Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Откровение

Ощутив забытый вкус победы, возвысившей нас к пантеону славных предков, мы услышали их благородный голос: Любимый народ! Обращаясь к тебе с трибуны, предоставленной нам Свободой, мы говорим от имени царей, на-хараров, князей..., твоих вождей, элиты, уничтожаемой врагом, чтобы, обезглавив народ, поработить его. Сказано — поражу пастыря, и рассеются овцы...

Веками эта трибуна узурпировалась другими народами, властвовавшими над вами, но свободный народ подвластен только Богу — автору «Естественного права», по которому ниши человечествазани-мают этносы в соответствии с национальными характерами каждого из них. Но в иерархии международного сообщества нет постоянной «прописки» этносов. Цивилизация непрерывно меняет условия конкурса народов, который выдерживают те, чьи национальные характеры более соответствуют требованиям времени; кто выдерживает испытание войной, являющейся естественной формой существования всего живого.

Война не досадное проявление чьей-то злой воли, сотворившей на земле вавилонское многоязычие народов, а как раз для того природа и творит многообразие народов, чтобы, возбуждая национализмом, сталкивать их на арене истории. По своей сути национализм не что иное, как аналог межвидовой ксенофобии в мире животных, выполняющий ту же роль, но уже в мире людей. В мире, состоящем из собственных «видов» — этносов, соревнующихся за сохранение или повышение уровня своей ниши в иерархии международного сообщества.

Есть ли предел этому стремлению вверх? Молдова требовала выхода из Советского Союза, Приднестровье из Молдовы... Там и предел, где кончается это самое стремление; где народ не может или не желает платить за суверенитет холодом, голодом, кровью... Его опережают другие, поднятые волной национализма на арену истории. Там, сталкиваясь, и разрешают они свой спор. Это естественное и поэтому нравственно обоснованное право всех участников собрания.

И наоборот. Безнравственно пропагандировать пацифизм, так как понимание неизбежности войн позволяет исключить опасные попытки уклониться от нее или спрятаться «за гранью дружеских штыков»; позволяет понять, что народ, отказавшийся от войны под своим флагом, все равно будет воевать, но под флагом чужим, во славу чужого оружия. Понять, что война иногда единственная альтернатива позорному геноциду, не делающему чести ни палачу, ни жертве. В течение 12 лет наполеоновских войн за величие своей родины погибло столько же французов, сколько армян унес один геноцид 15 года. Пора понять, что в международных отношениях считаются только с силой, но не с устаревшими договорами, ставшими историей, история же не гарант, а всего лишь регистратор событий.

Безнравственно в явной или скрытой форме дискредитировать национализм и опирающуюся на это чувство идею независимости. Не верьте тем, кто, пользуясь тяготами и лишениями народа, зовет назад к «дружбе народов». Страны, отпустившей нас на свободу, уже нет, а России по политическим и экономическим причинам независимость Армении выгоднее,чем тем, кто, унижая свой народ, предлагает ему добровольно отказаться от независимости. Будто не видят они — какую цену платят России за то же самое соседи за Кавказским хребтом.

У дружбы народов нет естественных корней. Поскольку речь идет не о межличностных отношениях, можно говорить лишь о союзе, заключаемом между народами на время совпадения их интересов. Таков наш союз с Россией. Мы приветствуем его. И не только потому, что все-таки не в «персидской», не в «турецкой», а именно в «русской» Армении мы прошли путь от имперской провинции до независимой республики, но и потому, что союз этот предотвращает турецкую агрессию.

Двуглавому орлу, сбросившему советское оперение, нужен плацдарм на нашем нагорье, но мы должны помнить, что ему важны гора, а не то, на каком языке там говорят. Это МЫ хотим, чтобы наши горы говорили по-армянски, поэтому, не имея ни азербайджанской нефти, ни грузинских субтропиков, лишь кровью можем расплачиваться за сдерживание Турции и Карабах. Может быть, нам отказаться от Карабаха в обмен на мир? Может быть, правы те, кто считает, что Россия использует его для реализации принципа «разделяй и властвуй»? Но, во-первых, если это и так, то Россия может поддерживать необходимый накал конфликта и против желания его участников; поэтому последним придется считаться с волей державы как с объективным фактором и продолжать противостояние, в котором проиграетуклонившийся. Во-вторых, мы боремся за Карабах не только потому, что там наш народ, на нашей земле, но и потому, что, отказавшись от него, мы рискуем потерять Армению. Нашему народу не менее Карабаха нужна была борьба за него. Ее трехцветная тревога заменила вековую печаль армянского взгляда на гордость национального достоинства, без которого нет и человеческого.

Спюрк — рассеявшиеся дети Армении! И правда, поражу пастыря — рассеются овцы. Но родину покидают не только беженцы,а и по своей воле. Почему? Что объединяет армян диаспоры и граждан Армении? Тот же национализм — инстинкт самосохранения духа. Именно он многим из вас позволял оставаться армянами, поднимаясь в высшие сферы власти, экономики, науки, искусства и др. структур стран пребывания. Для многих из вас тесной оказалась Армения, в рамках которой вы не могли бы реализовать свой потенциал, ангажированный международными программами и требующий подчас средств и коллективов наднационального масштаба. Не нашел бы Баграмян в Армении столько солдат, чтобы стать маршалом. Но, может быть, потому и не нашел, что покидала молодежь Армению. Будь у нее столько же армянских солдат, сколько солдат армянского происхождения сражалось в диаспоре за чужую независимость, может, Армения и не утратила бы свою собственную?

И все же мы гордимся Баг-рамяном, как и другими знаменитыми армянами, добившимися успеха в диаспоре. Но сегодня и диаспора может гордиться Арменией, поднявшей свое знамя на высокий флагшток Организации Объединенных Наций. Наверное, стремление к славе и объединяет мировое армян-ство, а если это так, то главная его задача — сохранить Армянское знамя — свидетельство нашего благородства, зрелости и возрождения.

Виген Оганян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении