
«Случаи с Листопадом»Со скульптором Матвеем Федосеевичем Листопадом я познакомился, когда ему было около 70 лет. Ко мне в мастерскую как-то приехал скульптор Николай Львович Штамм и говорит:
— Я соскучился. Покажи свои новые работы! Ты ведь знаешь, я — поклонниктвоеготворчества,
у нас общие взгляды на искусство. Кроме того, ты отличный человек.
— Николай, такие похвалы остается отметить только армянским коньяком.
— Да, это будет неплохо! После пары рюмок мы оба были навеселе.
— Ну что, Ни ко, если угостишь еще и хорошим кофе, тебе цены не будет.
— Николай, к сожалению, у меня кофе нет. Я вообще не любитель кофе.
— Тогда у меня есть идея. Недалеко отсюда — мастерская моего друга. Его зовут
Листопад. Он отличный мужик, любит выпить и женщин и умеет готовить кофе по-турецки.
— Я слышал эту фамилию, но с ним, к сожалению, незнаком. Я согласен, мне будет
интересно посмотреть его работы, — ответил я.
— Много не увидишь, в последние годы он не занимается настоящим творчеством.
Он сейчас работает только ради денег и тратит их только на молодых девушек.
Листопад встретил нас радушно.
— Вот, привез тебе моего друга, скульптора Нико. Угости нас своим знаменитым
кофе, — сказал Штамм.
Мастерская Листопада была небольшим и уютным одноэтажным домиком в центре двора
на Малой Грузинской улице. Пока хозяин дома готовил кофе, я успел оценить его
творчество. Действительно, посредственные, скучные работы. Выпили кофе, поблагодарили,
попрощались и вышли из мастерской. Перед уходом Листопад сказал:
— Нико, твоя мастерская недалеко от моей. Буду рад, если иногда будешь заглядывать
ко мне. Так в течение года мы несколько раз встречались у него. Он был интересным
собеседником. Однажды прохожу мимо его мастерской и вижу, что он грустно стоит
у открытой двери и курит. Я издали поздоровался с ним, а он кричит в ответ:
«Нико, заходи ко мне на минутку! Я хочу кое о чем попросить тебя, но стесняюсь».
— Скажи, чего ты стесняешься?
— Могу я несколько своих работ перевезти к тебе в мастерскую?
— А что случилось?
— Видишь, бульдозер стоит? Завтра будут ломать мою мастерскую. Мне дали десятидневный
срок, чтобы я отсюда срочно выехал, но я не могу найти помещение под мастерскую.
В этом дворе, говорят, должны по плану построить физкультурный зал для студентов
консерватории.
Подумав немного, я спросил:
— А ты был в райкоме? Моссовете? Обращался к главному архитектору города Посохину?
Или в Союз художников? Или в Министерство культуры?
— Николай, я больше года хожу, никакого толку, а срок на аренду кончился уже
два месяца тому назад. Он выжидательно смотрел на меня. Я думал, что делать.
Я чувствовал всю его боль, беззащитность перед хамским, бесчеловечным поступком
городских властей. Мы стояли и молча смотрели друг на друга. Неожиданно у меня
возникла коварная идея, скорее гениальная:
— Листопад, если я тебе помогу, что мне за это?
— 20 тысяч!
— Мне не нужны твои деньги. Лучше обещай мне, что, если получится, меня и со
мной еще десять девушек в хороший ресторан пригласишь, а?
— Хоть тридцать.
— Тогда слушай. У тебя много готовой глины? Вытащи из ямы, приготовь доски,
гвозди, железные прутья и два больших станка. Мы с тобой будем работать всю
ночь. Я сейчас пойду пообедаю, часочек отдохну и приду. Жди меня. Не подведи.
Целую ночь мы работали не покладая рук и вылепили два портрета вождей — Ленина
и Сталина в четыре раза больше натуральной величины. Я набросал глину, придав
им законченный вид. Впечатление они производили подавляющее — они действовали
своими колоссальными размерами: выше человеческого роста и вылепленные остро,
с большим сходством.
— Алексей, — начал я, — слушай внимательно и запоминай, что я тебе сейчас скажу.
Когда водитель начнет заводить бульдозер, подойти к нему и скажи: «Не будь дураком!
Они тебе дали письменный приказ или официальный ордер ломать мастерскую? Ты
зайди на минуту, посмотри своими глазами, что внутри и что ты должен сломать.
В мастерской находятся два огромных, почти законченных бюста по договору 15
тысяч рублей каждый. Кроме того, это не просто какие-то портреты, а головы двух
вождей коммунизма. Еще не родился тот безумец, который рискнул бы сломать бюст
Сталина или Ленина. За это ты получишь расстрел, в лучшем случае — пожизненное
заключение в Сибири. Понял? А теперь иди ломай!» После таких твоих слов, я уверен,
он сразу струсит и откажется ломать мастерскую. Потом и начальство откажется.
Держись, Листопад, это наш последний шанс.
Когда на следующий день пришел водитель бульдозера и включил мотор, Листопад
подошел к нему и повторил в точности все, как я ему сказал. Водитель, конечно,
испугался и побежал к прорабу: «Я не выполню твой приказ. Иди сам посмотри,
что внутри, что ты хочешь ломать». Прораб посмотрел и тут же побежал к главному
инженеру. Начальник тоже струсил. Они оба пошли в главк и подробно рассказали
о возникшей ситуации. Главк не стал долго думать и сразу обратился к главному
инженеру: «А что, это помещение действительно мешает строительству спортзала?»
— Да нет, снаружи вид неприличный, требуется ремонт.
— Тогда и отремонтируйте. Мы же должны в конце концов помогать искусству?!
Прошло более года. Листопад скоропостижно умер. Я снова проходил мимо двора,
где была его мастерская. Смотрю: ее уже нет, словно испарилась. Спортзала тоже
не было. Все место было заасфальтировано.
Москва, 2002 г.
|