Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Абстракционист Рубен Апресян

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ

 

На снимке: А.Морозов, Н.Дементьева, В.Патюков и Р.Апресян

Сказать, что я ах как понимаю абстрактную живопись — не могу.

Сказать, что в истории армянского изобразительного искусства ах как много абстракционистов-художников — тоже не могу. Я знал двоих. Одного — в лицо и по его работам: это был земляк Мартироса Саряна — ростовский армянин СейранХат-ламаджян. Второго — только по его работам, и то — по иллюстрациям в книгах и журналах. Это был Арчил Горки — американец армянского происхождения. Он считался вторым после Полока крупнейшим абстракционистом США. И мы — армяне, живя в другом полушарии, им очень гордились.

...Выставка работ без году сорокалетнего Рубена Апресяна — тонколицего европейца в модных очках, больше похожего на ученого филолога, нежели на привычного для нас современного бородатого художника — была открыта в залах престижного Московского Центра искусств.

Выставку открывали первый заместитель министра культуры РФ Н. Л. Дементьева и заместитель директора Третьяковской галереи А. И. Морозов.

Художников-знаменитостей, искусствоведов и ценителей этого направления в живописи было предостаточно. Одни пришли дать оценку таланту зрелого художника, другие — попытаться понять язык его творчества, а может, и заняться самообразованием. Желая найти ключ к прочтению абстрактных картин, я обратился к предисловию прекрасно изданного каталога. Там написано: «Синхронность и горизонтальность современных художественных сознаний, пришедших из иных реалий нашей цивилизации, из иных измерений, чем непосредственный художественный жест, их виртуальность и мерцающая знаковость естественно живут в живописныхтолосахРубенаАпресяна, утверждая единство явленного и незримого, природного и рожденного человеческим интеллектом». Вот так!

Да, многие из нас, посетителей художественных выставок, привыкли к традиционным реалистическим произведениям искусства. Так нас воспитывали в школе. И мы привыкли в картинах видеть конкретные предметы. Неважно — одушевленные или неодушевленные. Даже в некоторых абстрактных работах мы пытаемся разглядеть или даже подразумевать знакомые формы: человека, животного или природы.

Мне, например, понравились и запомнились два небольших карандашных рисунка: «Композиция с одинокой фигурой» и «Пейзаж с черной фигурой». Эти работы сделаны относительно давно— в 1998 и 1996 годах соответственно. Большинство же полотен датировано уже третьим тысячелетием. И они все откровенно абстрактны. «Абстрактная форма, — говорит Рубен Апресян, — наиболее подходит для ассоциативно-импровизационного выражения чувств и переживаний, поиска духовной гармонии».Я ему верю, но сам к этому не пришел... Может быть, пока? И мне симпатичны такие полотна, как «Город №3» и «Город №4». В первом я вижу мой родной ночной Ереван с самолета, когда еще электричество не подавалось «по карточкам». Нравится мне и его «Осеннее настроение», передающее человеку настроение, испытываемое нами: высыхающее «желтое» перекрывает живое «зеленое».

Нравится мне, что работы моего земляка, такого, как и я, армянина московского разлива, имеются в таких престижных музеях мира, как Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей Конгрегации Мхитаристов (Вена), в частных коллекциях всего мира...

Не нравится, что ни одной работы Р. Апресяна нет ни в одном музее родного Еревана. А ведь именно оттуда началась творческая биография художника, когда в 1982 году он поступил в Ереванское художественно-техническое училище на факультет резьбы по дереву.

Присутствовавший на вернисаже народный художник СССР академик Н. Б. Никогосян сказал мне, что если некоторые работы Рубена перевести на ковер, получатся прекрасные произведения, хорошо «прозвучат».

...Выходя из помещения Московского Центра искусств я подумал: «До вчерашнего дня я знал двухармянхудожников-абстракци-онистов, сегодня к ним прибавился третий — Рубен Апресян».

Роберт Баблоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении