Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Земля родная, дай мне только силы...»

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАВЕНА КАРАПЕТЯНА

3. Карапетян (справа) с космонавтами Андрианом Николаевым и Валентиной Терешковой

Завен Амбарцумович Карапетян, ведущий радиотележурналист, более 40 лет работал в системе ГостелерадиоАрм. ССР. Награжден почетными грамотами Гостелерадио СССРиАрм. ССР, бронзовой медалью ВДНХ, ветеран труда, член Союза журналистов с 1960 г. Автор нескольких короткометражных документальных телефильмов, из которых «Бригадир» вышел на всесоюзный телеэкран.

Щедрая земля Армении подарила миру много славных имен. Это гениальные ученые, художники, композиторы, писатели, дипломаты, военачальники, широко известные не только в нашей стране. Но эта древняя прекрасная земля гордится и своими простыми тружениками. Среди них - врачи, учителя, актеры, журналисты.

Имя Завена Карапетяна, понятно, знают в России немногие, но зато его прекрасно помнят и знают в родной Армении. Более 40 лет он отдал работе на радио и тележурналистике, став одним из ведущих информаторов второй половины XX века. Сегодня Завену исполнилось 70 лет. В дни юбилея наш корреспондент встретился с 3. Карапетяном.

— Завен, я знаю тебя со студенческих лет и все-таки хочу начать свою беседу с рассказа о твоем детстве.

— Родился я в селе Айгео-вит (долина Садов — по-русски) Инджеванского района, который славится своими исключительно красивыми садами. Никогда не забуду их цветение. В детстве свадебный наряд цветущих деревьев кружил голову, пьянил воображение, питал мою плоть соками, вливал силы. Родился в обычной крестьянской семье, где любили работу, отдавали ей все свои силы. Родители мои в 1915 г. репатриировались из Западной Армении, чудом спасшись от гибели. До сих пор в глазах взмокшая от пота спина моего отца, натруженные руки моей матери. За трудолюбие и доброту их искренне уважали односельчане. Любовь ктру-ду они прививали и нам, детям (нас в семье было четверо), с самого раннего возраста. А уж когда началась война, в «сороковые роковые» мы работали, как взрослые люди. Лично я пас скот, копнил сено, собирал табак, трудился от зари до зари.

— А как же учился, закончил школу?

— Несмотря на то, что много работал, конечно же учился. Тяга к чтению, истории, географии была неимоверная. Вообще в нашей семье так было - все любили читать. Помимо этого, меня очень стала интересовать радиотрансляция. Конечно, своего радио в доме еще не было, но «черная тарелка» в центре села со страшной силой притягивала к себе, сообщала фронтовые новости. Я бежал к столбу, где она была укреплена, и с жадностью вслушивался в каждый звяк, в каждое слово. А голос Левитана до сих пор в ушах: «Передаем сообщение Совинформбюро...» Видимо, это и стало первым толчком к выбору моей профессии.

— Как я помню, ты поступил в наш Ереванский университет в 1952 году?

— Да, именно в этом году успешно сдал экзамены и был принят на отделение журналистики филологического факультета. Студенческие годы вспоминаю с восторгом и благодарностью к своим учителям. Они привили мне на всю жизнь любовь к профессии. Это языковед академик Григор Капанцян, журналисты Аршалуйс Симонян, Сергей Тосу-нян, Хикар Барсегян. Перед памятью тех, кого нет уже в живых, я смиренно преклоняю колена и свою уже седую голову.

— А в каком году ты пришел на радио?

— Сразу же после окончания университета. Попал в самую неспокойную, оперативную редакцию - редакцию информации. Должен сказать, не жалею, и никаких поблажек с первых дней не было. Мои первые репортажи оказались весьма серьезными и актуальными.

— А помнишь, о чем был самый первый?

— А как же. Это была передача о хлопкоробах Масисского района. Да, в те годы в Армении выращивали хлопок. В этом репортаже я пытался показать не просто сбор хлопка, а рассказать о замечательных людях, великих тружениках села, которые без фанфар, без лишней шумихи самозабвенно трудились на поле.

— А дальше?

— А дальше была обычная, будничная работа, каку всехжур-налистов, без выходных, без праздников, как говорят, с ненормированными рабочими днями. Но несмотря на это, моя работа былатворческой, а потому и приносила мне радость. Ты понимаешь, я делал свое любимое дело, готовил репортажи и часто за них гонорар не получал. Дело в том, что в те времена было ограничение, так называемые 40-60 процентов. То есть штатные работники получали 40 процентов общей суммы гонорара, а 60 процентов — внештатники. И мои сотни репортажей были «благотворительными», я за них денег не получал.

Благодаря радио-, тележурналистике обогащалось мое мировоззрение, расширялся кругозор.

Разве могу я забыть свою первую встречу с Шарлем Азнавуром в 64-м году или встречи с Инди-рой Ганди, Анастасом Микояном, Валентиной Терешковой и Андрианом Николаевым, Мартиросом Сарьяном, Вильямом Сарояном, Аркадием Райкиным, Евгением Симоновым, Ваграмом Папазяном, Михаилом Царевым, маршалом Баграмяном, Алексеем Маресьевым, Ежи Кавалерови-чем, Марселем Марсо...

Господи, с кем только я не встречался за 40 лет... С интересными, яркими личностями.

— Завен, насколько мне известно, ты вышел первым в прямой радиоэфир.

— Да, это было в начале 60-х годов. И это был репортаж об открытии Ереванской ТЭЦ. Дело, как ты понимаешь, нелегкое, новое для нашего радио в те годы. Волновался ужасно, однако справился и даже получил благодарность от руководства. Между прочим, прямой телеэфир тоже вышел одним из первых.

— Ну а когда же в свои сети тебя затянуло телевидение?

— Оно не затянуло. Это было веление моей души. Как ты помнишь, телевидение к нам в Армению пришло в 1957 году. Я человек неспокойный, любознательный, ты это тоже знаешь. Потому и решил познавать новое, чрезвычайно интересное для меня дело. Активно начал работать на телевидении с 1968 года, и должен сказать, опыт радиожурналиста во многом мне помог. Наверное, это имел в виду ныне покойный наш тогдашний председатель Джон Киракосян, когда мне говорил: «Ты поедешь с нами в Казахстан освещать Дни культуры Армении и должен обеспечить радио- и телеэфир».

— Завен, интересно, какая тематика больше всего привлекала тебя?

— Любая — и искусство, и литература, экономика, строительство, сельское хозяйство. Может быть, мои тогдашние телерепортажи вызовут у кого-то сегодня улыбку, ибо нынче «не модно» показывать человека труда, «не модно» рассказывать о великих стройках. И этот скепсис мне не понятен, не приемлем. Мне выпала честь рассказать о таких великих стройках Армении, как железная дорога Иджеван-Раз-дан, водовод Арпа-Севан, Ереванский метрополитен им. Ка-рена Демирчяна и др. Так случилось, что Карен Демирчян шел со мной по всей моей творческой жизни. Дело в том, что, когда Карен (тогда мы называли друг друга по имени) в конце 50-х работал начальником цеха Ереванского электротехнического завода, я сделал свой репортаж о молодом специалисте Демирчяне. Да, мы дружили с ним, и я горжусь этой дружбой.

Завен Карапетян берет интервью у Анастаса Микояна (справа)

— Завен, ты был автором и ведущим некоторых циклов телепередач.

— Да, это были циклы «Отцы и дети» об армянах-строителях БАМа, «В эфире встречаются соревнующиеся», «Деревенские рассказы» и др. Сегодня, конечно, все вспомнить невозможно. С уверенностью лишь могу сказать, что эти телепередачи воспевали красоту моей земли и человека, живущего на ней.

Вспоминая свою долголетнюю работу на Гостелерадио Армении, не могу на назвать имена людей, которые работали со мной «в одной упряжке». Это Левон Бабаян, Акоп Айвазян, Джон Киракосян, Степан Погосян, председатели Госкомитета, и, конечно, мои коллеги - Беник Акопян, АршакАнанян, РомикКа-рикян, Олег Агаджанян, Симон Григорян, Лидия Казарян и оператор Альберт Овсепян, с которым мы объездили всю республику вдоль и поперек и многие города бывшего Союза. Именно с ними мы в жару и холод делали свои репортажи, невзирая на время и обстоятельства, словом, как писал поэт: «Жив ты или помер, главное, чтоб в номер вовремя был сделан материал».

— Завен, твоя первая любовь тоже началась на телевидении?

— Нет, мы с Каринэ Мнаца-канян, одной из первых дикторов телевидения Армении, были уже женаты. Более того, у нас уже была дочка Маринэ, так что, можно сказать, наша любовь продолжалась, а не начиналась. Между прочим, мои внучки Гоарик и Анна сегодня успешно продолжают профессию своих бабушки и дедушки, они ведут детскую передачу.

— Какие вспоминаются сегодня интересные, а может быть, курьезные встречи?

— Подобных встреч было немало за мою долгую жизнь. Помню, скажем, встречу со знаменитой певицей Жаклин Франсуа. Я записал ее концерт, а потом, естественно, попытался взять интервью. Но мощный продюсер оттеснил меня, запросив довольно высокий по тем временам гонорар. Не задумываясь, я вытащил из своего кармана названную сумму и вручил ее продюсеру. Улыбаясь и кокетничая, Жаклин дала мне интервью. А на следующий день я был вызван «на ковер» к председателю, очень строгому между прочим, Акопу Айвазяну и... был, не поверишь, не наказан (чего я боялся), а премирован за находчивость и расторопность.

— Завен, тебе сегодня 70, но, я знаю, ты еще работаешь.

— Да, работаю в московском театре «Модернъ», художественным руководителем которого является Светлана Врагова-Гюрд-жянц. Как говорят, пути господни неисповедимы. С детства любил кино и театр и очень ими интересовался. В наше далекое село летом часто приезжали столичные артисты, и каждый раз кто-то останавливался в нашем доме. Я, мальчонка, завороженно наблюдал, как артисты разговаривают, едят, ходят и даже спят. Став постарше, я организовал драмкружок и даже поставил спектакль. Это было произведение нашего классика Ов. Туманяна «Гикор», где сам играл роль Базаз Артема. С этим спектаклем мы «гастролировали» по соседним селам и даже зарабатывали кое-какие деньги.

А в театр «Модернъ» я пришел неслучайно. Светлана Вра-гова привлекла мое внимание своим творчеством и женским обаянием. Она ставит высокую классику. В репертуаре театра нет пьес-однодневок. Это масштабные, широкие полотна: Леонид Андреев, Федор Достоевский, ЛеонидЛеонов, Славомир Мрожек, Сергей Михалков. Это не полный перечень авторов. Я в театре скромный администратор, но счастлив тем,что работаю с таким мастером своего дела. С первых же дней моей работы я приглашаю на наши спектакли своих соотечественников. Моя инициатива, конечно, одобряется руководством театра.

— Завен, интересно, как армянин, как журналист, как театральный работник, о чем мечтаешь?

— О, о многом... Во-первых, мечтаю о том, чтоб мой народ был счастлив и чтоб никакие катаклизмы не сотрясали нашу Землю. Мечтаю, чтоб в Москве, где живет сегодня довольно внушительная диаспора моих соотечественников, выходила газета на родном языке. Она в известной мере может воспрепятствовать ассимиляции, способствовать сохранению национальной культуры. Уже нынешнее поколение забывает, как выглядят Месроповы письмена. А что будет с грядущими поколениями? О чем еще мечтаю... Мечтаю видеть на сценах московских театров пьесы наших армянских классиков и современных писателей. А если более локально, мечтаю о завершении документального фильма «Армяне в России», который мы начали снимать с тележурналистом Тамарой Афанасьевой. Но работа не завершена из-за финансовых трудностей. Два наших спонсора — Вардгес Арцруни и Георгий Оганян в начале работы нам очень помогли. Очень ждем новых спонсоров...

Да мало ли о чем еще мечтаю... Дел много, желаний — не меньше. Дали бы только Господь и Земля силы.

Александр Межин

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении