Ереван: беседы под солнцемВот уже второй раз я возвращаюсь оттуда с теми же ощущениями. Меня радует молодое поколение и удручают те, кому сильно за сорок. Первые делают свое дело, преодолевая трудности и веря в себя, вторые жалуются - все плохо и ничего нельзя поделать. Я понимаю: первые полны энергии, а вторые исчерпали себя. У первых голова не забита ложными идеями, а вторые растерянны и разочарованны. Первые работают много, получают не так много, но не унывают, а вторые предпочли бы наоборот. Их, вторых, еще в школе учили: после революции наступает счастливая жизнь. А где она? Сидят и ждут. Или мечтают уехать, потому как там, далеко, неважно где, счастливой жизни навалом.
С их точки зрения,человек уехавший удачлив по определению. Хотя кажется, последние
антикавказские веяния в России заставили их призадуматься: так ли все замечательно
в северной эмиграции. Можно, конечно, подумать теперь о Западе. О Юге, о Востоке...
О любой стране и любом континенте. Человек рожден не на участке земли, отмеченном
пограничными столбами, а на Земле, и волен жить там, где ему удобно. Не в том
вопрос. В другом. Есть ли задача. Или нет ее. Потому что уехать, чтобы хорошо
жить - это еще не задача.
И тем не менее в общении с мужчинами я предпочел старых друзей. Правда, им
далеко за сорок, но они -другие. В общении же с женщинами - молодых. Им нет
сорока, даже тридцати, но и они - другие.
Космический пилигрим
Если бы вы увидели Гайка Арутюняна лет двадцать назад, вы бы не поверили, что
перед вами серьезный ученый, кандидат физико-математических наук, надежда армянской
астрофизики, правая рука Виктора Амбарцумяна.
Улыбчивый, шутливый, невероятно контактный, он легко вписывался в любую компанию
и любую беседу. Сочинял научно-фантастические рассказы (которые ваш покорный
слуга переводил на русский язык) и писал между делом астрофизические статьи
для иностранных, преимущественно американских, научных журналов. Мы очень давно
не виделись. За это время он успел сменить несколько должностей. Был заместителем
директора Бюроканс-кой обсерватории,потом директором, потом "ио" ,
потом вновь заместителем и снова "ио", а позже и вовсе уехал в дальние
края, откуда недавно вернулся. Чуточку постарел, прибавил в весе, но веселая
улыбка не сошла с лица.
- Где же же тебя черти носили?
- Не черти, атеморцы . Есть такой остров к северу от Австралии, очертаниями
похож на крокодила. Так вот, на этом самом острове меня переносили с места на
место теморцы, когда я болел тропической лихорадкой. Добрый народ - теморцы,
выходили. А знаешь, от тропической лихорадки нет, оказывается, никаких прививок.
Надо просто отлежаться. Высокая температура, галлюцинации...
- Какие именно галлюцинации?
- У кого какие. У тебя были бы женщины. А у меня -звезды, точнее, созвездия.
- Надеюсь, созвездие Девы, а не Скорпиона?.. Хорошо, а как ты попал на этот
остров?
- Дело втом, что остров сей был колонией Индонезии. Потом Восточный Темор обрел
независимость, и туда приехала миссия из ООН. Втом числен миротворческие войска.
Я там ведал переводческим отделом.
- А я подумал, астрономическим.
- Нет. Но астрономией я не переставал заниматься. Удобная штука - Интернет.
Ни на день не теряешь связь с миром, с коллегами.
- За исключением тех дней, когда болеешь тропической лихорадкой. Кстати, от
нее умирают?
- Бывает. Но если переболел, приобретаешь иммунитет. Правда, когда я выздоровел,
мне заявили, что есть четыре вида лихорадки, значит, еще тремя переболеть предстоит.
- Кошмар! И ты остался болеть дальше?
- Нет, я уехал на Бали. Затем в Бангкок...
- Мне рассказывали, что тайки - самые идеальные женщины на земле. С точки зрения
мужчин, разумеется.
- Тебе не соврали. Они делают все, чтобы угодить мужчине, независимо от того,
богат он или беден. Они влюбчивы и не столь меркантильны, сколь европейки. Словом,
у них просто культ мужчин.
- Там нет лихорадки'?
- Кажется, нет.
- Обязательно попытаюсь выпросить туда командировку. А что со звездами?
- С ними все в порядке. По-прежнему расширяются. Вместе со Вселенной.
- Что Вселенная расширяется, я знаю, но что и звезды...
- И звезды, и планеты. И Земля расширяется, и Луна, и Солнце. И по ходу отдаляются
друг от друга. Это известно и как бы доказано. Но есть вещи труднодоказуемые.
Понимаешь, ведь и в науке работают те же стандарты, что и в искусстве, и все
принципиально новое принимается в штыки. Есть идеи, которые на первых порах
кажутся безумными. К примеру, есть законы физики, в неизменность которых мы
верим. Но стоит примерить эти законы к иным условиям, и они перестают работать.
Или работают иначе. Но попробуй доказать. Речь идет не о лабораторных опытах
и даже не о том, что наблюдаешь в телескоп. Процессы, о которых я говорю, исчисляются
миллионами лет. Я сейчас на пороге любопытного открытия. Но если я о нем заявлю,
академики (а они народ особый) объявят это полным безумием. Поэтому я могу пока
говорить не о самой идее, а о том, что из нее следует. То есть идти методом
обратного отсчета.
- Я сейчас -может, не к месту -вспомнил реплику из фильма «Три плюс два»: «Доктор,
а говорят, есть еще кю-мезоны...» Так вот, есть еще квазары - очень далекие
от нас звездные скопления.
- В том-то и дело, что не далекие, а близкие, но маленькие. Это тоже спорно.
Но это как бы новорожденные _________младенцы гигантского целого.
- Иначе говоря, Вселенная расширяется, растет и стареет, но по ходу сама же
заботится о рождении новой вселенной. И если сравнить ее с гигантским животным,
то отдельные галактики - части его тела, а планеты - его органы. Можно сделать
такое предположение ?
- Почему бы нет? Предположения можно делать всякие.
- Тогда мы на этой планете - всего лишь микробы или бактерии. А все войны,
большие и малые...
- ...Это дисбактериоз.
Проще говоря, диарея, или понос.
- Дальше должна пойти рекламная заставка: «Примите иммодиум», - шутит Гайк.
На самом деле дальше к нам подходит официантка и что-то приносит на подносе.
- Но и диарея возникает не без причины, - замечает Гайк.
- Все продукты у нас свежие! - возмущается официантка.
Мы хором заверяем ее, что не продукты имели в виду.
Привет от Мендельсона
О трио "ШЕЛ" мне с восторгом рассказывала Алиса Саркисян, молодой
и уже известный композитор, с которой,если помнят читатели "Ноева ковчега",
я общался в прошлогодних "Беседах под солнцем". Поскольку это трио,
кроме прочего, исполняет также и произведения Алисы, я бы счел ее оценку субъективной.
Но были и другие столь же восторженные отзывы. Рассказывали о маниакальной работоспособности
девушек, об их зарубежных гастролях, о премиях и призах. Словом, мне захотелось
встретиться с ними. Где это можно сделать в Ереване? Разумеется, в кафе, где
же еще?
Шушан Акопян (фортепьяно), Лилит Закарян (скрипка) и Анна Арутюнян (виолончель)
закончили Ереванскую консерваторию и теперь аспирантки при той же консерватории.
А трио было создано в 1998-м...
- Вначале у нас была другая виолончелистка, Екатерина, -рассказывает Лилит.
- Она уехала с мужем в Америку, и теперь вместо нее Анна.
- Наверное, теперь надо менять название трио, ведь там первые буквы ваших имен.
Может быть, "ШЛА"?..
- Зачем? Я не столь честолюбива, - говорит Анна. - Нас знают как "ШЕЛ",
пусть так и остается.
- Расскажите, куда вы ездили, где выступали. Лилит: Первая поездка состоялась
в девяносто девятом. Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон...
- Для местных армян?
Шушан: Почему только для армян? Были и американцы.
Лилит: Потом Италия, Сицилия, концерты на днях армянской культуры в Ливане,
затем в Москве... А в 2001 году в мае выступили на конкурсе камерных ансамблей
в Париже и получили первую премию. Участвовали пятьдесят составов из тринадцати
стран. Да, был еще фестиваль в Одессе, назывался «Два дня и две ночи». Что еще?..
Шушан: В декабре 2000-го у нас был сольный концерт в Вене. На фестивале «Новой
музыки».
- А музыка у вас новая?
Анна: Разная. Гайдн, Мендельсон, Шуман, Бабаджанян, Гаянэ Чеботарян, Армен
Смба-тян, Алиса Саркисян...
- Один из перечисленных композиторов вас мне и рекомендовал.
Лилит: Мендельсон?
- Нет, Алиса Саркисян. Сказала, что вы - единственное женское трио в Армении.
И работаете в поте лица, ничуть не хуже мужчин.
Лилит: А почему мы должны быть хуже? Женщина, если хотите знать, более одухотворенное
создание, чем...
- ...чем армянский мужчина.
Лилит: Чем мужчина вообще.
- Ты замужем'?
Лилит: Я - нет. Но Шушан и Анна замужем.
- Кто ваши мужья? Тоже музыканты'?
Анна: Нет, это было бы слишком: два музыканта в одной семье. Мой муж- врач.
Венеролог.
- Приходит домой усталый после работы, а у тебя между ног, прошу прощения,
виолончель.Анна: Совершенно верно. И просит что-нибудь поиграть. Для успокоения.
Нет, он вполне нормальный человек. Раньше, бывало, ревновал.
- К виолончели? Анна: Виолончель, между прочим, женского рода. Ко всему. Музыканты
ведь народ без комплексов, как и врачи. Потом понял, что без внутренней свободы
и раскованности нельзя заниматься искусством. И в этом нет ничего плохого. А
по поводу виолончели между ног я уже наслышалась шуток, не привыкать. Кстати,
вроде скромный инструмент, а стоит столько же, сколько хорошая машина.
Шушан: А мой муж...Держитесь крепко. Лейтенант милиции.
- Тоже приходит домой усталый, кладет дымящийся пистолет в кабуру и просит
поиграть для успокоения?
Шушан: Угадали.
Лилит: А я пока замуж не собираюсь, но для меня важнее иметь рядом все же гуманитарного
человека.
- Нет таких?Лилит: Почему же, есть. Просто я еще не решилась.
- А была возможность остаться за рубежом?
Лилит. Была. И не одна. Но нам и здесь хорошо. (К остальным.) Правда? И не
потому, что здесь все замечательно и легко. Как раз очень нелегко. Мы ведь больших
денег не зарабатываем. Не играем на вечеринках и различных пышных мероприятиях.
К тому же нас нередко подводят различные благотворительные фонды, которые, как
выясняется, существуют только на бумаге. Раньше очень помогал бывший ректор
консерватории Армен Смбатян, но теперь он стал послом Армении в России. Ладно
помощь -не мешали бы... (Лилитсмотрит на часы.) Все, опаздываем на репетицию.
Завтра концерт.
- Так я и не понял, кто же у вас в трио руководитель. Наверное, ты?
Лилит: Я? Нет. У нас вообще нет руководителя. Зачем он нам? Мы и без того прекрасно
понимаем друг друга. Приходите завтра на концерт. Обязательно приходите.Продолжение
следует.
Руслан Сагабалян,
Ереван-Москва
|