Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Верацнунд» означает «Возрождение»

О МОСКОВСКОЙ АРМЯНСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

Посольство Республики Армения. Бывший особняк семейства Лазаревых. Второйэтаж. И дут занятия. Лучше не прерывать. Жду.... У меня намечена встреча с людьми, которые год за годом почти пятнадцать лет учат детей армянскому языку. Без веры и языка путь идет к уничтожению, вернее, растворению нации в потоке цивилизаций. В этом истина. Как и в том, что родную речь нужно знать, чтобы не настало время, когда языковой барьер станет стеной между детьми и родителями, когда подвиг людей, сумевших на протяжении столетий под чужим игом сохранить родной язык и веру, назовут славной страницей из книги мифов Древней Армении. Разговор был долгим...Попробуйте угадать, сколько стоит материнская любовь и любовь к отечеству? Не знаете? Я тоже затруднилась ответить на вопрос учительницы воскресной армянской школы Ирины Таронаци. «Все лучшее в мире бесценно», - сказала она. Мне показалось, что я нахожусь в другом измерении. Что-то напомнило годы, проведенные в Армении. Наверное, желтая обложка армянского букваря, а может, томик детской Библии на полке. Нет, все дело в том, что здесь пахнет моей школой, подумала я, отбросив все мысли, мешающие сосредоточиться, и нажала на «пуск» диктофона.

Армянская воскресная школа «Верацнунд» была создана в 1988 году по инициативе армянской диаспоры в Москве и при помощи Министерства просвещения Армении. С момента основания главная задача школы - обучение литературному армянскому языку, ознакомление с культурой и историей родной страны. В первые годы школу посещали всего 40 детей. Сейчас - более 200 человек. Число выпускников приближается к тысяче. В воскресную школу приходят и дети, и взрослые. Курс обучения рассчитан на четыре года для школьников и на два -для студентов. В школу зачисляют всех желающих без ограничения. В зависимости от степени знания языка их распределяют в разные группы. В школе также проходят занятия по музыке, национальным танцам,истории Армении, учащиеся знакомятся с национальными мультфильмами и кинолентами,произведениями писателей, поэтов и художников Армении, участвуют в театральных постановках и творческих вечерах. Желающие имеют возможность заниматься живописью.

У истоков стояли два учителя армянского языка - Ирина Рафаэловна Таронаци и Шохик Айказовна Пайлеванян. У каждой из них своя судьба, но дорога в школу стала той тропой, по которой они почти пятнадцать лет идут вместе. «Я живу этим. Бывает - устала, ноги не несут, голоса нет, но на душе спокойно и легко. Я счастлива, что могу быть полезна своему народу. Эта школа - моя отдушина», -говорит Шохик Пайлеванян. Логическим продолжением этого высказывания являются и слова Ирины Рафаэловны: «Живя вдали от Родины, каждый из нас мечтает о том, чтобы там люди жили счастливо. Обучение подрастающего поколения - это наша маленькая дань родной стране». Сейчас педагогический коллектив школы - это шесть человек. Директор Газиянц Михаил Михайлович, два учителя армянского языка, учитель музыки Асла-нян Марине, историк Александр Григорян и учитель танцев Вар-дан Тадевосян.

Мотивы посещения занятий, по понятным причинам, далеко выходят за рамки получения удостоверения или диплома, подтверждающего наличие базовых знаний по армянскому языку. Процесс обучения в школе - это епархия отдельно взятого учителя, который каждый год согласно потребностям учащихся совершенствует и обновляет учебную программу. Существует огромная проблема с учебниками и словарями, необходимыми ученикам. До сих пор не издан букварь по армянскому языку, рассчитанный на русскоговорящих детей. Учителя зачастую в помощь учащимся сами составляют маленькие брошюры-буквари. Нет также словарей. Большая потребность в русско-армянских и армяно-русских словарях. Даже переиздание словаря, выпущенного в начале 1990-х годов, было бы существенной поддержкой, говорит Ирина Рафаэловна. А ведь в школе учатся разные дети. Многие из них родились в Москве - в семьях, где родители, увы, не являются носителями языка. Некоторые могут выезжать на каникулы в Армению и возвращаться оттуда, как говорит Ирина Таронаци, «пропитанными армянским духом». Но у большинства такой возможности просто нет. Между тем проблема «книжного дефицита» известна давно. Она была в центре внимания и на курсах повышения квалификации учителей армянских диаспор, проведенных в этом году в Ереване. Интересно, что западные армянские школы не стоят перед проблемой нехватки учебных пособий. Вообще, там очень остро поставлен вопрос обучения, и основную роль в этом традиционно играет национальная церковь. Родной язык был и остается мостом, объединяющим армян, рассеянных по всем уголкам земного шара.

