Портрет портретистаОн — скульптор. Он — житель двух городов: Москвы и Еревана. Он — почетный гражданин Варшавы.
Его, а вернее, его работы знают много других столиц.
Время от времени к скульптору в мастерскую приходят физик, архитектор, космонавт,
композитор... балерина. Он влюбляется в модель, модель — в творца. Рождается
немой двойник: бронзовый, гранитный, мраморный. Скульптор работает в три смены.
Со стен за ним наблюдают герои Ван-Гога, Гогена, Модильяни...
Каждый раз, выходя из 32-этажного своего московского дома на площади Восстания,
он оглядывается надвенадцать огромных каменных фигур: толстоногих, толсто-руких,
полногрудых. «Сейчас я бы их сделал не так», — думает он на ходу. Мастерская
на Пресне. Мастерская — не музей. Сюда приходят работать. Когда приходит нежданный
гость, хозяин иногда говорит:
— Я тебя люблю, но у меня только десять минут.
Затем кто-нибудь из натурщиц готовит жидкий кофе. Он достает козин а к и или
что-нибудь в этом роде и поглядывает на часы. Если бы на каждое его произведение
завести карточку, как это делают в образцовых читальнях, то у него получился
бы каталог более чем в тысячу наименований. Он не скульптор.
Вот он живописец, вот — график; сегодня изготовляет подсвечник, керамическую
кружку, завтра — какую-нибудь юбилейную медаль.
В верхней комнатке мастерской перед безносой гипсовой головой трудится нетерпеливая
ученица. Скульптор поднимается по лесенке, смотрит на карандашный рисунок ученицы,
делает несколько коротких замечании, целует ученицу в волосы: «Молодец!» Так
же ему говорил когда-то его учитель — скульптор Матвеев. Звонок в дверь. Приходит
старый, но безвестный поэт, друг Пастернака. Начинается лепка.
Скульптор перевоплощается в танцора, матадора, фехтовальщика. Работает он быстро,очень
быстро, словно боится как бы не «слетело» с лица модели выражение, которое он
уловит.
Шероховатая поверхность скульптур — сегодняшнее эхо постимпрессионизма, где
каждый мазок кисти — страсть (его глиняный шарик — мазок). Тысяча мазков — тысяча
страстей.
...Около сем и часов вечера он возвращается домой. «Скорей, скорей». Почти
всегда он куда-нибудь спешит: в Вахтанговский, на Таганку, к Баграмяну.
Порой после гостей или театра он звонит кому-нибудь из старых друзей, в крайнем
случае — мне. И говорит:
— Приходи, поиграем в нарды. Заодно посмотришь Коми-таса... Конкурсного.
Так идут дни: от воскресенья до субботы. Недостатка в гостях не бывает: они
едут из Англии, Финляндии, Казахстана, чаще — из Еревана: Арамян, Чубарян. Арис-такесян,
Граши...
...Вчера он вдруг заявляет:
— Еду в Ереван.
— Самолетом? — спрашивает дочурка Гаянэ.
— Нет, поездом. Шесть голов надо везти.
— Бронзовых или мраморных?
— И тех и других. Хочу Новый год встретить в Ереване.
Но это не первопричина. Да он и сам об этом знает. Просто ему порой хочется
думать, что не только работа «ходит» за ним по пятам, но и он иногда уходит
от работы.
Ереван. Вот уж который раз за эти деся-тилетия! Поцелуи, объятия, приглашения
и... холодное «созвонимся». Скульптор-портретист живет жизнью города.
Говорят, тяжело болен писатель Ви-ген Хечумян. Скульптор идет к нему. Говорят,
скоро новая премьера с артистом Гургеном Джа-нибекяном. И вот Гурген Джанибекян
в мастерской скульптора на улице Кочара. Лепка. Он крошечными глиняными шариками
увеличивает объем головы или плоской дощечкой постукивает по ней, уменьшая размер.
Звонок в дверь.
Пришли студенты-скульпторы из Ереванского театрально-художественного института.
Они хотят «показать» себя, послушать варпета. «Варпет» — ему не всегда нравится
это слово. Так, к сожалению, называют не только очень талантливых маститых творцов,
но и просто старых, может быть, и неплохих, но далеко не первоклассных художников.
— Исаакян, Демирчян, Сарь-ян, Севак — вот кто истинные варпеты, — говорит скульптор.
...Джанибекян подходит к своему глиняному двойнику:
— Да, Нико-джан, я это говорил десять лет назад, говорю и сегодня: ты лучший
скульптор не только Армении, но я тебя люблю не только за это. Николай набирает
воду в резиновую грушу и обливает глиняную голову известного артиста, заворачивает
ее в целлофан. У окна стоят три портрета писателя Наири Зарьяна: гипсовый, мраморный
и глиняный: плоды работы разных лет.
Последний он делает для школы, носящей имя писателя. Этот гордый мраморный
он сделал лет 20 тому назад. Но тогда было другое время... были другие формы.
Глиняный — мудрее. Будет из камня. Никогосян резок, порой капризен и непредсказуем,
но всегда честен.
...В селе Налбан-дян Октемберянско-го района, откуда скульптор родом, возводится
памятник землякам-односельчанам, погибшим на полях Великой Отечественной. 160жиз-ней,
укороченных до 160 имен, до... одного символа: сраженный воин на руках матери.
Никогосян — автор памятника. Архитектор — Джим Торо-сян. «Реквием» — так будет
называться бронзовое «спасибо» живых.
...Николай Багра-тович ходит по городу быстро, как и работает. Его работы знают
от Волго-Дона («Рабочий и крестьянин») до Сахалина. Его скульптуры хранятся
во многих художественных музеях бывшего Советского Союза. 32— только в одной
Третьяковке.
Я стучусь в мастерскую Ни-когосяна. На транзисторе красная игла замерла на
250-й волне: музыка из Монте-Карло. Справа от скульптора — обесцвеченный лимоном
холодный чай. Слева — Нарекаци. В голове «варятся» замыслы: «Коми-тас», «Чаренц»,
«Гагарин». Он жалуется, что очень устал. Сотни забот, тысячи дел, миллион желаний.
И на все это отпущено 24 часа. «Как же успевали Пикассо, Мур, Марини?» — думает
он. Николай Багратович говорит, что хочет взяться за то, чем еще никогда не
занимался.
— Например? — спрашиваю я.
— Например, оформить книгу, спектакль, сделать мозаику. ...Дом композиторов
Армении. По углам в фойе стоят скульптурные портреты двух титанов армянской
культуры — Комитаса и Спендиарова. На каждом из них внизу неровным почерком
выведено «НИКОГОСЯН».
Автор здесь же — Николай Багратович Никогосян.
Из-за дверей слышатся аплодисменты. Аплодисменты — награда победителю. Скульпторам
не хлопают. Иногда к подножию их работ кладут цветы. Цветы — это душистое «спасибо»
поклонников и ценителей искусства.
Москва, 1975.
|