Все новое — незабытое староеВ последние дни все явственнее проявляются контуры предстоящей предвыборной кампании, которая фактически состоит из трех этапов выборов: в органы местного самоуправления (октябрь, 2002), президентские (февраль, 2003) и парламентские (май, 2003). Впрочем, порядок выборов может быть изменен. Так, до 9 октября у президента остается право на досрочный роспуск Национального Собрания, которым он может воспользоваться (мы достаточно высоко оцениваем вероятность такого сценария развития событий), что может привести к досрочным парламентским выборам (при этом выборы в органы местного самоуправления и парламент могут быть совмещены).
Хотя, по мнению ряда экспертов,близких к оппозиции, досрочный роспуск парламента в данной ситуации противоречит Конституции, так как в повестку дня уже внесен вопрос об импичменте президента страны. Теоретически нельзя также исключать и сценарий с импичментом, но тогда возможны досрочные президентские выборы
Ю.Манукян, Г.Восканян и С.Авакян у президента Армении
Одним из главных элементов сценария развития ситуации, возможно подготовленного
в президентском дворце,является формирование «предвыборных колонн» из числа
партий - «двойников». Именно этим следует объяснить прием президентом Р.Кочаряном
руководства «обновленной» Компартии (Ю.Манукян - Г.Восканян) и Демократического
либерального союза Армении, лидером которого является Сейран Авакян (бывший
член парламентской фракции Национально-демократического союза). «Партия власти»
в Армении решила сохранить традицию 90-х годов, когда на политической арене
страны появились партии -«двойники». Этот процесс тогда не миновал даже традиционные
армянские партии Дашнак-цутюн, Рамкавар-азатакан и Гнчак. В самом деле, если
внимательно изучить список зарегистрированных в министерстве юстиции общественно-
политических организаций, то все «реликты» 90-х годов сохранились до сих пор.
Естественно, возникает вопрос: почему создаются такие организации? Ответ лежит
на поверхности. Предполагается, что избиратель, запутавшись в похожих названиях,
указанных в избирательном бюллетене, отдаст голос за партию- «двойника». Надо
полагать, что раз партии-«двойники» финансируются со стороны олигархических
структур «партии власти», то в них есть потребность. Эта потребность скорее
всего обусловлена тем, что власти чувствуют влияние и возможности оппозиции,
поэтому и финансируют партии- «двойники».
Таким образом, сегодняшняя «партия власти» не только продемонстрировала верность
«старой армянской политической традиции», но и ввела в нее интересное новшество:
руководители партий-«двойников» были приняты самим президентом страны. Ранее
подобных лидеров, которых пропрезидентские СМИ торжественно именуют «серьезными»
и «идейными», принимали второстепенные чиновники,которые передавали им «тридцать
сребреников» и указания по поводу политических лозунгов - кого и как из своих
будущих соперников надо поливать грязью, а кого и как надо превозносить до небес.
Теперь лидеров партий -«двойников» принимает президент. Западные наблюдатели,
таким образом, могут отметить новый, более высокий уровень «транспарентности»
политической жизни в Армении, когда часть «грязной работы» президент делает
теперь сам, не передоверяя ее даже своему ближайшему окружению.
В связи с активизацией партий- «двойников», наконец, достаточно четко определились
в своей политической позиции по отношению к «партии власти» и Коммунистическая
партия и Национально- демократический союз. Ранее эти обе партии вели себя в
оппозиционном поле достаточно вяло, стараясь дистанцироваться в своих публичных
высказываниях от радикальной оппозиции («Анрапетутюн», Народная партия, «Социалистическая
Армения» и «Национальное единение»). Однако после приема президентом лидеров
партий-«двойников» КП Армении и НДС присоединятся к радикальной оппозиции и,
совершенно очевидно, ни под каким предлогом не поддержат кандидатуру Роберта
Кочаряна на предстоящих президентских выборах. Конечно, авторитет этих двух
организаций среди избирателей ниже чем 3-4 года назад, но, согласно новому избирательному
кодексу, каждая из них будет иметь по одному представителю в избирательных комиссиях
всех уровней на предстоящих выборах. Накануне выборных кампаний это обстоятельство
представляется нам чрезвычайно важным.
Если судить по работе электронных СМИ, находящихся под контролем президента,
в системе «партии власти» по-прежнему намерены продолжить сотрудничество с партиями
АРФ-Дашнак-цутюн, Рамкавар-азатакан, «Ори-нац еркир»/«Страна закона», «Аржанапатив
апага»/«Достой-ное будущее», «Могучая Отчизна». Одновременно, копируя российскую
предвыборную кампанию 1999г., форсированными темпами идет создание общественно-политического
пропрезидентского движения «Ахтанак»/ «Победа». Вся методология создания этой
деидеологизирован-ной организации аналогична созданию движения/партии «Единство»
в России во главе с Сергеем Шойгу. Роль «армянского Шойгу», судя по всему, отводится
заместителю министра по культуре, спорту и делам молодежи, председателю Национального
олимпийского комитета Ишхану Закаряну. Видимо, предполагается, что «массовые»
деидеологизированные организации и партии типа «Ахтанак», «Союз ветеранов освободительной
борьбы», «Страна закона», «Достойное будущее» и «Могучая Отчизна», а также традиционные
армянские партии АРФ-Дашнак-цутюн и Рамкавар- азатакан, должны создать основу
политической поддержки Роберта Кочаряна. Однако формирование этой широкой коалиции
натыкается наряд существенных проблем. Например, судя по всему, для того чтобы
как-то дистанцироваться от нынешнего президента страны, АРФ-Дашнакцутюн заявила
о том, что на президентских выборах она выставит своего кандидата. Не торопится
поддерживать президента и Республиканская партия во главе с премьер-министром
Ан-драником Маркаряном. Последний, как известно, контролирует часть пресловутого
«административного ресурса» и готов пойти на политическую сделку с президентом.
Однако для осуществления широкомасштабной сделки уровень доверия между потенциальными
партнерами оценивается нами как крайне низкий.
Все происходящее явно нервирует президента страны. Весьма странным являются
постоянные заявления Р.Кочаряна и С.Саркисяна о том, что между ними нет никаких
противоречий, при этом они почему-то избегают показываться вместе на публике.
В ряде случаев поведение Р.Кочаряна может быть оценено как неадекватное. Наиболее
ярким примером эмоционального состояния президента стали его публичные нападки
на бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна. Результат получился прямо противоположный:
фигура незаметного ранее на политической арене министра обороны привлекла повышенное
внимание обывателя, и это обстоятельство будет иметь немалое позитивное значение
для оппозиции в грядущих предвыборных кампаниях.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что, несмотря на высокий уровень
контроля над финансовыми потоками, электронными СМИ и «административным ресурсом»,
а также манипуляции (типа создания партий-«двойников»), «партия власти» понимает,
что в условиях крайне низкого рейтинга Роберта Кочаряна этих ресурсов может
оказаться недостаточно даже для победы «по очкам» над своими сегодняшними оппонентами.
Если же возможная победа Роберта Кочаряна и его соратников в предстоящих политических
баталиях будет неубедительной, то ему грозит повторение судьбы Левона Тер-Петросяна,
позиции которого ослабли как в стране, так и за рубежом после президентских
выборов 1996г.
Давид Петросян, Ереван
|