Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Уверенность посла Франции

"В ЮЖНОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАСТУПИТ СТАБИЛЬНОСТЬ".Готов держать пари новоназначенный посол Франции в Армении.

В нынешнем году к исполнению своей дипломатической миссии в Армении приступил новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный посол Франции Анри Кюни. Армяно-французские отношения имеют богатую многовековую историю. В прошлом году в нее была вписана еще одна примечательная страничка - 29 января 2001 года президент Франции Жак Ширак подписал Закон о признании Геноцида армян в 1915 году. Франсуа Миттеран был первым государственным деятелем Франции, применившим в 1984 году слово "Геноцид" для характеристики преступления, совершенного на заре минувшего века. Важнейшим вопросом повестки разноплановых армяно-французских отношений остается процесс урегулирования карабахского конфликта (Франция - сопредседатель Минской группы ОБСЕ). после двух встреч Кочарян-Алиев, состоявшихся в минувшем году во Франции под эгидой президента Жака Ширака, в процессе урегулирования возникло понятие "Парижские принципы". Условно названное так соглашение армянская сторона и руководство МГ ОБСЕ квалифицируют как прогресс в процессе, урегулирование проблемы считают оптимальным в этих рамках, несмотря на отказ Азербайджана от этих принципов.

Новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный посол Франции Анри Кюни на приеме у президента Армении Роберта Кочаряна

До прибытия в Армению посол Анри Кюни занимал пост советника по дипломатическим вопросам начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции. В этой связи беседа с ним представляла интерес не только в аспекте армяно-французских отношений. Не менее интересны его мнение, точки зрения относительно процессов, развивающихся в мире после террористической атаки 11 сентября.

- В какой мере, по вашим оценкам, цели создания после 11 сентября международной антитеррористической коалиции соответствуют достигнутым сегодня результатам?

- Прежде всего хотелось бы сказать, что именно с 11 сентября я в силу своей должности имел возможность вблизи наблюдать за развитием событий. Тут имеются два обстоятельства, которые хотел бы подчеркнуть особо. Во-первых, Франция с первого же мгновения была рядом с США в борьбе, развернутой против терроризма. Именно по инициативе посла Франции на заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция, осуждающая терроризм. Во-вторых - пятая статья Устава НАТО, согласно которой в случае угрозы одному из государств-членов НАТО остальные государства блока обязаны оказывать ему помощь. По существу, эта статья устава НАТО была применена впервые в истории. При редактировании указанной статьи никто, конечно, и не думал, что применена она будет именно в отношении США, поскольку все предполагали, что именно США придет на помощь европейским государствам, в отношении которых может возникнуть угроза.

Анри Кюни: «Думаю, сойдя с трапа сомолета и ступив на армянскую землю, каждый должен быть преисполнен ощущения, что сошел с ковчега»

Действия США в Афганистане после террористической атаки, применение оружия было, по мнению Франции, оправдано, поскольку режим Талибан тесно взаимодействовал с террористической организацией "Аль Каида", и это было доказано. Франция убеждена, что борьба с терроризмом - акция долговременная, в которой прочные результаты невозможно достичь военным путем. Иначе говоря, терроризм невозможно искоренить, не уяснив, чем занимается первоисточник терроризма, чем подпитывается эта система. Это в основном распростершаяся по всему миру несправедливость, политические тупики, когда население стран действительно не видело перспектив на будущее. Сошлюсь на пример Ближнего Востока. Имею ввиду незаконную торговлю оружием, наркотиками, полученными от которой средствами и финансируется терроризм. Все это означает и грязные деньги. В этой связи с принципах ООН необходимо зафиксировать и следующий подход: разнообразное многостороннее сотрудничество. Терроризм невозможно победить снарядами и бомбами. Необходимо бороться посредством сотрудничества в полицейской, судебной, финансовой и дипломатической сферах. Обратите внимание: я применяю слово "сотрудничество", а не "коалиция". Думаю, что помимо законной самообороны, применение оружия допустимо исключительно с соответствующей санкции ООН. В этой связи можно считать, что обращение США к силовым методам после 11 сентября было действительно оправдано, однако если есть намерение продолжать эту борьбу где-либо за пределами Афганистана, поскольку "Аль Каида" - структура весьма разветвленная, - то тут уже речь не может идти о военных действиях.

- Как Вы относитесь в этой связи к речи Джорджа Буша 29 января в Конгрессе, в которой президент СЩА обвинил в покровительстве терроризма Ирак, Иран, Северную Корею, считая их осью зла?

- Здесь позвольте ответить не в качестве посла, а просто человека. Я думаю, это очень трудно, когда политический деятель или целое государство берет на себя роль адвоката борьбы против зла. Я долгое время жил в СССР, и в прежние времена было весьма распространено, особенно в западных СМИ, представлять СССР как империю зла. Конечно, зло в те времена в СССР было, но так же, как и повсюду. И если видеть черта в каждом встречном, то надо замечать его и в себе, в своем доме. Хочу сказать, что в России, где я прожил 6 лет, видел и очень много хорошего - видел идею и дух добра. Меня несколько настораживают радикальные формулировки. Однако должен повторить - это мнение не посла, а гуманиста.

