Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Признанный мастер нового Фаберже

Сегодня гость нашей редакции — человек, которого в кругу близких, друзей и поклонников его изумительного творчества называют армянским Фаберже. Ювелир-дизайнер Саркис Саакян, признанный мастер ювелирного искусства в Армении и далеко за ее пределами, обладающий неповторимой индивидуальностью, уже несколько десятилетий удивляет и радует почитателей своего дарования изысканными авторскими работами.

— Саркис, с чего вы начинали свой путь в ювелирном искусстве?

— Тематика моих работ была традиционной. Это ювелирные украшения. Впрочем, даже в начале своей профессиональной деятельности я стремился использовать самый широкий диапазон ювелирной техники, избегать узкой специализации.

— В ваших работах, по оценке ценителей вашего искусства, тонко и со вкусом сочетаются каксовременные мотивы и темы, так и лучшие традиции известных школ прошлого, в том числе Дома Фаберже. Почему вы обратились к тематике пасхальных яиц? Что привело вас к такому выбору?

— Я думаю, что этот выбор был продиктован самим развитием моего творчества.

Как объект творчества пасхальное яйцо позволяет автору использовать всю гамму ювелирной техники обработки золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. В своих работах я использую перегородчатую эмаль, эмаль по гильошировке (это эмаль по гравированному металлу), позолоту. Многие пасхальные яйца, как и исполненные в традиционном стиле, имеют внутри вещицу-сюрприз. Пасхальное яйцо - это не просто ювелирное изделие. Благодаря начинке-сюрпризу каждое яйцо как бы одухотворено какой-либо идеей, содержанием, что позволяет самовыражаться в полной мере.

— Саркис, вы член Международного художественного фонда, обладатель золотой медали Международной ярмарки 1982 года в Индии. Ваши работы постоянно экспонируются во многих музеях Армении, в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Со своими работами вы объездили полсвета. Это Россия, Голландия, Венгрия, Индия, США, Бельгия, Япония. Впрочем, этот список можно продолжать долго. Во всех этих странах ваши работы получали самую высокую оценку. В контексте вышесказанного как вы относитесь к славе?

— Слава, признание для дизайнера-ювелира не сродни славе рок-звезды или известно го киноактера. Она не раздражает. Более того, когда дается высокая оценка твоей творческой работе, особенно известными людьми, которые любят и ценят искусство, это становится дополнительным стимулом для дальнейшей работы.

— Кстати, об известных поклонниках вашего искусства. Мы слышали, что вы не особенно любите говорить об этом, но многие из ваших работ находятся в частных коллекциях, а некоторые из них подарены политическим и государственным деятелям, известнейшим представителям современности. С кем из них вы встречались лично? Расскажите об интересных встречах.

— В 1982 году, в дни Международной ярмарки в Индии, я был удостоен чести личной аудиенции в резиденции Индиры Ганди. В нарушение строгого регламента наша встреча вместо предусмотренных пятнадцати минут растянулась на целых сорок. Конечно,такие встречи запоминаются надолго. В конце беседы мне представилась возможность подарить госпоже Ганди авторскую работу (серебряный пояс, отделанный эмалью), которая, как я уже знал, особенно приглянулась ей при посещении ярмарки, тем более что она, как оказалось, была страстным коллекционером поясов.

Подарок был принят с благодарностью и нескрываемой радостью. А совсем недавно я был с выставкой в Японии. Особый интерес у посетителей вызвало пасхальное яйцо "Япония". Яйцо, отделанное опаловой и рубиновой эмалью, символизировало флаг Японии, а внутри находился сюрприз - скульптурное изображение сумиста. Посетивший выставку бывший премьер Японии Хасимото обратил внимание на это яйцо, а когда обнаружил внутри яйца сюрприз-скульптуру сумиста, то не скрывал своего восхищения, как ребенок, показывал окружающим скульптурную миниатюру и восторженно повторял: "Сумо, сумо...". Я понял, что даже в Стране восходящего солнца с ее весьма своеобразной культурой и национальными особенностями восприятия пасхальное яйцо было принято без всяких оговорок.

—Как признанный мастер, вы ставите на своих работах клеймо "САРКИС", хотя многие из ваших друзей зовут вас Сергеем.

— Я родился в день святого Саркиса, и бабушка в честь этого окрестила меня этим именем. У русских это святой Сергий. С молодых лет меня часто стали звать Сергеем, особенно в России. Так что теперь обе версии (армянская и русская) имен мне одинаково близки.

— Саркис, вам неоднократно предлагали уехать из Армении и работать за рубежом. Насколько мне известно, вам предлагали очень соблазнительные условия работы и контракты, в том числе в таких странах, как Россия, США. Но вы постоянно отклоняли эти предложения. Почему?

— Видите ли, я хочу признаться, что безоговорочно влюблен в Армению и в Ереван. Мой родной город для меня и источник вдохновения, и муза, и еще очень многое. Сомневаюсь, что я бы мог жить и работать так спокойно в любом другом городе. И хотя я очень много езжу, моя душа всегда в Ереване. Возможно, это звучит немного патетично, но это на самом деле так.

— Саркис, такие мастера, как вы, стараются передать секреты своего искусства кому-либо из членов семьи. Так часто складываются династии мастеров. Расскажите о своей семье.

У меня две дочери, которые избрали совершенно иную стезю. Они обе успешно выучились на дипломатов. Всю мою жизнь рядом со мной моя супруга, которая не только принимает активное, непосредственное участие в моей работе, но и является моим "генеральным менеджером" и первым, самым строгим критиком. За это я ей очень благодарен. Согласитесь, не так часто хорошая жена и мать может быть и другом, и сотвор-цом, и партнером по работе. А что касается передачи опыта и знаний, то я могу гордиться тем, что за три с лишним десятилетия обучил ювелирному искусству более десятка человек, многие из которых сейчас работают самостоятельно и стали признанными мастерами своего дела. Некоторые из них работают в Армении, многие уехали за рубеж. Я с ними поддерживаю творческие и дружеские контакты.

— Саркис, какие у вас творческие планы?

— В настоящее время я работаю над тематической коллекцией пасхальных яиц. Это двенадцать яиц, связанных общим содержанием. Они посвящены двенадцати апостолам Армянской апостольской церкви (недавно Армения и весь цивилизованный мир отмечали 1700-летие принятия христианства в Армении в качестве государственной религии). Насколько мне известно, такой подход, а именно тематическая коллекция яиц, не имеет аналогов. Часть работ уже готова. Что из этого получится - надеюсь, увидите скоро.

— Что вы пожелаете нашим читателям?

— Ваша газета - это не только живая связь между армянской диаспорой в странах СНГ и Арменией, но и возможность для представителей других национальностей лучше узнать Армению и армян, ее богатейшую историю и культуру, ее сложности и трудности сегодня. Я уверен, что ваша газета выполняет исключительно важную миссию для нашего народа и искренне желаю всяческих успехов ей на этом пути. Я думаю, что в некотором смысле успехи газеты - это успехи ее читателей.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении