Эхо XXIV Московского кинофестиваляВ конце июня закончился XXIV Московский международный кинофестиваль. В этом году в соревнованиях за «Святого Георгия» выступали такие маститые режиссеры, как Кшиштоф Занусси, братья Тавиани, Кира Муратова, Боб Рейфелсон и другие. И это создало интригу, которой так не хватало..
В чем сложность и отличия фестиваля прошлого и грядущего? В чем суть этой интриги?
Схожесть в положительных тенденциях, носящих субъективный и объективный характер.
Это большой спектр самых разнообразных фильмов, их создателей и направлений
сюжетов фильмов. Это оживление рынка кино, бум строительства кинотеатров, развитие
рекламного рынка кинопродукции. А популяризация кино является главной задачей
любого фестиваля.
Подбирая фильмы для конкурса и для других программ, организаторы фестиваля
обратились к картинам, имеющим шансы на зрительский успех. Так уж повелось,
что на фестивальных экранах демонстрируются либо изощренные эстетические фильмы,
сделанные специально для критиков и киногурманов, либо — заметные картины крупных
американских компаний,которые используют фестиваль в качестве трамплина для
своих премьер. Обе категории лент нашли свое место в программах Московского
кинофестиваля. Но существует и промежуточный слой — картины для обычных людей,
для зрителей. Фильмы эти нередко отличает высокое художественное качество,но
они, как правило, выпадают из сферы внимания фестивалей.
Мировое кино меняется быстро и интенсивно, появляются новыетенденции, которые
найдут свое отражение на московских экранах. И, как обычно, организаторы фестиваля
постарались познакомить зрителя с самыми знаменитыми фильмами последнего времени,
призерами фестивалей в Берлине и в Канне.А также с картинами, вызвавшими в прокате
ажиотаж или скандал. Организаторы стремились расширить и географический диапазон
фестиваля: на экранах появились фильмы из Ирака, Мавритании, Таиланда и Сенегала.
На экранах фестиваля демонстрировались фильмы как маститых режиссеров: «Дополнение»
Кшиштофа Занусси (Польша), так и молодых режиссеров: «Зов земли» Вахида Му-саяна
(Иран) и фильм «Арарат» Атома Эгояна (Канада). Атом Эгоян, режиссер, сценарист,
продюсер, актер, родился в 1960 году в Египте, в армянской семье. В 1963 году
в поисках более спокойной жизни Эгояны уехали в Канаду.
В Канаде Атом обучался в университете в Торонто, начал свою киноэпопею. Учась
на факультете международных отношений, он в студенческие годы создал несколько
документальных и игровых фильмов. После окончания университета Эгоян снимал
телевизионные сериалы для канадского и американского телевидения. В 1994 году
«Экзотика» Эгояна стала первым канадским фильмом, представленным в конкурсной
программе в Канне, а в 1997 году его фильм «Славное будущее» получил в Канне
«Оскара». В своем новом фильме «Арарат», представленном на Московский фестиваль,
Атом Эгоян поднял тему, которая волновала его на протяжении многих лет — геноцид
армян 1915 года.
Главную роль сыграл знаменитый шансонье Шарль Азнавур. Это тоже своего рода
«кино о кино» рассказывает, как съемки фильма о геноциде армян в 20-е годы меняют
жизнь 18-летнего парня, нанятого работать шофером на съемочной площадке. Фильм
был показан во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Успех Московского
фестиваля стал не частным фактом, а показателем процессов стабилизации, набирающих
силу в нашей стране. Возрождается интерес к культуре, люди вновь тянутся к ис-кусству,
фильмы разных жанров снова находят у нас благодарного зрителя. Все мы начали
понимать, что культура не роскошь, она — наше общее достояние. Культура — залог
накопления, сбережения и обновления творческой энергии нашего народа, и лозунг
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» становится наиболее актуальным
в культуре.
Ким КурасоБ
|