Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Александр Спендиаров и «Вернатун»

Москвичи и гости столицы хорошо знают этотдом-большое здание на углу Тверской улицы и площади, на которой стоит памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. В нем со стороны Тверской - огромный книжный магазин, а со стороны площади долгое время существовал магазин «Академкнига».На здании со стороны площади установлена красивая доска, оповещающая, что в этом здании находится мастерская, ныне Государственный музей народного художника СССР, вне всякого сомнения, одного из крупнейших художников XX столетия Дм.А.Налбандяна. Он жил в этом же подъезде. Там до сих пор живет его сестра, добрая и энергичная фея этого музея Маргарита Аркадьевна Налбандян.

В этом подъезде над квартирой художника живет великий певец Павел Герасимович Лисициан. И вообще в этом большом доме живет много знаменитостей...

Мастерская, ныне музей художника - замечательное, уютнейшее помещение на последнем, девятом этаже дома. Со стен на вас смотрят прекрасные натюрморты и пейзажи кисти замечательного художника, прославившегося в свое время отнюдь не этими, а другими произведениями. Там же, все время на вас, слушателей-зрителей, смотрит сам мастер со своего чудесного автопортрета. Художник был удостоен огромной чести - как один из выдающихся художников мира последних столетий, оставить свой «Автопортрет» в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Такой чести в свое время был удостоен Айвазовский.Здесь очень приятно выступать, здесь чудесная, располагающая атмосфера. Здесь очень хорошо играется и поется. Об этом неизменно говорят все - певцы, музыканты, чтецы, кто за последние три года выступал в литературно-художественно-музыкальном салоне «Вернатун» - совместной

Александр Спендиаров в 1907 г.

программе музея (директор -В.К.Колесов) и региональной общественной организации «Армянское культурно-просветительское общество «Арарат». Цель программы - ознакомление с творчеством выдающихся представителей армянской литературы и искусства.

А почему «Вернатун»'? Да потому, что так назывался литературный кружок, место встреч, основанный в 1899 году в Тифлисе, на верхнем этаже -вернатуне - дома № 50 по улице Бебутян, в квартире великого армянского поэта Ованеса Туманяна. «Вернатун» просуществовал до 1908 г. Руководителем был Ованес Туманян. Основными членами кружка были: сам Ованес Туманян, Газарос Агаян, Аветик Исаакян, Левой Шант, Дереник Демирчян. Кроме них, в мероприятиях «Вер-натуна» участвовали Перч Про-шьян, Александр Ширванзаде, Нар-Дос, Вртанес Папазян, Ваан Терян, Лео, Геворк Башин-джагян и многие другие. В «Вернатуне» проводились читки, литературные беседы, обсуждение напечатанных и пока еще не изданных произведений, изучение мирового литературного наследия.

«Дом Туманяна был обителью армянской литературы,-вспоминает Лео,- обителью, согретой и взлелеянной братскими и дружескими взаимоотношениями».

Газароса Агаяна, пользовавшегося всеобщим уважением, все называли патриархом. Но душой этого литературного объединения был, конечно, Ованес Туманян - его «действенная сила, его истинно литературное сокровище». Аветиком Исаакя-ном дорожили как «золотым фондом» кружка. Дереник Демирчян, как он сам говорил, «пока что голоса не имел, как самый младший». «АЛевон Шант своим присутствием вносил какую-то свежую струю, придавал особый смысл этим занятиям»,-вспоминал Туманян.

Кружок часто посещали гости - армянские писатели и деятели искусств, проживающие в Тифлисе: Перч Прошян, В.Папазян, Нар-Дос, Мурацан, А.Ако-пян, Г.Башинджагян, Ф.Терле-мезян и другие. Со временем это литературное объединение стало называться «Вернатун» (мансарда). Выбор названия был неслучайным: Туманян знал о салоне французских писателей братьев Гонкур «Амбар», в который входили Э.Золя, А.Доде и другие. По ассоциации с этим салоном члены армянского литературного кружка назвали свое объединение «Вернатун». Ассоциация была верна еще и потому, что Туманян отвел для литературных занятий кружковцев застекленную и широкую веранду. «Из-за большой высоты потолков, - вспоминает Дереник Демирчян, - а также и потому, что мы, уподобившись ученикам Христа, молили добрых духов о ниспослании нам творческого вдохновения, мы назвали свою организацию «Вернатун» (А.Багдасарян, «ВЕРНАТУН», Литературная Армения, 1969, №9, 115-117).

Кисти народного художника СССР Дм .А. Налбандяна принадлежит замечательное полотно «Вернатун» (1976 г.), на котором художник изобразил членов ту-маняновского «Вернатуна» - выдающихся деятелей армянской литературы и искусств рубежа Х1Х-ХХ столетий. Оригинал хранится в Третьяковской галерее, авторская копия - в Национальной галерее Армении.

Год создания совместной культурной программы музея Дм.А.Налбандяна и «Арарата» -1999 г. - оказался дважды юбилейным: 130 лет со дня рождения великого поэта и 100 лет его «Вернатуна»!

Вдобавок сам музей Дм.А.Налбандяна находится на верхнем этаже - вернатуне1. В силу всего сказанного и родилась идея: назвать наш салон «Верна туном».

Среди крупных культурных акций салона «Вернатун» - вечера, посвященные 130-летию Ованеса Туманяна и Комитаса, Паруйру Севаку и Егише Татево-сяну.

«Вернатун» откликнулся на знаменательную дату - 130-летие со дня рождения Спендиаро-ва, не привлекшую публичного внимания в России.

«Спендиаров сыграл большую роль в формировании армянской национальной композиторской школы, ее эстетических принципов, стилистических особенностей. Основываясь на традициях классической русской музыки, он обогатил армянскую музыку новыми темами, расширил ее жанры, выразительные средства, стал основателем армянского симфонизма. Его «Крымские эскизы» (2 сюиты, 1903, 1912), «Ереванские этюды» (1925) и другие симфонические произведения -классические образцы армянской симфонической музыки» (Армянская советская энциклопедия, Ереван, 1985, т. 11).

Александр Афанасьевич Спендиаров родился 1 ноября 1871 г. в местечке Каховка Таврической губернии. Туда в 1855 г., опасаясь за свою судьбу, в числе других армян - жителей предместья города Перекопа -Армянска бежала семья его деда - Авксентия Спендиарова. Отец Спендиарова - Афанасий (Сте-панос) Спендиаров был женат на Наталье Карповне Селиновой, девушке из известной армянской семьи из Карасубазара. Отец ее - Карп Селинов был двоюродным братом великого художника Ивана Айвазовского. Эту информацию я привожу со слов члена общества «Арарат», московского художника Евгения Владимировича Краснушкина, который является правнуком второй дочери Селинова - Анны (Аннеты) Карповны (в замужестве Алтунджян). Забегая вперед, скажем, что сам Александр Спендиаров женился на внучатой племяннице Ивана Айвазовского Варваре Леонидовне Мизи-ровой. И, естественно, семья Спендиаровых дружила с великим художником.Большую часть своей жизни А.А.Спендиаров прожил в Крыму: Каховка, Симферополь, Ялта, Судак

Отец позаботился о том, чтобы его сыновья - старший Леонид и младший Александр с детства изучали армянский язык. Вот что писал 9-летний Саша из Симферополя, где жил с мамой, папе, после размолвки с женой оставшемуся в Каховке: «Милый папа! ...Я уже учусь по-русски и по-армянски и скоро напишутебе письмо по-армянски».

Нам, конечно, неизвестно, писал ли будущий композитор своему отцу по-армянски, но мы знаем, какую неоценимую роль в формировании Александра Спендиарова, будущего классика армянской музыки, сыграло его общение с московскими армянами. Братья Спендиаровы приехали в Москву в августе 1890 г. И совсем скоро были запримечены хлебосольными московскими армянскими семьями и стали завсегдатаями в их домах. Это - профессор торгового права Нерсес Осипович Нерсесов, банкир Джамгаров (по предположению большого знатока истории московской армянской общины С.Х.Мурадя-на, скорее всего речь идет о старшем из Джамгаровых Иване Исааковиче), доктор медицины Сергей Давыдович Шагинянц (отец Мариэтты Шагинян), юрист, профессор теории права Юрий Степанович Гамбаров, знаменитый юрист, писатель, публицист, общественный деятель Григорий Аветович (Абаку-мович) Джаншиев (автор книги «Братская помощь армянам...») и другие.

«Говорили об Армении, ровеснице Ассирии и Вавилона, о ее древней культуре и о трагической судьбе ее народа. Все это было для Саши и Лени совершенно ново. Трудиться на пользу народа, веками страдавшего под гнетом иноземцев, пробуждать в нем духовные силы, помогать его возрождению казалось братьям главным делом их жизни. Саша обрабатывал армянские песни, записанные им у Нерсе-совых, и разучивал их с московской, а потом и симферопольской армянской молодежью. Юноши изучали вместе армянский язык, читали армянские газеты... «Теперь мы с Сашей такие армяне, что только держись!» - восторженно писал Леня отцу» (Марина Спендиарова. Спендиаров. Жизнь замечательных людей. -Москва, «Молодая гвардия», 1964, С.37).

Картина Д. Налбандяна «Вернатун (групповой портрет выдающихся армянских просветителей), 1976 г.

Замечательный романс «Аи вард» («К розе»), без которого трудно представить творчество А.Спендиарова и классическую армянскую музыку, родился в 1894 году, после того как Спендиаров в доме Нерсесовых слушал, как А.И.Цатурян читал свое знаменитое стихотворение. На следующую встречу А.Спендиа-ров пришел с готовым романсом.

А.Спендиаров познакомился с О.Туманяном в Тифлисе только в 1916 г. А «Вернатун» О.Туманяна просуществовал до 1908 г. Поэтому А.Спендиаров не застал «Вернатун», членом его не был.

Однако в картине народного художника СССР Дм.А.Налбандяна «Вернатун» А.Спендиаров представлен как член «Вернатуна». Но тут нет никакой ошибки. Картина была задумана как нечто символическое, объединяющее весь цвет армянской литературы и культуры конца XIX начала XX веков. И по всей вероятности, на художника оказало сильное впечатление то, что получилось в результате встречи поэта и композитора. Это - опера «Ал мает».

Кстати, в картине «Вернатун» отсутствует один из основателей и постоянных членов туманянов-ского кружка - выдающийся поэт, драматург, педагог Левой Шант. По вполне понятной причине. Этому помешала... его политическая деятельность. Левой Шант, автор знаменитой исторической драмы «Старые боги», был членом партии дашнакцу-тюн. Летом 1920 г. он возглавлял делегацию правительства Первой Армянской Республики на переговорах с советским правительством в Москве. С 1921 г. был в эмиграции. Его имя, его творчество стали известными советским людям очень поздно, где-то в 70-е годы.

Уместно напомнить читателям, что мастер изобразил на своем полотне 15 выдающихся, с его точки зрения, представителей армянской литературы и искусств. Это - Ованес Абелян, Газарос Агаян, Акоп Акопян, Геворк Башинджагян, Дереник Демирчян, Аветик Исаакян, Коми-тас, Степанос Лисицян, Марти-рос Сарьян, Александр Спендиаров, Вардгес Суренянц, Егише Татевосян, Ваан Терян, Ованес Туманян, Александр Ширванзаде. Поскольку это, как я выше уже говорил, в большой степени символический состав, то совершенно очевидно, что каждый из нас вполне может представить среди этих 15 и других блистательных представителей нашего народа.

Вернемся к Спендиарову. Мрачный, трагический 1916 год! Геноцид армян в Турции продолжается. В числе лучших представителей российской интеллигенции, армянской интеллигенции России А.Спендиаров делал все, что в его силах, чтобы оказать помощь соотечественникам. В комитете помощи жертвам геноцида он знакомится с молодым, но уже известным художником Мартиросом Сарья-ном.

«Незадолго до этого, - рассказывал Мартирос Сарьян, - я познакомился с русским композитором Гречаниновым, и тот сообщил мне, что собирается писать оперу на сюжет поэмы Ованеса Туманяна «Ануш». Я сказал об этом Александру Афанасьевичу, желая задеть его патриотическое самолюбие, и, по-видимому, добился цели» (Марина Спендиарова, С.103).

В конце февраля 1916 г. А. Спендиаров приезжает в Тифлис. Вопреки ожиданиям, в том числе и самого О.Туманяна, «Ануш» композитору не нравится. Отказывается он и от «Пар-вана». И наконец, останавливается на поэме «Взятие крепости Тмук». До 1923 года А.Спендиаров пишет и до конца своей жизни (до 1928 г.) постоянно совершенствует свою знаменитую и замечательную оперу «Алмаст». Это очень интересная, волнующая история.

130-летие со дня рождения выдающегося композитора, армянского и российского, прошло незаметно. Времена другие...

В салоне «Вернатун» при большом стечении публики прошел вечер, посвященный этой знаменательной дате.

Традиции салона были соблюдены. Директор музея Дм.А.Налбандяна В.К. Коле-сов показал слайды со знаменитой картиной «Вернатун», рассказал о замысле мастера. Автор этих строк рассказал собравшимся о биографии А.Спендиарова с показом нескольких слайдов о жизни Спендиаровых, подготовленных к этому дню музеем. После чего состоялся прекрасный концерт из произведений А.Спендиарова, в котором участвовала большая группа артистов: певицы, струнный квартет, пианисты, скрипач. Концерт вела и украсила своим большим талантом заслуженная артистка Армении, профессор Музыкальной академии им. Гнесиных Мария Гамбарян.Практически тот же артистический коллектив во главе с Марией Гамбарян выступал затем и на вечере, посвященном юбилею выдающегося композитора, в посольстве Республики Армения.

Что касается салона «Вернатун», то в ближайшее время там состоится литературный вечер, посвященный творчеству Александра Ширванзаде. Как вы понимаете, активного участника туманяновского «Вернатуна», одного из великих, запечатленных мастером на прекрасном полотне «Вернатун».

Эмануил Долбакян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении