Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕЧЕР В ДОМЕ ЛАЗАРЕВЫХ

Пройдет два месяца, и популярный международный фестиваль Дворцы Санкт-Петербурга вновьсоберет в городе белых ночей гостей из разных стран. Этот год для фестиваля юбилейный, ему исполняется 10 лет. Шаг за шагом фестиваль расширял сферу своей деятельности и незаметно для себя приобрел мировую известность. Автор идеи создания и основатель Дворцов.

Константин Орбелян вместе с бессменным артдиректором и продюсером фестиваля, известной скрипачкой Марией Сафарянц каждый год привлекали к участию все новых знаменитых исполнителей из многих стран.

По словам М. Сафарянц, фестиваль призван объединять музыкантов мира в Санкт-Петербурге, подчеркивая его неизменное влияние на международную культурную жизнь, его статус культурной столицы России, акцентировать художественную космополитичность Петербурга. Тем самым мы сможем поддерживать традиции великого города как исторически сложившегося центра мировой культуры. Камерная музыка в сочетании с великолепием дворцов Северной столицы, с ее старинной западной архитектурой и восхитительными белыми ночами создает непередаваемую творческую атмосферу, переносящую нас в ХVIII ХIХ столетия. Сегодня уже кажется странным, что всего десять лет назад в Петербурге не было столь любимых им Дворцов. Благодаря фестивалю городские и пригородные дворцы ожили и демократично открыли двери празднику, который вполне уместно назвать музыкой в интерьере.

Завен Аршакуни «Бегство в Египет» 1999 г.

Известность, тем более известность в искусстве, сама по себе немного значит и со временем сходит на нет, если ее не поддерживать новыми акциями. Поэтому фестиваль Дворцы Санкт-Петербурга стал не только привлекать к своей деятельности изобразительное искусство, дизайн, театр моды, но и решил нарушить петербургские границы. Предложение расширить рамки фестиваля исходило от городских властей, и первой выездной акцией стал вечер, состоявшийся в известном московском доме господ Лазаревых, где сейчас располагается посольство Армении в России. Выездные акции мы начали с вечера навстречу 300-летию Санкт-Петербурга. Поскольку первый вечер состоялся в армянском посольстве, то мы решили привлечь к участию в нем преимущественно армянских музыкантов и художников Петербурга. Однако наша общая концепция представлять все разнообразие петербургского стиля, говорит Мария Сафарянц.

Варужан Епремян «И стал свет» 2001 г.

Московский вечер, состоявшийся 6 марта по благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви и патриаршего Экзарха в России епископа Езраса, открыл Чрезвычайный и полномочный посол Армении в РФ С. М. Саакян. Концертную часть вечера предварило открытие выставки, которая сама по себе явилась интересным культурным событием: впервые московский зритель мог составить более или менее полное представление о петербургских армянских художниках. Выставка познакомила гостей вечера с творчеством сравнительно большой группы авторов, двенадцати художников, принадлежащих к разным поколениям и художественным направлениям. Их произведения объединены острым переживанием духа времени, тревогой за судьбу не только народа, с которым авторы связаны генетической и культурной памятью, но и болью за личность, которую неумолимо разрушает внешний мир. Созданная Богом и тянущаяся к Нему личность не может жить в согласии с окружающим миром. Внешний мир стремится убить в человеке духовность, а Бог неустанно призывает Свое творение к совершенству. Мир погряз в грехе и в нем царит страдание, однако именно через страдание очищается и совершенствуется личность. И потому отрадно, что представленные на выставке работы отражают глубокую личность авторов, тяготеющих к высокому гуманизму, а не разрушающих ради художественного эксперимента изначальную гармонию между миром и собой.

Армен Аветисян «Гоген на Таити» 1987 г.

Куратором выставки выступил Армен Аветисян один из признанных лидеров питерского андерграунда, опирающийся в своем творчестве на древнюю традицию армянской миниатюры. Вместе С работами Аветисяна москвичам были представлены произведения двух ведущих петербургских мастеров старшего поколения пронизанная теплом и добротой живопись Завена Аршакуни и напряженная графика знаменитого скульптора Левона Лазарева. Вместе с ними участниками выставки стали Грета Манукян, Олег Давтян, Хачатур Белый, Варужан Епремян, Армен Гаспарян, Роберт Овакимян, Сергей Назаров, Арам Сарибекян, Ашот Хачатрян, некоторые из которых присутствовали на вечере. Говоря о выставке, искусствовед Александр Григорьев отмечает, что проблемы, которые характерны для западной художественной ситуации в конце века, во времена постмодернизма и, в конце концов, заката даже этой художественной парадигмы, по-своему отражаются в творчестве армянских художников Петербурга.

Выступает солистка Мариинского театра Маргарита Алавердян (сопрано). Аккомпанируют: Мария Сафарянц (скрипка) и Сергей Урываев (фортепиано)

В сохранении культурного облика Санкт-Петербурга и возрождении его высоких традиций (не говоря уже о возвращении городу исторического имени) роль А. А. Собчака так велика, что открыть Петербургские вечера, помянув добрым словом первого мэра города было и естественно, и справедливо. Вот почему прямо над роялем висел живописный портрет видного политического деятеля, привезенный в Москву с разрешения Людмилы Борисовны Нарусовой. Портрет был создан незадолго до смерти Анатолия Александровича известным мастером быстрого портрета Арамом Сарибекяном, который является неизменным участником телевизионной Мастерской Игоря Шадхана и в процессе ток-шоу создает портреты гостей передачи. Собчак особо выделял этот портрет среди остальных и повесил его в своем домашнем кабинете. В концертной части вечера приняли участие прекрасные музыканты, творчество которых известно далеко за пределами Санкт-Петербурга. В первую очередь, это сама Мария Сафарянц виртуозная скрипачка, давно уже пользующаяся международным признанием. Вместе с ней в Москву приехала обладающая очень высокой культурой камерного пения и яркой сценической внешностью солистка Мариинского театра Маргарита Алавердян (сопрано), некогда приглашенная в Петербург из Одессы. На вечере прозвучал великолепный бас одного из ведущих петербургских оперных певцов Карена Акопова, который занят практически во всех постановках Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В исполнении Акопова прозвучали классические романсы Чайковского и Спендиарова, после чего певец объявил о премьере романса Армена Меружаняна, возглавляющего газету Аватамк (Веруем) армянской общины Петербурга. Оказалось, что написанная в жанре городского романса Колдунья Меружаняна создана им чуть ли не тридцать лет назад, в студенческие годы и всегда исполнялась под гитару. Мне очень хотелось наконец услышать свой романс в исполнении оперного певца, а не бардов. Не скрою, было страшновато, очень волновался. Но, едва услышав Карена Акопова, понял, что эту вещь нельзя исполнять иначе. Вряд ли теперь я смогу петь ее сам, признался автор.

Солисты выступали в сопровождении профессора Санкт-Петербургской консерватории, известного исполнителя и педагога Сергея Урываева, который уже много лет сотрудничает с Марией Сафарянц. Сергей Александрович является продолжателем высших музыкальных традиций России, отзывается о нем арт-директор фестиваля. Для меня этот пианист лучшее опровержение мысли о том, что незаменимых людей нет. Я играю с ним уже двадцать лет и не представляю на его месте другого аккомпаниатора, поскольку Урываев в полной мере обладает и талантом, и интеллигентностью, и человечностью. Каковы дальнейшие планы фестиваля? Будут ли еще встречи в Москве? Думаю, они обязательно состоятся. Если говорить о перспективных московских вечерах, то было бы замечательно привлечь к участию столичные музеи и дворцы. А после юбилея Санкт-Петербурга в мае будущего года фестиваль продолжит вечера уже без привязки к этой дате. Более того, мы готовы расширить сферу деятельности и создать культурный мост Дворцы Москвы и Санкт-Петербурга. Многое, конечно, зависит от наших финансовых возможностей, а потому, пользуюсь случаем хотела бы через вас поблагодарить за поддержку в организации сегодняшнего вечера г-на А. А. Хачикяна председателя петербургского общества Русско-армянской дружбы и г-на К. Р. Мкртчяна представителя Армянской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга.
 

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении