Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ МАСТЕРА ХАЧАТУРА

В столице Грузии по инициативе президента Союза армян Тбилиси Михаила Татевосова открыт общественный корпункт ‘’Ноева ковчега ‘’, руководителем которого стал писатель и публицист Карен Абгаров, впервые выступающий на страницах ‘’НК’’ с очерком, посвященном одному из тех коренных тбилисцев, кто бережно несет в себе приметы стремительно уходящего в историю нашего замечательного прошлого. Прошлого, в котором не было зависти и злости, а честь и человеческое достоинство ценилось несравненно выше растлевающего нынче души чистогана.

Прошлое медленно угасает облачком грусти и тихо уходит в небытие с последним из помнящих его. Тот город все чаще является нам разве что в детских воспоминаниях о времени, приметам которого были размеренный быт, работа по душе, достаток, радостное ожидание гостей по воскресеньям, ритуальные чаепития под старинным абажуром с непременным лото до и после. Детская память бережно хранит образы нарочито строгих дедушек и вальяжных, начитанных тифлисских бабуль, к которым так иногда хочется, хоть на денечек, вернуться в детство. Обратных билетов в детство, к сожалению, не бывает, но в него можно попасть, если выйти по лабиринту старинных переулков к бывшей Армянской улице, что в самом сердце старого города, и взойти по шатким скрипучим ступенькам в ветхий домишко Хачатура Камсаровича Геворкяна. Откроется дверь и …прошлое предстанет в достоверном правдоподобии когда-то утраченных церквей, мечетей, мостов и улиц, возвращенных нам в виде макетных композиций влюбленного в свой город и населявших его людей Мастера. Тихая радость поселяется в сердце на протяжении всей экскурсии, впечатления от нее лишь усиливают типично сундукяновские полутона в комментариях дяди Хачатура. ‘’Город в табакерке ‘’ тесно населен колоритным тифлисским людом, бережно хранящим приметы милой старины: тахта на открытом балконе под пестрым текинским ковром, граммофон на столике, витые лестницы с резными балясинами. И уже не покажется чудом, если вдруг распахнутся окна домов и послышатся зазывные голоса уличных разносчиков-кинто, их озорная перебранка, звуки шарманки и звон колоколов, а с балкона напротив донесется неповторимый запах первой молодой зеленой фасоли – лобио, вкусно заправленной весенней зеленью. Никто не забыт мастером в его городе: ни балагур – кинто в примятой малокозырке и свисающим из-за пояса ‘’багдадским’’ ярко-красным платком и подносом – хонча на голове, ни крестьянин в домотканной чохе с осликом, навьюченном хурджинами с кувшинами мацони, ни степенная горожанка в длинном платье и непременном ‘’чихти-копи ‘’ на голове, гордые карачохели и дородные купцы, городские франты и бдительный дворник, гимназистки и шарманщик, развозчик воды-тулухчи и известный на весь Тифлис фаэтонщик – лихач Трубка-Васо.

Пронзительный взгляд Мастера, привычно схватывающий самую суть истины, выдает в нем отнюдь не подельщика-кустаря или любителя дилетанта, но городского интеллигента и профессионального художника-миниатюриста. В этом взгляде есть еще нечто по-детски наивное, обнажающее незащищенную ранимость души, сохранившей с годами негаснущий интерес и любовь к родным пенатам. Вызывает удивление лишь то, как Мастер Хачатур умудряется создавать свои маленькие шедевры в неприкрытой нужде и унизительной тесноте единственной комнатенки, где он в мире и согласии проживает свой век с дражайшей супругой Ириной и приютившейся на их покосившемся балкончике однокрылой галкой Варварой. И это при том, что помимо макетов в доме значительное место занимают множество переложенных закладками книг по истории города и дизайну, фольклору и быту, градостроительству и архитектуре, используемых с целью скрупулезного воссоздания исторического облика утраченного города и роли в нем своего народа.

В коллекции особое место занимает макет величественного Ванкского собора, разрушенного нехристями в тридцатые годы прошлого столетия. Историческая значимость погребенных в его пределах военных и общественных деятелей и привела Хачатура Камсаровича к мысли о создании художественно-исторического альбома. Под портретными авторскими рисунками подробные описания жизнедеятельности героев русско-турецкой войны 1877-78 г.г. графа Михаила Лорис-Меликова, полководца и царедворца, генералов Тер-Гукасова, Шелковникова, Лазарева, пленившего Шамиля. Биография городского головы Александра Матинянца, построившего здание городской думы /нынешняя мэрия/, Верийский мост и Натахтарский водопровод /кто помнит сейчас об этом/. Открыв страницу с жизнеописанием выдающегося меценета Александра Манташева, Хачатур Камсарович показывает макет изящной часовни Манташевых, где была в 1900 году упокоена его супруга Дарья, урожденная Тамамшева, а через 10 лет и сам меценат. Теперь нет ни часовни, ни самих могил.

А еще макет дома Габриела Сундукяна на бывшей Елизаветинской, разрушенного 15 лет назад, и отцовского дома писателя Нар-Доса. А вот двухэтажный дом Цуринова, где в расположенной в нем гостинице с ресторацией ‘’У поля’’ останавливались Пушкин, Грибоедов и Лермонтов. Улица с тех времен так и называется Пушкинской, а разрушенный в 20-е годы дом с фотографической точностью воссоздан Мастером и ждет своего исследователя в тесной комнатушке на бывшей Армянской.

Истории, имена, даты, события, связанные с ними макеты домов-все это можно видеть и слушать хозяина бесконечно, и только диву даешься, как этот неуемный, не по возрасту энергичный человек успевает совмещать творческую работу с многолетней педагогической деятельностью в 104-ой армянской школе, где преподает изобразительное искусство; организовывать творческие вечера и выставки, а в оставшееся время ухаживать за заброшенными могилами на старом армянском Верийском кладбище. Вот и сегодня он полон планов по подготовке к выставкам своих работ, посвященным 90-летию основания в Тифлисе Нерсесяновской семинарии и 160-летию со дня рождения Александра Манташева. А там не за горами и 100-летний юбилей со дня открытия известным меценатом Есаем Питоевым здания Армянского артистического общества /ныне театр им.Руставели/.

-И все это как-нибудь вознаграждается? – осторожно инмересуюсь я.

-Ну как же! – иронически воскличает парон Хачатур, - вот недавно наградили орденом Чести. Правда на его вручение я не пошел, назвался больным. Так принесли в целофановом пакетике на дом. Да и о какой чести может идти речь, когда моей месячной пенсии не хватает на канистру керосина для отопления жилища. Для меня будет лучшей наградой, если все эти макеты обретут место в каком-либо музее, чтобы тбилисцы знали и помнили, каким был наш город.

Я шел от дома старого художника по древним улочкам и переулкам до самого Майдана, поднялся к Сурб Геворку, зажег свечу, и все это время двойственное ощущение не покидало меня - то ли сам побывал в прошлом, то ли прошлое посетило меня.И в этом благостном чувстве казалось, что даже вдруг ожившие церковные колокола несут в себе светлую печаль Мастера Хачатура.

КАРЕН АБГАРОВ

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении