнее зеленое «курортное» лицо.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Что мы имеем на сегодня?
Говоря округленно, тридцать веков истории, островок в тридцать тысяч километров
на Армянском нагорье, армян — менее трех миллионов, три крупных города, о которых
я рассказал и, наверное, более трехсот населенных пунктов. И везде примерно
одинаковая жизнь — с надеждой на лучшее. Но есть нечто такое, что мы давно не
имели, о чем мечтали — НЕЗАВИСИМОСТЬ. ...Когда я первый раз получил письмо из
Еревана с армянской маркой на конверте — у меня из глаз покатились слезы. От
неожиданной радости. Потом я увидел армянские деньги, потом — армянские ордена
на груди героев карабахской войны, потом... Потом, наверное, нам всем будет
немного лучше.
Будем надеяться, земляки!
Роберт Баблоян
|