Слева направо: учитель музыки Марине Асланян,учитель армянского языка Шохик Пайлеванян,директор Михаил Газиянц, учитель армянского языка ИринаТаронаци и учитель танцев Вардан Тадевосян.

Армянская воскресная школа действует с благословения Католикоса всех армян Вазгена Первого. «Это наша радость и гордость. Его слова, обращенные к учащимся и коллективу работников, помогли нам преодолеть очень многие трудности», - говорят учителя. Во время визитов в Москву в 1989 и 1990 годах в церкви Святого Арутюна были организованы встречи учащихся школы с Католикосом всех армян. «Это были незабываемые минуты. Католикос сам был учителем,когда жил в Румынии, и знал, какой это труд. Доброе слово Вазгена Первого - не только напутствие Его Святейшества, но и благословение, исходящее прежде всего от учителя учителям», -говорит ИринаТаронаци. Первое, что читают ученики воскресной школы, как только обучатся грамоте, -десять божьих заповедей. Ведь в Армении на протяжении столетий в силу отсутствия политической независимости во главе просвещения народа стояла церковь. Да и процесс изобретения письменности в самом начале пятого века был ускорен угрозой авторитарного существования армянской апостольской церкви. Нельзя не вспомнить первую фразу, которая была переведена из Ветхого Завета архимандритом Месропом Маштоцом и Католикосом Сааком Партевом: «Познать мудрость и наставление, понять изречения разума». Для некоторых - просто притча, для других - смысл существования.

Территориальное расположение воскресной школы не случайно. Здание бывшего Лазаревского института восточных языков буквально пропитано духом просвещения. В 1815 г. промышленником и государственным деятелем Иваном Лазаревым на этом месте была открыта семинария. Ее еще называли «рассадником армянских школ». В 1824 г. она была преобразована в гимназию восточных языков, в 1827-м - в Армянский институт восточных языков, в 1848-м - в высшее учебное заведение первой категории -Лазаревский институт восточных языков. В 1871 г. институт перешел в ведение министерства просвещения Российской

империи, а в 1921 г. Совнарком Советской России принял декрет «О Московском армянском институте». В 1921 г. на базе института был создан Московский институт востоковедения,который, впрочем, вскоре прекратил образовательную деятельность. Среди его выпускников были поэты Рафаэл Патканян, Иоаннес Иоаннисян, Ваан Терьян, историки - Мкртич Эмин и Григор Халатян. Маленькая историческая справка показывает, во что может перерасти небольшая семинария, открытая исходя из тех же благих намерений, что и воскресная армянская школа. Во всяком случае, славные традиции Лазаревского института - устраивать встречи с видными деятелями науки, религии и культуры, уже продолжаются. Для учащихся воскресной школы организуются встречи с армянскими писателями, художниками артистами и официальными лицами.

В 1990 году при поддержке Министерства просвещения Армении была организована поездка 40 учащихся в пионерский лагерь «Академия» в Цахкадзоре. Многие из них впервые посетили Армению. «Это был огромный урок. Мы рассказываем детям об истории, культуре и традициях родного народа, но когда они видят все это, дышат этим воздухом, пьют воду и видят камни -это, пожалуй, самое большое счастье», - говорит Шохик Пайлеванян. В 1991 году вместе с Ириной Таронаци Армению посетили 27 учащихся, из них двадцать -впервые. В программе было предусмотрено посещение всех исторических мест. Наверное, можно не упоминать о том, что пятнадцать дней на родине оставили неизгладимый след в жизни детей и, возможно, сыграют свою роль в их судьбе.

.

На десятилетие школы собрались все ее выпускники - это около 1000 человек. Среди учащихся были внуки армянского поэта Геворга Эмина и русская девочка Катя Соколова, которая с таким рвением взялась за изучение армянского языка, что вскоре не только овладела им, но и стала заниматься культурой и литературой Армении. Написав письмо бывшему президенту Армении ЛевонуТер-Петросяну, она получила от него приглашение посетить Ереван, где с согласия родителей в церкви Святого Саркиса приняла крещение.

Школа помнит и своих учителей, которые сейчас не работают в ней, - это учитель истории армянского народа Роберт Овнанян, преподаватель музыки Гаяне Антаранян и концертмейстер Сатеник Меграбян.

«У нас дети учились и учатся бесплатно. Это принципиальный вопрос. Воскресная армянская школа должна быть открытой для всех. Но если есть желание - помочь можно всегда», - говорит директор школы Михаил Газиянц.

История любого народа хранит в себе имена меценатов. Бескорыстие, великодушие, отзывчивость и ...желаниеостаться неизвестными - те качества, которые объединяли этих людей во все времена. С 1994 года финансовую поддержку школе оказывает юрист и предприниматель Карен Багдасаров. Он же с 1988 года помогал армянской школе в Ташкенте. Его называют благодетелем, который делает все безвозмездно и бескорыстно, никогда нигде это не афишируя. Карена Багдасарова и Ивана Лазарева отделяют столетия, но объединяет стремление во всем быть полезными своему народу.

Первым общественным директором школы была Гюльями-рян Джульета, сотрудник Института усовершенствования учителей Армении. Она приехала в Москву по направлению Министерства просвещения Армении. Сейчас эту школу посещают ее внуки. С 1994 года директором школы стал Газиянц Михаил Михайлович. О нем нужно писать отдельную статью, впрочем, как и о любом преподавателе школы. На протяжении 25 лет Михаил Михайлович работал директором русской школы в Ташкенте, затем там в 1988 году открыл армянскую школу. Переехав в Москву, он сначала организовал армянский культурный центр, а затем стал руководителем воскресной школы. Уехав на несколько лет в Нью-Йорк, Михаил Михайлович и там открыл при церкви Святого Вахтанга первую в городе армянскую школу для русскоговорящих детей.

С вопросом, зачем нужно изучать армянский язык, я обратилась к родителям и самим учащимся школы. Студент второго курса Арсен Геворкян, который родился и вырос в Москве, ответил очень коротко: «Родной». В этом простом, как зеркало, ответе отразилось нечто большее - понимание того, что мы никогда не спрашиваем себя, почему любим отца и мать, почему тоскуем по далекому дому, почему до боли привязываемся к чужому человеку. Действительно, неужели нужна причина, чтобы изучать «родной» язык? А один из родителей- Тигран Закоян сказал: «Мои дети должны знать армянский язык. Я не могу назвать ни одного достойного армянина, который бы не знал своего родного языка».

Можно ли говорить о наличии достоверных данных по числу людей, покинувших Армению за последние десятилетия? Едва ли. У остающихся крепнет надежда на получение гуманитарной помощи со стороны богатой диаспоры. Между тем теряется нечто намного большее- то, что в будущем невозможно будет выразить ни в одной из существующих ныне «у.е.». Скоро станет модным писать и говорить исключительно на «перспективных» языках, Исаакяна, Туманяна, Варужана, Севака и других классиков армянской литературы читать в переводах на эти же языки, национальную музыку слушать после соответствующей обработки. Этот список можно продолжать бесконечно. Увы, понимание того, что «перспективность» языка определяется интеллектуальным потенциалом нации, владеющей им, придет, но придет позднее. Возможно, тогда соберутся вместе новые Алишаны, которые отрекутся от мира соблазнов и на протяжении десятков лет на заброшенном острове будут переводить, писать, печатать и издавать - словом, сохранять и создавать национальные ценности.

Диана Мкртчян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении