Признанный мастер нового ФабержеСегодня гость нашей редакции — человек, которого в кругу близких, друзей и поклонников его изумительного творчества называют армянским Фаберже. Ювелир-дизайнер Саркис Саакян, признанный мастер ювелирного искусства в Армении и далеко за ее пределами, обладающий неповторимой индивидуальностью, уже несколько десятилетий удивляет и радует почитателей своего дарования изысканными авторскими работами.
— Саркис, с чего вы начинали свой путь в ювелирном искусстве?
— Тематика моих работ была традиционной. Это ювелирные украшения. Впрочем,
даже в начале своей профессиональной деятельности я стремился использовать самый
широкий диапазон ювелирной техники, избегать узкой специализации.
— В ваших работах, по оценке ценителей вашего искусства, тонко и со вкусом
сочетаются каксовременные мотивы и темы, так и лучшие традиции известных школ
прошлого, в том числе Дома Фаберже. Почему вы обратились к тематике пасхальных
яиц? Что привело вас к такому выбору?
— Я думаю, что этот выбор был продиктован самим развитием моего творчества.
Как объект творчества пасхальное яйцо позволяет автору использовать всю гамму
ювелирной техники обработки золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней.
В своих работах я использую перегородчатую эмаль, эмаль по гильошировке (это
эмаль по гравированному металлу), позолоту. Многие пасхальные яйца, как и исполненные
в традиционном стиле, имеют внутри вещицу-сюрприз. Пасхальное яйцо - это не
просто ювелирное изделие. Благодаря начинке-сюрпризу каждое яйцо как бы одухотворено
какой-либо идеей, содержанием, что позволяет самовыражаться в полной мере.
— Саркис, вы член Международного художественного фонда, обладатель золотой
медали Международной ярмарки 1982 года в Индии. Ваши работы постоянно экспонируются
во многих музеях Армении, в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Со своими работами вы объездили полсвета. Это Россия, Голландия, Венгрия, Индия,
США, Бельгия, Япония. Впрочем, этот список можно продолжать долго. Во всех этих
странах ваши работы получали самую высокую оценку. В контексте вышесказанного
как вы относитесь к славе?
— Слава, признание для дизайнера-ювелира не сродни славе рок-звезды или известно
го киноактера. Она не раздражает. Более того, когда дается высокая оценка твоей
творческой работе, особенно известными людьми, которые любят и ценят искусство,
это становится дополнительным стимулом для дальнейшей работы.
— Кстати, об известных поклонниках вашего искусства. Мы слышали, что вы не
особенно любите говорить об этом, но многие из ваших работ находятся в частных
коллекциях, а некоторые из них подарены политическим и государственным деятелям,
известнейшим представителям современности. С кем из них вы встречались лично?
Расскажите об интересных встречах.
— В 1982 году, в дни Международной ярмарки в Индии, я был удостоен чести личной
аудиенции в резиденции Индиры Ганди. В нарушение строгого регламента наша встреча
вместо предусмотренных пятнадцати минут растянулась на целых сорок. Конечно,такие
встречи запоминаются надолго. В конце беседы мне представилась возможность подарить
госпоже Ганди авторскую работу (серебряный пояс, отделанный эмалью), которая,
как я уже знал, особенно приглянулась ей при посещении ярмарки, тем более что
она, как оказалось, была страстным коллекционером поясов.
Подарок был принят с благодарностью и нескрываемой радостью. А совсем недавно
я был с выставкой в Японии. Особый интерес у посетителей вызвало пасхальное
яйцо "Япония". Яйцо, отделанное опаловой и рубиновой эмалью, символизировало
флаг Японии, а внутри находился сюрприз - скульптурное изображение сумиста.
Посетивший выставку бывший премьер Японии Хасимото обратил внимание на это яйцо,
а когда обнаружил внутри яйца сюрприз-скульптуру сумиста, то не скрывал своего
восхищения, как ребенок, показывал окружающим скульптурную миниатюру и восторженно
повторял: "Сумо, сумо...". Я понял, что даже в Стране восходящего
солнца с ее весьма своеобразной культурой и национальными особенностями восприятия
пасхальное яйцо было принято без всяких оговорок.
—Как признанный мастер, вы ставите на своих работах клеймо "САРКИС",
хотя многие из ваших друзей зовут вас Сергеем.
— Я родился в день святого Саркиса, и бабушка в честь этого окрестила меня
этим именем. У русских это святой Сергий. С молодых лет меня часто стали звать
Сергеем, особенно в России. Так что теперь обе версии (армянская и русская)
имен мне одинаково близки.
— Саркис, вам неоднократно предлагали уехать из Армении и работать за рубежом.
Насколько мне известно, вам предлагали очень соблазнительные условия работы
и контракты, в том числе в таких странах, как Россия, США. Но вы постоянно отклоняли
эти предложения. Почему?
— Видите ли, я хочу признаться, что безоговорочно влюблен в Армению и в Ереван.
Мой родной город для меня и источник вдохновения, и муза, и еще очень многое.
Сомневаюсь, что я бы мог жить и работать так спокойно в любом другом городе.
И хотя я очень много езжу, моя душа всегда в Ереване. Возможно, это звучит немного
патетично, но это на самом деле так.
— Саркис, такие мастера, как вы, стараются передать секреты своего искусства
кому-либо из членов семьи. Так часто складываются династии мастеров. Расскажите
о своей семье.
У меня две дочери, которые избрали совершенно иную стезю. Они обе успешно выучились
на дипломатов. Всю мою жизнь рядом со мной моя супруга, которая не только принимает
активное, непосредственное участие в моей работе, но и является моим "генеральным
менеджером" и первым, самым строгим критиком. За это я ей очень благодарен.
Согласитесь, не так часто хорошая жена и мать может быть и другом, и сотвор-цом,
и партнером по работе. А что касается передачи опыта и знаний, то я могу гордиться
тем, что за три с лишним десятилетия обучил ювелирному искусству более десятка
человек, многие из которых сейчас работают самостоятельно и стали признанными
мастерами своего дела. Некоторые из них работают в Армении, многие уехали за
рубеж. Я с ними поддерживаю творческие и дружеские контакты.
— Саркис, какие у вас творческие планы?
— В настоящее время я работаю над тематической коллекцией пасхальных яиц. Это
двенадцать яиц, связанных общим содержанием. Они посвящены двенадцати апостолам
Армянской апостольской церкви (недавно Армения и весь цивилизованный мир отмечали
1700-летие принятия христианства в Армении в качестве государственной религии).
Насколько мне известно, такой подход, а именно тематическая коллекция яиц, не
имеет аналогов. Часть работ уже готова. Что из этого получится - надеюсь, увидите
скоро.
— Что вы пожелаете нашим читателям?
— Ваша газета - это не только живая связь между армянской диаспорой в странах
СНГ и Арменией, но и возможность для представителей других национальностей лучше
узнать Армению и армян, ее богатейшую историю и культуру, ее сложности и трудности
сегодня. Я уверен, что ваша газета выполняет исключительно важную миссию для
нашего народа и искренне желаю всяческих успехов ей на этом пути. Я думаю, что
в некотором смысле успехи газеты - это успехи ее читателей.
Беседу вел Григорий Анисонян
|