- То есть Вы полагаете, что составлять таким образом список террористических стран неверно?

- Несомненно.

- Мы много говорим о совместной борьбе, однако наряду с этим звучат комментарии, что террористическая атака 11 сентября ныне используется официальным Вашингтоном с целью утверждения военно-политического влияния США на всем Земном шаре?

- Это вопросы, которыми задались многие страны, а не только Франция. Ими озабочены как большие, так и малые государства, в том числе и самые преданные союзники США - Арабские государства. Проблема в следующем: какие уроки извлекут США из этой трагедии. Это те вопросы, которыми задался весь мир, в том числе и США. Думаю, Соединенные Штаты также должны проявить заинтересованность в отношении остального мира. Нужно в какой-то мере проявить и способность проникновения в мировосприятие других. Думаю, осознание этой реалии, несомненно, потребует определенного времени, и если оно произойдет - это будет в интересах всех.
- Согласно одному из экспертных мнений, если этот антитеррористический поход изначально не будет поставлен мировым сообществом в определенные рамки, способен впоследствии стать злом для всего человечества. Не приблизился ли сегодня мир к этому рубежу?
- Ответ тот же - продолжение антитеррористической борьбы должно осуществляться не в коалиционном варианте, а в сотрудничестве. Причем борьба эта с терроризмом может увенчаться успехом лишь в том случае, если все дружно будут бороться с этим злом. В числе других стран, сотрудничество должно быть и с государствами арабского мира.
- Насколько вероятно сегодня начало военных действий США против Ирака? И в этом случае какими реальными механизмами и рычагами обладает мировое сообщество для предотвращения этого?
- Повторяю: все, что касается применения военной силы, допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН, но это правовая позиция, реалии же состоят в том, что вы знаете. Мне кажется, действия против Ирака чреваты весьма тяжкими последствиями. И что же потом? Развертывание военных действий в Ираке может привести к региональной дестабилизации, может также актуализировать проблему территориальной целостности Ирака. Думаю, это не может не беспокоить и ближайшего союзника США - Турцию.
- В этой связи не думаете ли Вы, что сегодня более актуальным стало определение Организацией Объединенных Наций сущности терроризма, какие методы допустимы в борьбе с ним?
- Говорят, причем очень часто, что ООН должна сделать то или другое. Винить ООН в том, что она не проявляет должной воли - в какой-то мере, видимо, является и проявлением неискренности по отношению к этой организации. В конечном счете, ООН - объединение государств, и если она не выносит решения, это значит, что государства сами не выносят решения. Единственные обязательные резолюции - это постановления Совета Безопасности ООН. В нем пять постоянных членов, имеющих право вето, и если ООН захочет действовать, то это будет означать согласие всех пяти членов СБ.
- Возвратимся в Армению. На свежий взгляд новоназначенного посла - как Вы оцениваете нынешний уровень армяно-французских отношений?
- Армяно-французский отношения - совершенно иные отношения, чем отношения Франции с другими государствами. Как правило, отношения между двумя государствами определяются как дружба, я же отношения между нашими странами воспринимаю скорее как привязанность. Я действительно хорошо, комфортно чувствую себя в этой атмосфере. Если же говорить более конкретно, здесь в очень многих отраслях Франция имеет несравнимо большую заинтересованность. Прежде всего, огромная заинтересованность и участие Франции в процессе региональной стабильности. Затем - интерес, заинтересованность президента Франции в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тема, от которой я воздержусь в разговоре, поскольку есть другой посол - сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Когда я вручал президенту Армении свои верительные грамоты, Роберт Кочарян сказал мне, что действительно был приятно удивлен тем, как глубоко знает карабахскую проблему президент Ширак и насколько посвящен в подробности. С другой стороны, Франция достаточно заинтересована и проявляет участие в развитии экономики Армении. Вы знаете, что Ереванский коньячный завод 92 процента продукции экспортирует, причем 77 процентов из них - в Россию. В течение трех лет сюда инвестировано 25 млн долларов. Другой крупный объект - Абовянский пивоваренный завод, инвестируемый французским предприятием "Кастель". Половина продукции предприятия также идет за пределы Армении. Франция проявляет большую заинтересованность в будущем Армении, и этот интерес проводится в жизнь посредством такого замечательного инструмента, как Французский университет в Армении. В этом очаге знаний готовятся кадры по специальностям юриспруденция, экономика и управление. Во время недавней встречи со студентами я постарался вдохновить их, с тем, чтобы они увидели свое будущее в свете строительства будущей Армении, в Армении и для Армении.
- А экономические связи между нашими странами созвучны достижениям в политической плоскости?

- Прежде всего, экономическое и политическое сотрудничество идут вместе. Просто политические отношения развиваются легче, чем экономические. Власти Армении достаточно справедливо говорят о необходимости инвестиций в страну, однако ни посол, ни кто-либо из французских министров не могут сделать так, чтобы привлечь инвестора в Армению. Я, конечно, приложу усилия, чтобы уговорить, убедить инвесторов приехать в Армению. Однако окончательное решение, разумеется - за бизнесменами. Инвестор делает два подсчета: в первую очередь, экономической рентабельности, и во-вторых - надежности сферы деятельности. Иными словами, он должен уяснить, в какую едет страну - мирную или не очень. Его интересует - четко ли определены в этой стране его права и обязанности, имеются ли все юридические гарантии его инвестиций, будет ли защищено его производство от "пиратских" товаров? Это всего лишь примеры, но в целом они охватывают основной спектр вопросов, которые задают инвесторы. Я со своей стороны склонен представлять Армению иностранному, особенно французскому инвестору, как страну, в которую стоит вкладывать средства. Сам лично готов держать пари, что стабильность в Южнокавказском регионе наступит обязательно.

Несколько ранее мы затронули тему Афганистана. Есть общая позиция в отношении регионального урегулирования. И в этой плане я не думаю, чтобы какое-либо из государств региона предпочло остаться в стороне от процессов стабилизации, применяемых сегодня мировым сообществом. В этой связи насколько я полагаю, что решение проблемы урегулирования карабахского конфликта не может быть привнесено извне, вместе с тем, как мне кажется, сопредседатели Минской группы ОБСЕ могут играть стимулирующую роль в том, чтобы способствовать созреванию этого решения. В отношении сроков не стану держать пари, однако уверенно заключу его относительно реальности процесса регионального урегулирования. Соответственно, я абсолютно готов держать пари о том, что из этого последует регионализация рынка. Армении в этом контексте я отвожу роль узлового звена, связывающего Европу с Азией. Иными словами, страна вновь получит возможность извлекать преимущество из своего географического и исторического положения на перекрестке торговых путей. Армения действительно обладает полновесным человеческим, трудовым потенциалом, основным отличием которого является качество труда, преданность работе, воля к совершенству в созидании. Это весьма редкое явление, не в каждом государстве встречается проявление таких качеств. Все находящиеся в Армении зарубежные инвесторы в один голос утверждают, что иметь дело с армянскими сотрудниками - огромное удовольствие. У Армении есть и еще одно преимущество - научное наследие и традиции работы в сфере высоких технологий, унаследованное еще от СССР. Это сочетается с интеллектуальным потенциалом, с которым общаешься непосредственно по прибытии в Армению. Поэтому я готов с удовольствием и терпением говорить с любым инвестором, которые выразит желание приехать в Армению.

- А какие сведения имеются у г-на посла об армянской общине Франции и как можете охарактеризовать ее?

- Армянская община Франции насчитывает около 400 тысяч человек. Точнее - 400 тысяч французов армянского происхождения. Конечно, во Франции коренные армяне не имеют особого статуса, являются полноправными участниками гражданской жизни страны и пользуются принципом плюрализма наравне со всеми моими соотечественниками. В то же время они проявляют очень большую привязанность к исторической родине. Есть просто небольшая сложность, которую им предстоит преодолеть. Речь идет о том, что Армения в представлении их предков и та Армения, в которой мы сегодня живем - совершенно разные. Армения их предков сегодня - нечто подобное Атлантиде, поглощенной пучиной истории. Мне представляется, что армяне Диаспоры порой представляют Армению подобно тому, как исследователи и литераторы представляют Атлантиду. Ностальгия, жар мечты, но в то же время - неосуществимость этой мечты. Несмотря на эту разницу восприятия, роль зарубежных армян очень велика. Именно армянская община привлекает к Армении внимание центральных и региональных властей Франции. Отмечу, что помощь армянской общины несомненно щедра, но она была бы несравнимо эффективнее при лучшей организации. Того же мнения придерживаются и сами французские армяне.

Знакомства в армянских кругах я приобрел совсем недавно. Один из друзей моего сына по происхождению армянин, и весть о моем назначении послом Франции в Армении очень быстро распространилась в армянской общине. Последовали приглашения. Меня действительно поразило это чувство семьи, гостеприимство, приверженность традициям и очень прочно укоренившееся в армянах стремление иметь что-то святое, неприкосновенное. Это чувство мне знакомо и очень близко. Ваш журнал называется "Ноев ковчег". Думаю, сойдя с трапа самолета и ступив на армянскую землю, каждый должен быть преисполнен ощущения, что сошел с ковчега. Ты прибываешь в страну, где все проникнуто идеей причастности к святому, имеет свою богатую историю. Поэтому все должно быть в атмосфере уважения и доброжелательности.

Зара ОГАНЯН

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении