Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Вардавар-Преображение Господне

В Евангелии, повествующем о земной жизни Господа Иисуса Христа, описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Впервые это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17). Другим таким явлением было Преображение, когда Господь на третьем году своей проповеднической деятельности, спустя шесть дней после предсказания апостолам своей смерти и воскресения, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на гору Фавор, и там во время молитвы «просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет».

Когда видение еще продолжалось, явились двое - Моисей и Илия, которые говорили с Иисусом о Его дальнейшей земной жизни: «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лука. 9:7). Петр же, объятый неописуемым чувством от внезапного явления благодати Божьей, от неожиданного светоносного посещения свыше, благоговейно сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

И голос Отца прозвучал вновь: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Марк. 9:7). Божественный свет, который явился ученикам Христа на Фаворе, — это не материальный свет, который сияет «как солнце», а Свет Несотворенный, Сам Бог, само присутствие Божие. Это Божественное действие, в котором является людям свыше слава Бо-жия. «Они там, на горе, не были свидетелями материального явления, а познали величие небесное, то, о Чьем явлении знает только Он и по своему благоволению частично являет, кому хочет. А это только можно вообразить, но не передать словами. Ибо когда его описывают словами, оно теряет исконный образ, так как материализуется» (Егише).

Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь явно ощутимо, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно покидает нас, оставляет во тьме наедине с самим собой, со своими трудностями и грехами. В такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он озаряет изнутри божественным светом, даруя Свое живонесущее слово и благодать сыноположения. Ибо этот свет осиял не только апостолов на Фаворе, но и явился многим людям и народам.

Через него народ наш в видении Св. Григория Просветителя был искуплен из оков духовной тьмы и светом Его сошествия преобразился и познал жизнь вечную. Как на Фаворе, так и на земле Араратской явилась благодать Божья во всей полноте Своей и во всем Своем сиянии. Но не для того Господь посещает нас Своим божественным светом, чтобы, ярко блеснув, быстро исчезнуть и оставить нас во тьме, а чтобы, узрев Его свет, мы стали пронизанными им и вся наша жизнь изменилась. Как своих учеников, так и наш народ Господь через апостолов Своих поднял на гору слова Своего, а затем через свет Сошествия Единородного проявил Свое Божество на нашем Фаворе - Эчмиадзине. «Однажды апостолы с Господом поднялись на гору, где Он рассказал им о блаженстве. Неземные слова услышали, но мысли не смогли возвыситься над земным. А здесь не словами общался с ними, а светом Своим гору в небо преобразил и молчанием Своим апостолов в неземных превратил» (Егише). Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию божественного света. Но чтобы этот свет не был погло-_ щен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием и через наши благие дела проявлять заложенный в нас тот божественный облик, который всегда преображает нашу человеческую сущность. Преображение человека в результате приобщения к Богу часто в святоотеческой литературе называется «обожением». Исповедовать истинную веру, соблюдать заповеди, молиться, участвовать в Таинствах - все это необходимо не иначе как для достижения обожения, в котором и заключается спасение человека.

И будем же молиться о том, чтобы Господь приобщал нас к немеркнущему сиянию Своему и незримой Десницей Своей выводил нас из повседневной суеты, преображая наши мысли, душу и сердце. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей воссияло Слово Божие и наполнило нас благодатью, светом и святостью.

 

* * *

В память о светлом событии Преображения Господа Иисуса Христа Церковь основала праздник, который у нас именуется Вардавар. Это один из основных пяти праздников, установленных в Армянской Апостольской Церкви. До установления в Армении христианства Вардавар являлся праздником богини Астхик (Венера). Некоторые исследователи и богословы видят также связь между Вардаваром и Всемирным потопом, а также спасением Ноя и его семьи. Это обосновывается тем, что во время праздникалюди обливают друг друга водой, символизирующей Потоп, и запускают голубей в память о спасении.

Греческая (в том числе и Православная) и Католическая Церкви отмечают этот праздник 6 августа. Армянская же Церковь, по установлению Св.Григория Просветителя, в прошлом праздновала его вместе новогодним праздником - первого числа месяца Нава-сард ( соответствует 11 августа). Подругимжеисточникам, Св. Григорий Просветитель христианизировал языческий праздник Нава-сард, который торжественно проводился в одной из главных святынь языческой Армении - Ашти-шате и находившемся неподалеку капище Инна-кия (позжездесь был построен монастырь МшоСурб Карапет). В 551 г. после введения Армянского календаря или ле-тосчисления праздник Вардавар был отделен от Навасар-да и установлен в цепи пасхальных праздников на 14-е воскресенье после Пасхи.

Несмотря на отделение от Навасарда, Вардавар все-таки сохранил свое название и некоторые языческие традиции и обычаи, такие, как украшение себя розами и другими цветами, обливание друг друга водой и выпускание голубей.

Преображение. Миниатюра из Евангелия царицы Керан, рукопись 1272 г.

Тем не менее Вардавар был и остается яркой страницей в христианской культуре нашего народа. Много столетий этот праздник красочно отмечали в монастыре Св. Карапет г. Муша, куда сходилось огромное число паломников из разных городов и гаваров. Но Вардавар вдохновлял христиан не только на паломничество и празднества — многиезнамени-тыехудожники, поэты, музыканты и мыслители в разное время и в разных монастырях создали множество произведений на тему Вардавара, которые до сих пор являются общенациональными памятниками культуры нашего народа.

Иеромонах Маркое Оганесян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении