Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Деловые шахматы и их божественное предназначение

11 и 12 июня 2002 года в клубе им. Т. В. Петросяна под эгидой Шахматной федерации Москвы прошел 1-й официаль -ный турнир «Деловые шахматы». Это событие, по мнению весьма авторитетных специалистов, стало важной вехой в развитии современных шахмат, а возможно, и других интеллектуальных игр.

В клубе им. Т.В. Петросяна шахматная игра обрела своего бога групповую личность. На снимке финалист 1-го официального турнира «Деловые шахматы» - команда шахматного клуба «Перово»: Александр Пантелеев, Виктор Нюбин, Владимир Моисеенко, Лазарь Бекларян, Александра Назарова. Тренер команды -Василий Владимирович Гагарин.

Так, вице-президент Российской шахматной федерации, директор Центрального дома шахматиста им. М.М. Ботвинника Александр Иванович Крюков считает, что«Г.К. Овакимяномразработана уникальная, не имеющая аналогов командная игровая система, которая раскрывает новые, весьма актуальные сегодня и порой неожиданные возможности древней мудрой игры - шахмат».Директор же шахматного клуба им. Т. В. Петросяна, вице-президент Шахматной федерации г. Москвы, международный гроссмейстер Сергей Борисович Смагин несомненную ценность данной игровой системы увидел «в пер -вую очередь в возможности выйти на практические результаты в системе школьного образования». Наша газета уже несколько лет следит за развитием этой перспективной идеи («Ноев Ковчег» №6-7за 1999 г., №4 за 2000 г.). Сегодня мы вновь обратились к автору за разъяснениями.— На каком этапе находится разработанная вами система?

— Во-первых, хочу поблагодарить редакцию «Ноева Ковчега» за внимание к новым идеям. Что касается моей системы, то по классификации советника президента России по экономике Андрея Илларионова, опубликованной в журнале «Огонек», каждая идея проходит в своем развитии три этапа: это полная чушь, в этом что-то есть и, наконец, это давным-давно известно. Моя система сейчас, думаю, где-то между вторым и третьим этапами. Во всяком случае, она уже официально признана Московской и неофициально Российской и Международной шахматными федерациями. Более того, она одобрена некоторыми авторитетными специалистами Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук. Важным этапом был также выход в 2001 году моей книги «Деловые шахматы» и методических рекомендаций «Деловая игра на основе шахмат».

— Как, по вашему мнению, прошел 1-й официальный турнир?

— Я считаю, что очень удачно. Насколько мне известно, такого же мнения и организаторы, и участники турнира. Кстати, хочу воспользоваться возможностью и еще раз выразить благодарность руководству Шахматной федерации Москвы, организаторам турнира Вячеславу Андреевичу Бересневу и Сергею Борисовичу Смагину, всем участвовавшим тренерам и ребятам и, конечно же, нашему спонсору - генеральному директору ЗАО «Технатом» Роману Андраниковичу Мовсеся-ну, благодаря которому этот турнир прошел комфортно и на высоком организационном уровне. В турнире по олимпийской системе приняли участие 4 команды на уровне КМС, представлявшие сильнейшие юношеские шахматные школы Москвы и Подмосковья. Это клуб им. Т.В. Петросяна, клуб «Перово» и команда бывшего Дворца пионеров. А первым, можно сказать, абсолютным чемпионом по деловым шахматам стала команда из подмосковного города Сергиев Посад. Эта команда на сегодняшний день фактически лучшая в мире, а значит, ребят можно считать гроссмейстерами деловых шахмат.

— Не могли бы вы коротко напомнить нашим читателям, что принципиально нового в разработанной вами системе?

— Дело в том, что мною, по-видимому, открыты основные механизмы эволюции социальных групп в зависимости от условий их деятельности - это «ветвление» и «отбор». Неудивительно, что они напоминают механизмы эволюционного развития в биологии - генетические мутации и естественный отбор. Это только подтверждает их объективность. В конце концов, законы эволюции природы едины. Новизна заключается в возможности применить эти законы для понимания общественных явлений на примере социальной группы. Для этого и был разработан совместный познавательный, или, говоря научным языком, интерактивный когнитивный сценарий, который одновременно является еще и качественно новой формой принятия группового решения.

— А имеет ли это какое-то практическое значение?

— О том, насколько это важно для повседневной жизни людей, говорит следующий факт. В настоящее время практически во всех социально значимых областях человеческой деятельности предпочтение отдается коллективным решениям, то есть тем, которые принимаются в результате проведения групповой дискуссии. Наиболее распространенной формой принятия группового решения является «мозговой штурм», или брейнсторминг. Он предполагает возможность свободно высказывать свои мнения до принятия единого решения и обязательное для всех исполнение после. Форму брейн-сторминга приняли практически все групповые дискуссии от семейного совета, медицинского консилиума, заседания совета директоров и правительства до телевизионных игр типа «вопрос-ответ». Брейнстор-мингу соответствует и популярный среди политиков принцип демократического централизма. Однако многочисленные научные исследования эффективности группового решения, принятого в форме брейнсторминга, показали его несостоятельность при обсуждении и решении сложных многоэтапных проблем. Т.е. группа начинает принимать неадекватные решения, что в социальной психологии известно как феномен «группомыслия».

Разработанный мною сценарий - это качественно новая по отношению к брейнстормингу и единственно эффективная при обсуждении и решении сложных многоэтапных проблем форма проведения групповой дискуссии. Суть в том, что этот сценарий в отличие от брейнсторминга в ходе группового обсуждения допускает принятие различных промежуточных решений с правом на индивидуальный выбор. Это становится возможным при многоэтапном решении проблем и значительно повышает качество и эффективность принимаемых групповых решений. Следовательно, этот сценарий может использоваться практически во всех областях человеческой деятельности, где такие решения принимаются.

— А почему вы выбрали шахматы?

— Я уверен, что, если какой-то метод эффективен и нужен людям, он так или иначе найдет себе применение. Хотя можно действовать и более активно. По-моему, оптимальным путем является внедрение в форме зрелищных деловых игр в самых различных областях. Шахматы же являются спортивной, как бы универсальной, то есть понятной и доступной для всех областью человеческой деятельности. К сожалению, в последние годы интерес к шахматам катастрофически упал. Но, может быть, моя система позволит восстановить их былую социальную значимость.

— И все же чем деловые шахматы принципиально отличаются от классических?

— Деловые шахматы - это просто более высокий, точнее, социальный уровень развития шахмат. Мой сценарий не изменяет традиционные правила шахматной или любой другой игры. Его цельдругая - показать, что правильно организованная совместная или групповая интеллектуальная деятельность во многих ситуациях, особенно при решении сложных многоэтапныхпроблем, может быть более эффективной, чем индивидуальная. Формально вводятся игровые правила ветвления, отбора и паса шахматных позиций.

Участники 1-го официального турнира «Деловые шахматы», прошедшего в московском шахматном клубе им. Т.В. Петросяна.

Они позволяют команде гармонично сочетать индивидуальную и групповую формы принятия решения. Разрешается свободное обсуждение. В результате на протяжении всей игры идет бурная дискуссия, происходит непрерывное изменение так называемых рейтингов ветвей и соответствующих им внутрикомандных социальных рейтингов участников игры и их подгрупп, возникают различные социальные роли и структуры. Такого в шахматах никогда раньше не было. Единственная из всех ранее предложенных командная форма шахматной игры - консультационная партия построена на упомянутом выше принципе брейнсторминга. Поэтому она оказалась малоэффективной и не прижилась.

— Что вы предпринимаете сейчас для внедрения вашего сценария?И какие у вас планы?

— Я подготовил, как мне кажется, весьма перспективный проект Интеллектуальной олимпиады с использованием моего сценария для повышения зре-лищности, а значит, и рентабельности популярных спортивных игр, таких, как классические шахматы, сянци - китайские шахматы, сеги - японские шахматы, го, рендзю, шашки, пен-та, отелло-реверси и т.д. Попытки проведения подобных интеллектуальных олимпиад уже не раз предпринимались, например в Лондоне, Каннах, но из-за отсутствия зрелищности большой популярности они не приобрели. Уверен, что на этот раз все будет иначе. Кстати, проведение зрелищной Интеллектуальной олимпиады в России могло бы стать, как любят говорить наши военные, «асимметричным ответом» на тот политический произвол, который творится сегодня по отношению к нашим спортсменам в физических видах спорта.

Кроме того, очень перспективным мне кажется и другой проект - Интеллектуального телевидения. В нем предусматриваются качественно новые интерактивные телевизионные программы на основе моего сценария. Сюда входят не только деловые шахматы и другие интеллектуально-спортивные игры, но и различные бытовые, производственные и даже политические дискуссии, построенные на многоэтапном интерактивном обсуждении указанных проблем. Такого раньше на телевидении не было, поэтому может внести существенное разнообразие.

Первый абсолютный чемпион по деловым шахматам - команда подмосковного города Сергиев Посад: Дмитрий Сирица, Антон и Сергей Волковы, Марина Филина, Максим Зорин. Тренер команды - Евгений Алексеевич Шапошников.

Но это дело будущего. А в ближайших планах - проведение 2-го официального командного первенства по деловым шахматам.

— Если не ошибаюсь, вы предлагаете также использовать деловые шахматы в школьном образовании? Что, с вашей точки зрения, они могут дать детям?

— Дело в том, что шахматная игра по моему сценарию требует от ее участников способности ориентироваться не только собственно в шахматах, но и в различных социально-психологических структурах и ситуациях, возникающих во время игры в деловые шахматы. На сегодняшний день все педагоги сходятся в том, что детей в школе надо учить не только знаниям в различных областях, но и умению общаться друг с другом, способности к эффективным совместным действиям.В частности, они должны научиться принимать эффективные групповые решения, своевременно пользоваться такими актуальными в наше время принципами, как «Хочешь быть лидером? - Будь им», «На других надейся, но сам не плошай», «Разделяй и властвуй», «В единстве сила», «С сильным не дерись, с богатым не судись» и другими. Согласитесь, что многие дети, даже выучив наизусть эти принципы, не очень хорошо представляют себе их реальное значение. А ведь без этого сегодня - в эпоху бурных социальных изменений просто невозможно понять, что же происходит вокруг. Кроме того, в любой социальной группе обязательно возникают роли лидера, эксперта, оппозиционера, их сторонников, отвергаемого и другие. Дети должны не только знать об этом, но и уметь бороться за ту или иную социальную роль или нишу, чем бы они в будущем ни занимались. Все это в игровой форме можно попробовать и развить во время игры в деловые шахматы. То есть эта игра будет хорошим социальным, демократическим и даже моральным тренажером для наших детей, так как укажет им путь к Богу. — Интересно. И как вы это себе представляете? Вы верите в Бога?

— Не только верю, но и знаю. И даже могу научно доказать существование Бога. Если коротко, то основные положения можно сформулировать так. Все в мире взаимосвязано. Следовательно, окружающий нас мир представляет собой единую Систему, или, говоря языком древних мудрецов, Бог есть.

— Ау вас есть и более развернутая концепция?

— Конечно. Один известный философ справедливо заметил, что человек есть не столько «бы-тие-в-мире», сколько «бытие-с-другими». В связи с этим очень важно понять роль и значение групповой личности - качественно более высокой и эффективной, чем и иди видуальная личность. Наглядными примерами являются такие всемирно известные групповые личности, как македонская фаланга и «Битлз», ЦКБ «Рубин» и компания «Майкрософт», советский народ и христианская церковь. Ни одну из них нельзя свести к какой-либо одной даже самой яркой индивидуальной личности. Психология уже вплотную подошла к признанию существования групповой личности. Это неизбежное следствие признания такого фундаментального для современной науки понятия, как система элементов.

Я лично уверен, что именно система как философская категория и ее социальный вариант - групповая личность - являются точками пересечения на первый взгляд параллельных прямых - Бога и материи, религии и науки, души и тела, морали и бизнеса. Отсюда и мое убеждение в том, что наиболее значимая для каждого из нас Групповая личность и есть Бог. Или, если хотите, ту же мысль можно сформулировать иначе: Бог находит свое социальное воплощение в групповой личности. Это может быть пара влюбленных, семья, компания друзей, спортивная команда, трудовой коллектив, военное подразделение, партия, нация, церковь или человечество, т.е. любая социальная группа, частицей которой мы сами себя считаем. Именно эти боги карают нас и милуют, у них мы ищем правды и справедливости, их мнение для нас самое главное и определяет наше поведение, при посягательстве на них мы становимся особенно нетерпимыми, и именно их нам чаще всего не хватает.

— А какое место в этой концепции занимают шахматы?

— Дело в том, что путь к Богу тернист и, подобно шахматной игре, является сложным многоэтапным и вариативным процессом. Именно так надо понимать выражение «неисповедимы пути Господни». При этом создаются оптимальные условия для применения интерактивного когнитивного сценария. Более того, достичь божественного состояния групповой личности можно только при господстве Святого духа, т.е. при строгом соблюдении всеми участниками внутригрупповых норм или, проще говоря, правил игры. А это, согласитесь, в реальной жизни встречается значительно реже, чем в спорте, в том числе и в шахматах. Поэтому, с моей точки зрения, вполне правомочным будет вывод о том, что кратчайший путь к Богу лежит через деловые шахматы.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении