ГУУАМ был обречен изначальноВыход Узбекистана из регионального объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) -закономерный шаг, который следует рассматривать в контексте процессов внутри этой организации. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом «Де-факто» аналитик по безопасности и региональному сотрудничеству Института гражданского общества и регионального развития (ИГОРР) Мкртыч Зардарян
Узбекистан, отметил он, не единственная разочаровавшаяся в этом альянсе страна:
не выходя официально из этой структуры, фактически заморозила свою деятельность
в рамках ГУУАМ и Украина, по существу уже не рассматривает себя в рамках этой
структуры и Молдова.
Дело в том, считает эксперт, что «ГУУАМ был изначально «мертворожденным ребенком»,
который если и имел какие-то перспективы на период своего формирования в рамках
теоретических конструкций Бжезинского - охват «мягкого подбрюшья» России с вытекающими
из этого политическими последствиями, - то с изменением ситуации эта идея сама
по себе сошла на нет». Основную роль в этом, по мнению Зарда-ряна, сыграла стабилизация
ситуации в самой России, атак-же взаимоотношений Москвы и Вашингтона. В этом
контексте «особенно бессмысленными становятся структуры, в которых вовлеченные
стороны призваны дружить против кого-то», в данном случае против России. Тем
более что в настоящее время отдельные страны-члены ГУУАМ наладили или налаживают
довольно тесные двусторонние взаимоотношения как с Россией, так и с США.
Кроме того, подчеркнул эксперт, неорганичны и искусственны связи внутри самой
структуры. Несмотря на довольно-таки продолжительный период существования ГУУАМ,
по существу, эта структура не привела к каким-то реальным актам сотрудничества
внутри альянса, к реализации хотя бы одного из множества продекларированных
его участниками проектов. Связи тут преимущественно двусторонние. А альянсы
подобного рода, не имеющие ни экономического, ни культурного, ни какого-либо
иного базиса, кроме как «дружить против», как правило, угасают, подчеркнул аналитик
ИГОРР.
Как известно, создание альянса приходится на 10-11 октября 1997 года. Тогда
в ходе саммита глав государств Евросоюза в Страсбурге президенты четырех стран
- Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы подписали совместное Коммюнике о создании
союза ГУАМ. 25 апреля 1999 года в Вашингтоне в рамках празднования 50-летия
НАТО состоялась встреча президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы,
в ходе которой было принято решение о принятии в союз Узбекистана. Так в аббревиатуре
организации появилась еще одна буква «у». Президенты пяти стран договорились
о том, что ГУУАМ будет функционировать не в рамках существующего в СНГ Экономического
союза, а в рамках Совета Евроатлан-тического партнерства (СЕАП) в экономическом
и политическом плане и программы НАТО «Партнерство во имя мира» - в военном
отношении.
Примечательно, что ГУУАМ создавался как экономическое объединение стран-потенциаль-ных
участниц проектов транспортировки энергоносителей в обход территории России,
однако постепенно в его деятельности стала просматриваться и военно-политическая
составляющая. Неспроста на очередном саммите СНГ 2 апреля 1999г. в Москве Азербайджан
и Грузия отказались пролонгировать Договор о коллективной безопасности (ДКБ).
Еще раньше - в феврале 1999г. изДКБ вышел Узбекистан, который, кстати, в начале
90-х стал, собственно, инициатором создания Договора. Это обстоятельство, а
также проекты стран-участниц ГУУАМ, в частности Азербайджана, Грузии и Украины,
по созданию общего миротворческого батальона и проведению учений по охране будущего
нефтепровода Баку-Суп-са-Джейхан позволили экспертам говорить о создании на
пространстве СНГ пронатовского военного мини-блока.
Впрочем, как заметил по этому поводу эксперт ИГОРР, об охране «еще не проложенных
трубопроводов говорилось давно, когда кампания по реализации ОЭТ Баку-Джейхан
только-только разворачивалась». Турция, отметил Зардарян, тогда даже предприняла
военные шаги по обеспечению безопасности нефтяной трубы в своих восточных районах.
Активно муссировался в рамках нефтяных проектов и вопрос карабахского урегулирования,
и создавалось впечатление, что именно неурегулированность этой проблемы создает
препятствия для строительства нефтепровода. «Все усиленно старались игнорировать
тот очевидный факт, что строительство трубопровода тормозилось из-за отсутствия
нефти, а не каких-то побочных явлений регионального или внерегионального плана»,
- отметил Зардарян. Иными словами, проектов разных внутри ГУУАМ было очень много,
но ни один из них так и не был реализован. Так что, подчеркнул эксперт, сегодня
ГУУАМ, вернувшийся к своему прежнему названию - ГУАМ, - это «чисто номинальная
организация, существование которой фактически никого ни к чему не обязывает».
|