Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армянство как религия

Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.

Недавно один из спорящих с Эчмиадзином священнослужителей Московской Армянской церкви упрекнул оппонентов за то, что они действуют по принципу «цель оправдывает средства». Вряд ли стоило ему попрекать кого бы то ни было принципом, который был дискредитирован именно служителями церкви (иезуитами). Ведь сама по себе здравая эта мысль, заимствованная у Томаса Гобса и положенная иезуитами в основу своей морали, верна в той степени, в какой верна и достойна выбранная цель.

Например, скрыть диагноз обреченного больного можно как с целью исключения его душевных переживаний, так и для «выколачивания» денег у его родственников. Но не всегда просто отличить достойную цель от недостойной. Так, те же иезуиты в качестве высшей цели выбрали «вящую славу божью», а коммунисты считали нравственным то, что полезно для пролетариата. На самом же деле «нравственно то, что естественно», а естественным является не принадлежность к какой-либо конфессии или социальной группе, а— к этносу: наши дети родятся не христианами или пролетариями, а армянами; не с крестом на шее или лопатой в руках, а с армянским характером, прошедшим через языческие огни, гул христианских колоколов,призывы съездов КПСС...

Естественно наше национальное происхождение, а значит, нравственно то, что полезно нашему народу; поэтому всякая цель, ведущая к этой пользе оправдывает средства, даже такие, как... отступничество. Отступились же мы от язычества, построив церкви нафундаментаххра-мов старых богов, чтобы не раствориться в иранском мире; не побоялись же прослыть еретиками, отколовшись от православия, чтобы не исчезнуть в Византии.

Зато вдвойне безнравственно то же отступничество, но совершенное во вред народу, особенно армянскому народу, ввиду рассеянности которого церковь имеет исключительную значимость. Миллионы армян, живущих в различных странах мира, исторически связаны с армяно-григорианской религией, хотя далеко не все они реально ее исповедуют. Христианство для нас стало символом не только (и, наверное, не столько)вероисповедного, но и этнического самосознания. Многие сегодня ходят в церковь, участвуют в обрядах, выполняемых с давно уже забытой целью, лишь для того, чтобы побыть среди соотечественников, послушав родную музыку и древнюю торжественную речь, ощутить, сохранить, укрепить свое армянство.

Сегодня важно понимание не того, две или одна природауХри-ста и как они между собой соотносятся, а того — как соотносятся в армяно-григорианской религии христианское и армянское начала. Потому что конфессии приходят и уходят, но неизменной остается религия под названием армянство. Армянская церковь, выполняя функции утраченной государственной власти, смогла сохранить наш генофонд, во многом благодаря наличию централизованной иерархической структуры. Поэтому нельзя допустить, чтобы сформированная многими поколениями церковная инфраструктура, разрушаясь от дряхления религиозной «начинки», расталкивалась бы приватизаторами в рясах. Наоборот, необходимо укрепить эту иерархию безусловным ее подчинением единому центру — престолу Католикоса в Эчми-адзине.

Моральное старение этой начинки не армянская болезнь, а следствие секуляризации — мирового процесса освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозного влияния. Многовековой этот процесс не смогут остановить и волны религиозного фундаментализма, как правило, инициируемые межэтническими противоречиями: замечено, что в современном «обезбоженном» мире (Хайдеггер) формируется новый тип религиозности, обнаружившей себя в растущем интересе к национальной духовности и государственности. Поэтому необходимо, своевременно реформировав религиозное содержание и сделав его привлекательным для светских «прихожан», исповедующих естественную, а значит, вечную Национальную идею, спасти Армянскую церковь — достояние мирового армянства.

Несмотря на то, что из истории нам известны прецеденты с неутешительными результатами, и известно — кому и по какой причине выгоден назревающий раскол, необходимо, продолжая борьбу за единство, сформировать отношение мирового армянства к происходящему. Последнее можно было бы сделать на Суде Чести, избранном из пользующихся безусловным уважением представителей Армении и Диаспоры (Сильва Капутикян, Шарль Азнавур), независимо от их отношения к религии. Соответственно и высшей мерой наказания такого Суда было бы лишение не церковного звания, а звания «Армянин». Возможно, перед таким Судом конфликтующие стороны, осознав меру своей ответственности за последствия, согласившись на компромисс, предотвратили бы раскол. И тогда Армянская церковь, пребывая «над схваткой» политических и прочих сил, станет основой Системы управления Мировым армянством, обретет второе дыхание и не дрогнет перед грядущей секуляризацией, ибо вместе с армянским народом церковь может пережить и само... христианство.

Виген Оганян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении