Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Сближайся, чтобы не владели нами»

Нарушение канонов ААЦ, неповиновение верховной власти Его Святейшества Католикоса Всех Армян Гарегина II, раскольнические действия против Первопрестольного Святого Эчмиадзина Казароса Кюрегяна есть нарушение данного им обета, есть предательство Святого братства Вагаршапата.

70 лет религиозного конформизма и разрушения «храма в душах» привели к иррациональным отношениям отдельных священнослужителей и паствы. Пора осознать собственные ошибки, пора принести покаяние за вину нарушения данного обета священнослужителя во имя Пресвятой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа...

На всем протяжении человеческой истории судьбы народов и государств определяли интеграционная, объединительная тенденция и тенденция де-зинтеграционная, разрушающая последствия и результаты объединительных процессов. История человечества состоит из нескончаемого противостояния различных миров. Это история выживания и утверждения, где нет обретения без потерь.

Разрушительная энергетика социума регулируется прежде всего духовным фактором, единством понятий и установок, традиций и обычаев, делающих мир доступным для каждого и мир каждого для всех. Религиозный фактор продолжает играть важную роль в развитии социального общества. Политизация религиозной идеи тесно связана с возникновением моноэтнических религий, когда идея единого Бога становится определяющим в духовной жизни целых народов. Народ без веры, без духовного стержня становится безвольной массой, подверженной любому воздействию, любой трансформации своей самоидентичности. Феномен выживания армянского народа в условиях сложнейших испытаний и исторических катаклизмов кроется в беспримерном служении Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) ее национальным и духовным интересам.

Армяне приняли учение Христа первыми в мире, причем как бы дважды.В первый раз-в лице царя Абгара, современника Христа. Царь Абгар принял христианство (крещение) вместе со всем своим двором в столице царства, в г. Эдессе (ныне г. Урфа на территории Турции). Обряд крещения был принят от апостола(посланника) Христа - Фаддея. Миссия апостола Фаддея и его соратника Варфоломея, проходившая в Армении в 33-68 гг., после смерти Абгара завершилась их гибелью от рук армянского же царя-язычника Санатрука. Тем не менее Армянская Церковь признается Первоапостольской, происходит от Первоначальной Церкви, созданной Иисусом Христом, без посредничества других церквей. Годом второго и уже окончательного крещения Армении, причем с принятием христианства в качестве единой государственной религии (и опять первыми в мире), считается 301 г. н. э.

Христианство в Армении оказало прогрессивное воздействие на развитие армянской цивилизации,появление армянской письменности, развитие языка, культуры, науки. На протяжении 17 веков Церковь принимает существенное участие в решении судьбоносных для народа задач. С первых шагов Армянская Церковь выработала основополагающие принципы, определяющие ее место и значение в формировании национального духовного единства.

В течение веков ААЦ была и продолжает оставаться носителем и хранителем христианской этики, национального языка, культуры, традиций и науки. Армянская Церковь всегда противостояла и преодолевала мощное проявление сектантства и внутрицерковную оппозицию, укрепляла и делала незыблемыми устои храма Христова.

После потери армянской государственности ААЦ исполняла роль светских властей и разрабатывала национальную ПОЛИТИКУ, предохраняя нацию от

ААЦ и Экзархом ААЦ при Патриархате Московском и Всея Руси патриаршим решением Католикоса Всех Армян Гарегина И (№ 588 от 07.04.2001 г.) назначен архимандрит (ныне - епископ) Езрас Нерсисян.

Однако архиепископ Тиран Кюрегян выступил против патриаршей власти Католикоса Всех Армян, отказался выполнить решение Гарегина II и Верховного Синода, инициировал деяния, направленные против порядка и канонов ААЦ, заявил о своем неподчинении власти Католикоса Всех Армян и Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Предавая историческое значение ААЦ, действуя в личных интересах, одновременно выступая в роли «истинного поборника» российских интересов, Казарос Кюрегян обращается письменно в Киликийский Католикосат (зарубежная армянская церковь) с просьбой перейти под юрисдикцию последнего. Однако, получив отказ от Католикоса Киликийско-го престола Арама I, он продолжил свою раскольническую деятельность.

Более того, зарегистрировав так называемую организацию "Объединение армянских апостольских церквей Москвы" (ОААЦМ), архиепископ Тиран в нарушение установленных канонов ААЦ провозгласил себя духов-ным пастырем армян Москвы, проводил раскольническую деятельность и продолжал игнорировать духовную власть Святого Эчмиадзина. За подобное неповиновение патриаршей власти Католикоса Всех Армян и непристойное клятве армянского священнослужителя поведение патриаршим указом (№ 686 от 15.05.2001 г.) архиепископ Тиран объявлен расстриженным, ему возвращено мирское имя Казарос Кюрегян. Духовные и мирские члены Верховного Духовного Совета ААЦ выразили полное согласие и поддержку настоящему решению Католикоса Всех Армян Гарегина И, ибо сие патриаршее решение является закономерным процессом во имя сохранения конфессиональных основ и канонов Армянской Апостольской Церкви.

Регистрация вышеназванной церковной организации ОААЦМ в Главном управлении Министерства юстиции РФ по г. Москве не выдерживает критики, поскольку, во-первых, в Москве, кроме армянской церкви (часовни) «Сурб Арутюн» («Святое Воскресение»), нет иных действующих армянских церквей, во-вторых, регистрация настоящего религиозного объединения вступает в противоречие с российским законодательством (например, ст. 12 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.), в-третьих, подобное решение продиктовано узкокорыстными соображениями гражданина Кюрегяна и его окружения, является выражением откровенного неуважения к ААЦ и армянской общественности (прихожан) Москвы и России в целом, а также демонстративным игнорированием решений Католикоса Всех Армян, следовательно, является антиармянской политической акцией.

Однако лишенный духовного сана гражданин Кюрегян, опираясь на небольшую группу сообщников и возможную поддержку чиновников административных органов Москвы и России, продолжает активную раскольническую деятельность, направленную против ААЦ, патриаршей власти Католикоса Всех Армян и воле российской и мировой армянской общественности.

В частности, Кюрегян при поддержке хулиганствующих элементов фактически захватил здание единственной действующей в Москве часовни «Сурб Арутюн», препятствует главе Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ епископу Езрасу исполнять церковную службу в армянской церкви «Сурб Арутюн», совершает тяжелый грех, исполняя таинства - церковную службу, будучи расстриженным мирянином, тем самым обманывает многих прихожан в церковной легитимности своих действий. Одновременно гражданин Кюрегян допускает публичные высказывания о том, что он пользуется поддержкой российских административных структур.

Развивая деструктивную деятельность, Кюрегян в своих выступлениях с использованием российских СМИ заявляет о намерении создать автокефальную армянскую цесковь в России, провозгласить себя московским патриархом ААЦ при поддержке властных и церковных институтов России.

Вся деятельность Католикоса Всех Армян Гарегина II и главы Ново-Нахичеванской и Россиской епархии ААЦ епископа Езраса направлена на всемерное укрепление духовных связей армянского и русского народов, о чем многократно публично высказывался Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий И.

На протяжении столетий представители армянского народа бок о бок с русскими братьями защищали Русь, в том числе отстаивали ее интересы на Большом Кавказе и в Причерноморье, строили храмы и укрепляли основы христианства.

Благополучие России -есть залог укрепления интересов и Армении. Армяне России, со своей стороны, готовы оказывать максимальное содействие этой благородной идее.

Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - представители армянской диаспоры никогда не выступали против основ государственности стран проживания. Наоборот, своим трудом и умом они снискали к себе заслуженное уважение и авторитет как со стороны властных органов, так и коренного населения.

Так что же в России, неужто здесь, на Севере, забыли, как дружбе верными мы были?..

Силы же правопорядка в который раз пытаются представить преступления по разжиганию межнациональной розни отдельными вылазками «голодающей» части российской молодежи и футбольных фанатов местных клубов. Но как объяснить организованность хулиганствующей толпы, политические лозунги с призывами изгонять из России и убивать «хачиков» («хач» с армянского дословно переводится «крест»). Мы имеем дело с антихристами, а не с национал-патриотами, которые идут против веры Христовой, против основ России и православия, против российско-армянского стратегического союза, следовательно, против интересов России на Юге. Это напоминает четко продуманную глобальную геополитическую и разведывательную провокацию со стороны иностранных спецслужб итайныхорганизаций, где главная цель - вытеснить Россию из Армении и всего Кавказа.

Между тем исход армян из России будет означать исход России с Большого Кавказа, где Армения и российские военные базы - последний бастион и оплот Российского государства. Кому это выгодно? Только не России. Армяне пережили Ассирию и Финикию, Парфию и Вавилон, Рим и Византию.

Уроки Византийской империи следует помнить России сегодня. Основной причиной сельджукских завоеваний в XI в. в Малой Азии явилось тотальное разложение в Византийской империи.

Падение нравов, либерализация в правящих кругах, сопровождавшиеся беспрерывными дворцовыми и политическими интригами, расшатывали основы империи. Недальновидная политика византийских императоров по отношению к периферийным государствам, в частности к Армении, состоящая в ослаблении местных княжеских родов и переселении наиболее сильных из них в другие регионы (например, в Болгарию и Дакию), привели к тому, что восточный форпост империи окончательно ослаб и битва под Маназкертом в 1071 г. обернулась поражением Византии, ибо выявила разложившуюся суть империи: узы и печенеги (тюркские племена, союзные Византии) перешли на сторону соплеменников - сельджуков, византийцы бежали, а оставшиеся армянские воины пали в неравном бою, защищая родную землю.

В силу своего географического положения Армения всегда являлась границей христианского мира между Европой и Азией. И это обстоятельство во многом определило ее историческую судьбу. Необдуманная геополитика христианского мира по отношению к Армении, всегда занимающей в мире обособленное положение, в конечном итоге приводила к серьезным потерям для христианского мира. Нередко даже византийские императоры разрушали эту страну, бывшую живым щитом на пути кочевников и варваров с Азии. Разрушение армянской государственности, аннексия ее территории и присоединение к Византии способствовали ослаблению восточных окраин империи.

Великие государства подтачиваются с периферии, так было в далекой и близкой истории, в том числе одной из причин развала СССР стал вопрос Карабаха. А что сегодня имеет Россия на своих южных рубежах и окраинах Федерации - лицемерие и предательство со стороны местных правящих элит, неутихающий конфликт на Северном Кавказе и начинающийся политико-правовой экстремизм на Кубани. К чему это может привести для многонационального и многоконфессионального государства - ответ очевиден. Изучайте историю, господа, чтобы окраиной России не стали в недалеком будущем Рязань и Ярославль.

Россия и русский народ выполняют великую историческую миссию геополитического объединяющего начала на Кавказе. Главная цель Армянской Церкви и национальных диаспоральных институтов в России - сплочение российских армян, объединение их интеллектуального и материального потенциала для активного участия в строительстве новой сильной России и укрепление стратегических союзнических российско-армянских межгосударственных отношений.

Российско-армянские отношения - это важнейший фактор обеспечения региональной безопасности на Большом Кавказе. Однако уже сейчас - из-за нерешенности вопроса вокруг армянской церкви в Москве, предоставления возможности ее законным представителям на восстановление и исполнение церковной службы, признаков поощрения раскольнической деятельности против ААЦ - срывается трехсторонняя встреча в Москве духовных лидеров Азербайджана, Армении и России,созываемая по инициативе Его Святейшества Алексия II с целью нормализации армяно-азербайджанских отношений и активного содействия политическому урегулированию карабахского вопроса.

Католикос Всех Армян Гаре-гин И не может посетить Москву, где фактически бойкотируется сама возможность такого посещения и "поощряется" раскольническая деятельность бывшего священника, направленная против Армянской Церкви, Святого Эчмиадзина, Католикоса и Армении.

Церковная власть Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ распространяется на большие пространства России, стран СНГ и Балтии, объединяет более двух миллионов армянских прихожан. Полноценная деятельность епархии имеет ключевое значение с точки зрения укрепления российско-армянских отношений, христианских основ русскоязычного населения на постсоветском пространстве, что соответствует геополитическим интересам Российского государства.

Поэтому сложившаяся ситуация вокруг Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ не может быть терпимой в отношениях между двумя сестринскими церквами, союзническими государствами и братскими народами. Раскольническое поведение любого лица независимо от занимаемого им положения и местопребывания по отношению к ААЦ и Первопрестольного Святого Эчмиадзина решительным образом осуждается всей армянской нацией, обществом и государством.

Уважая конституционное право российских граждан на создание новых религиозных организаций для свободного вероисповедания, призываем: нельзя допустить самовольный захват церковного здания «Сурб Арутюн» в Москве, принадлежащего с момента построения Иваном Лазаревым Армянской Апостольской Церкви.

В среде российских армян нет ни политических, ни духовно-религиозных причин для раскола ААЦ и подрыва патриаршей власти Католикоса Всех Армян. Жестокой человеческой идее «разделяй и властвуй» армянский народ под руководством своей Церкви в течение 17 веков противопоставлял другую христианскую идею: «сближайся, чтобы не владели нами».

Сближение - есть путь веры и истины. Сегодня в мире армяне для осуществления своих национальных целей имеют два основных центра: Первопрестольный Святой Эчмиадзин и Третью Республику Армения. Вследствие допущенных ранее ошибок и горьких ударов политической судьбы XX в. мы имеем раздвоенную Церковь - Католикосаты Всех Армян и Великого Дома Киликийского. Объединение вокруг Первопрестольного Эчмиадзина - это неизбежный путь армянской долговечности в XXI в. Уроки нашей истории свидетельствуют, что отступничество от ААЦ либо внутрицер-ковное раскольничество неизбежно ведут к национальным потерям. Единство Святого братства Вагаршапата (Эчмиадзина) есть залог укрепления веры, духа и общности народа. Епископский обет есть клятва священнослужителя, нарушение обета равносильно нарушению присяги на верность Отечеству.

Епископский обет архимандрита Казароса Кюрегяна14 ноября 1988 г.

«... 2. Даю обет никогда не пренебрегать порядками Церкви и не нарушать их и всегда наставлять вверенный мне под опеку народ. Учить и наставлять его во имя сохранения божественных и церковных канонов, наставлять покорности Духовным властям...

3. Даю обет быть верным Святому Эчмиадзину до конца дней моих, быть и оставаться во власти и распоряжении Святого Престола Эчмиадзина, на котором, избранием Святого Духа, непрерывной преемственности и праведного предводительства восседает сегодня Его Святейшество, Католикос Всех Армян Вазген I, и его правопреемников, уважая и выполняя все Указы, направляемые мне Святым Престолом. Никогда не становиться подданным иного, не легитимного патриаршего престола, а, более того, заботиться о единении всех чад Святого Просветителя под единой властью преемников Святого Престола.

4. Даю обет до конца дней моих оставаться в Святом братстве Вагаршапата, богобоязненно служить на благо и во славу Святого Эчмиадзина, всеми силами своими содействуя его развитию и процветанию.

5. Даю обет никогда не преступать границы моей власти, данной мне Богом при рукоположении на епископство, ни страстью и ни желанием не преступать законы Церкви...

6. ...Если волею мысли или по принуждению страстей будут нарушены все мои обеты... то я буду повинен перед Божьим судом и перед Святейшим Патриархом всех армян. Призываю в свидетели святость божественного алтаря и слышащих мой ответ, в чем и подписуюсь».

Алекс Щегюнц

Армянская общественность Москвы и России в целом однозначно выразила свое отношение к сложившейся ситуации. Назовем лишь некоторых из того множества людей, кто письменно осудил действия Кюрегяна и выразил полную поддержку решениям Святого Престола:Абагян А. А. — член-корр. РАН, Адалян Р. Т. —д. мед. н., Адамян А. А. — член-корр. РАМН, Адибегян Г. В. — президент ЗАО «Наири», Адян С. И. — академик РАН, Азатян В. В. — член-корр. РАН, Айлама-зян Э. К. — академик РАМН, Арутюнов С. А. — член-корр. РАН, Арутюнян Ю. В. — член-корр. РАН, Аседхелов В. О. — проф., Атабеков И. Г. — академик РАН, Ашрафян Л. А. — д. мед. н., проф., Бабаян Б. А. — член-корр. РАН, Багдасаров X. С. — член-корр. РАН, Багдасарян С. Н. — д. биол. н., Бадалян Л. Г. — проф., Габриэлянц Г. А. — академик РАЕН, лауреат Госпремии, Газиев Э. Г. — проф., Геворкян А. А. — д. мед. н., проф., Григорьян Н. А. — д. мед. н., Григорян С. С. — д. мед. н., проф., Григорян С. С. — академик РАН, Данелян Г. В. — член-корр. РАН, Калантарян Р. Р. — нар. арт. России, Калус-тян Э. С. — д. тех. н., проф., Карапетян Л. М. — д. филоф. и юр. н., Карапетян Р. М. — д. мед. н., Лазарян В. П. — ген. дир. «Совтрансавто», Манукян Г. Ш. — д. тех. н., проф., Мигранян А. М. — проф., Миносянц А. О. — д. тех. н., проф., Михайлянц Г. С. — д. мед. н., проф., Мкртчян М. Ц. — д. э. н., проф., Нахапетов М. А. — ген. дир. ЗАО «Экспресс», Нерсесянц В. С. — академик РАН, Оганесян О. В.— член-корр. РАМН, Петросян Л. А. —д. физ.-мат. н., проф., Пиотровский М. Б. —директор Государственного Эрмитажа, Пирумов У. Г. — член-корр. РАН, Саакян С. В. — д. мед. н., проф., Симонян Н. П.— засл. мает, спорта, засл. тренер СССР, Согоян Ф. М. — засл. деят. искусств, Татосов В. М. — нар. арт. России, Тахтаджян А. Л. — академик РАН, Тер-Габриэлян С. Л. — д. воен. н., проф., Тер-Григорянц Н. Г. — ген.-лейт. ВС, Тер-Мартиросян 3. Г. — академик РАН, Тер-Саркисянц А. Е. — д. ист. н., Тотолян А. А. — академик РАМН, Харатьян Д. В. — засл. арт. России, Хачатрян В. А. — д. мед. н., проф., Хачатрян 3. А. — засл. худ. России, проф., Чайлахян Р. К. — д. мед. н., Чилингаров А. Н. — зам. пред. Госдумы РФ, Герой России.

От имени своих организаций прислали заявления также руководители столичных и региональных армянских общественных объединений:

Абрамов А. А.(Астрахань), Авдалян А. Б. (Пенза), Адамов Г. В. (Владикавказ), Акопян В. А. (Чита), Ананикян С. С. (Бурятия), Ароян М. Р. (Алтайский край), Арутюнян А. А. (Мурманск), Багдасарян С. А. (Москва), Бидзян С. М. (Мордовия), Вартанян Э. В. (Ростов), Восканян А. Г, (Приморский край), Гари-бян А. Г. (Иваново), Гаямян В. Л. (Москов. обл.), Геворкян Г. К. (Курск), Григорян Г. Г. (Орел), Григорян С. С. (Москва). Долбакян Э. Е. (Москва), Дохолян Г. М. (Курган), Казаров С. А. (Липецк), Казарян А. С. (Челябинск), Казарян П. Л. (Республика Саха), Крбекян В. Г. (Ленинградская обл.), Манукян А. С. (Белгород), Мартиросян А. Р. (Самара), Мартиросян А. Р. (Самара), Мартиросян Г. А. (Рязань), Мина-сян А. Г. (Омск), Назарян М. X. (Екатеринбург), Оганесян М. М. (Краснодар), Оганесян С. Г. (Кемерово), Пашаян Г. В. (Тюмень), Погосян X. П. (Брянск), Саакян М. М. (Псков), Самвелян К. А. (Воронеж), Сарибекян С. С. (Ульяновск), Саркисян П. В. (Москва), Сарксян И. Б. (Пермь), Сианосян А. А. (Москва), Тоноян А. С. (Башкортостан), Халатян Г. Л. (Москва), Хачатрян М. В. (Татарстан), Хачатрян Ф. К. (Новосибирск), Хачатрян X. Ц. (Красноярск), Хубларов К. А. (Иркутск), Чобанян А. Г. (Новгород), Юзба-шян К. Н. (Санкт-Петербург).

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении