ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА У СШАОбщеполитическая ситуация в регионе Южного Кавказа, после того как стало известно о намерении США прислать в Грузию своих советников для подготовки грузинского спецназа, отнюдь не прояснилась, а стала еще более запутанной. И это несмотря на то, что в Вашингтоне достаточно ясно представили свою политическую линию в данном вопросе суть которой сводится к: оказанию финансовой, военно- технической и военно- консультативной помощи грузинским силовым структурам для проведения антитеррористической в приграничном с Россией Ахметском районе, а точнее в Панкиском ущелье.
Глава Минобороны Грузии Давид Тевзадзе заявил, что операцией в Панкиси
вооруженные силы не ограничатся
Естественно, что подобное совместное решение Тбилиси и Вашингтона вызвало
нервозность в Москве, где полагают, что эффективной антитеррористической
операции в Панкиси может просто и не быть. Просто миру продемонстрируют
нескольких пойманных бандитов, а реальная ситуация останется без изменений.
Военное же присутствие американцев в Грузии, после подготовки грузинского
спецназа, по всей видимости, станет постоянным. Заявления Вашингтона о том, что
военное присутствие США в Грузии будет очень ограниченным нисколько не
успокаивает Москву, т.к. все знают что вслед за ограниченным контингентом
американских советников могут приехать различные группы специалистов и, в конце
концов, воинские подразделения, целью которых будет охрана советников и
специалистов. Однако, если отвлечься от антитеррористической операции в Панкиси,
то для нас становится очевидным, что под прикрытием антитеррористической операции в Вашингтоне принято решение о
военном присутствии, пока ограниченном, на Южном Кавказе;
При помощи американцев грузинские военные будут повышать боеготовность
- решение о непосредственном военном присутствии США на Южном Кавказе, по всей
видимости, было принято после того как для Вашингтона стало очевидно, что его
главный стратегический партнер и союзник в регионе - Турция, не способна
самостоятельно, результативно и корректно решить поставленные перед ней задачи;
- политическая и дипломатическая инициатива в регионе сегодня, безусловно,
перешла в руки США. Иное дело насколько долго удастся Вашингтону удерживать
инициативу в своих руках.
Надо полагать, что главные оппоненты\соперники американцев в регионе (Россия и
Иран) предпримут ряд мероприятий по ослаблению позиций США.
В отличие от российских СМИ и парламентариев, российский лидер В.Путин, на
недавнем саммите глав государств СНГ в Алматы, продемонстрировал достаточную
сдержанность и корректность по отношению к Грузии, в очередной раз подтвердив
признание ее территориальной целостности и право на получение иностранной
военной помощи.
С другой стороны, российский парламент принял формально ничего не обязывающее
исполнительную власть постановление о ситуации в Грузии в связи с возможным
направлением туда американских военных. И хотя в постановлении нет прямого
тезиса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, но зато в нем
содержится формулировка которая оставляет за Государственной Думой право "искать
иные формы поддержки государственности Абхазии и Южной Осетии" в случае
неблагоприятного для России развития событий в регионе. Собственно этот документ
указывает на то, что неурегулированные конфликты (в том числе грузино- абхазский
и грузино- осетинский) остаются главным козырем России во время начавшегося
нового витка геополитического противостояния в регионе.
В связи с этим мы вынуждены напомнить, что с 1 января срок действия мандата
российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта так и не был продлен
грузинской стороной, а с другой стороны, в нарушение соглашений 1994г грузинские
военнослужащие по-прежнему находятся в Кодорском ущелье. Все это - предпосылки к
возобновлению вооруженного противостояния между конфликтующими сторонами,
особенно если учесть то обстоятельство, что парламентские выборы состоявшиеся 2
марта в Абхазии не внесли сколь-нибудь существенных коррективов в позицию Сухуми
по вопросу урегулирования.
По-прежнему, чрезвычайно сложной и запутанной остается ситуация в Азербайджане,
где состояние здоровья президента Гейдара Алиева является главным гарантом
внутриполитической стабильности страны.
На минувшей неделе напомнил о себе и Иран - другой важный участник политических
процессов в регионе. Хотя официальный визит министра обороны Ирана адмирала Али
Шамхани в Армению был заранее запланирован, но это событие приобрело особую
значимость после того как стало известно о решении США оказать военную помощь
Грузии. Сам факт первого визита министра обороны Ирана в Армению и регион уже
можно считать знаменательным, хотя с политической точки зрения итоги визита г-на
А.Шамхани были прогнозируемыми. Тем не менее выделим следующие моменты связанные
с визитом министра обороны южного соседа Армении:
- поддерживая особые отношения с Арменией в политической, экономической и
культурной сферах, Иран намерен развивать отношения и в сфере обороны;
- Иран против присутствия на территориях вблизи своих границ сил, находящихся
вне пределов данного региона (т.е. американцев, в данном случае присутствие
российских военных баз в регионе рассматривается допустимым, т.к. Россия
является страной входящей в состав региона);
- обе стороны полагают, что дружественные отношения между ними отвечают
интересам политической, экономической ситуации в регионе и направлены на
укрепление региональной стабильности;
- согласно подписанному во время визита меморандуму, была заложена основа
военного сотрудничества между двумя странами, которая, судя по всему, будет
носить, прежде всего, экономический характер (договор о чисто военном
сотрудничестве может быть подписан позднее, исходя из хода региональных
процессов);
- было критически отмечено, что США зачастую превращают политические и
экономические проблемы в проблемы безопасности, что идет во вред интересам
народов региона (Центральной Азии и Кавказа), которые "лучше знакомы с
проблемами региона";
- была подчеркнута важность расширения активной деятельности в направлении
строительства в ближайшем будущем газопровода Иран- Армения и Каджаранского
тоннеля;
- воспользовавшись поездкой в Армению глава военного ведомства Ирана в очередной
раз отметил, что Тегеран против нападения на Ирак и поддерживает территориальную
целостность последнего.
Совершенно очевидно, что большинство из вышеизложенного, безусловно вызовет
недовольство в Вашингтоне. Однако, почти наверняка, визит А.Шамхани кроме всего
прочего дал понять, что установление реальной стабильности в регионе (т.е. того
что добиваются США) невозможно не только без урегулирования всех существующих
конфликтов, но и без участия в региональных процессах всех без исключения стран
входящих в регион, в том числе и Ирана.
В Вашингтоне должны помнить, что Иран пострадал от "Талибана" и "Аль-Каеды"
значительно раньше чем американцы. Достаточно вспомнить убитых несколько лет
назад талибами 10 иранских дипломатов. Тогда у Ирана был очень большой соблазн
начать войну против Афганистана, но Тегеран отказался от использования силы.
Безусловно, что у южного соседа Армении есть колоссальный опыт политического,
культурного и иного сотрудничества со странами и народами региона Кавказа и
Центральной Азии. Достижение устойчивой стабильности, мира и сотрудничества в
регионе, невозможно без вовлечения в региональные процессы Ирана. Нам
представляется, что в сложившейся сегодня в регионе ситуации, продолжение
политической линии США на изоляцию Тегерана - контрпродуктивно. Рано или поздно
в Вашингтоне вынуждены будут принять решение на нормализацию отношений с Ираном.
В этом плане, значение стран, имеющих хорошие отношения как с США так и с
Ираном, в том числе и Армении, безусловно возрастет.
Давид Петросян
политический обозреватель агентства новостей "Ноян тапан" 6 марта 2002г
|