Волшебная Зара ДорухановаЯ понимала всю меру ответственности, готовясь писать эту статью. О великой Заре Долухановой писали журналисты всего мира. Блестящую творческую оценку вокальной школы выдающейся певицы, дал замечательный певец, музыковед, профессор Сергей Борисович Яковенко в своем монографическом труде "Волшебная Зара Долуханова".
Да, действительно, "На ее концерты ходили, как в храм", с особой
сосредоточенностью, с неописуемым желанием увидеть богиню сцены, походку ее
крылатую и обрести полноту сердечную от неземных звуков, оставаясь с мыслями о
былом. Уверена, что и студенты в настоящее время ходят к ней с такими чувствами
и благоговеют перед ней. Мыслимо ли не благоговеть перед человеком, если она --
само совершенство.
Необычно все, что связано с Зарой Долухановой. В памяти неизгладимы бархатный
тембр ее голоса, ее волшебная сценическая поступь. Каждый ее выход на сцену --
это блистательный шаг в истории вокального искусства. Классическое наследие Зары
Александровны столь велико, что биографы могут всю жизнь исследовать материалы,
создавая монографические труды для будущих поколений. Ее голос
трепетно-волнующий, влекущий, зовущий и столь многообразный в оттенках что эти
перечисления могут быть бесконечными.
Вспоминая концерты неповторимого творца-художника, не перестаю удивляться,
насколько свежа память о тех вечерах, которыми нас, слушателей, одаривала всеми
любимая Зара Александровна Долуханова. Тончайшая нюансировка исполняемого,
безупречная фразировка -- перечислить все немыслимо. Это были музыкальные
откровения, казалось такие простые и ясные, но неповторимость долухановской
трактовки, с ее удивительной выразительностью мелодичного и ритмического
многообразия, остается за чертой недосягаемости, в силу преобладания в самой
певице ее божественного начала.
Зара Долуханова и всемирно известный композитор Арам Хачатурян
Образ нашей любимой Заруи (как с ностальгией зовут ее земляки) -- это прежде
всего красота во всем. Редкие минуты, которые выпадали на долю тех, кто имел
счастье общаться с ней -- вдохновляли собеседника, оставляя ощущение
приподнятости, а если собеседник армянин, то и гордости за свой народ, невольно:
"Она наша, да, да и еще раз да!" Перед нами удивительная Женщина, способная
перевернуть все: настроить, заставить задуматься над многими проблемами. Ловишь
себя на мысли, что хочется ее копировать -- говорить размеренно с поющей
интонацией, и с той очаровательной улыбкой, которой она покоряла не один
континент.
Праздник начинался с первых секунд появления ее на сцене.
Досказанность во всем! Во взгляде, в походке, безупречной аккуратности, в
подобранных со вкусом концертных туалетов -- гармония цвета и тонов.
-- Зара Александровна! Вы -- мудры, изысканы, экспрессивно насыщенны
романтическим ореолом, -- так и хочется сказать ей при каждой встрече.
Помню прессу, разговоры о том, что в исполнении Долухановой отсутствовал
интонационно языковой барьер, на каких бы языках она не пела. Благодаря этому,
мы попадали во власть сочетания двух необходимых для цельного восприятия
исполняемых качеств -- рельефно правдивого воплощения музыкального образа, как
основы исполнительского мастерства артиста и огромной эмоциональной отдачи.
Особо хочу подчеркнуть удивительную культуру воплощения Долухановой музыкального
материала во все времена ее сценической жизни. Отмечу семантику слова
"культура". Это -- почитание. А ведь почитание, память -- родство этих понятий
неоспоримо.
Школа постижения вокального искусства уникального мастера -- Зары Долухановой --
учит почитать лучшие традиции великих мастеров, бережно сохраняя стилистические
особенности эпох исполняемых произведений.
Я благодарна судьбе за то, что она одарила меня теми ценностями в жизни, которые
в тяжелые дни держат меня на плаву. Не исключаю из своей биографии и дань
благодарности великой певице за редкие минуты общения с ней. Перелистывая
страницы двадцатилетней давности, вспоминаю слова моего отца, скрипача --
Габриэляна Авета Карловича (1899--1983), профессора Московской Государственной
консерватории: "Зара Долуханова необъятна в своей красоте. Она освежает память и
оздоровляет душу своим искусством". Отец восхищался умело выстроенными
программами концертов Зары Александровны с ее партнерами по ансамблю. В мое
время это были незабываемые Нина Светланова и Владимир Хвостин (а еще раньше
Берта Козель и Ал. Ерохин).
В нашей семье (в годы моей юности) мы могли часами слушать в исполнении Зары
Долухановой канцону А. Скарлатти "Фиалка" или ариетту Д. Перголези "Если
любишь", записанную в 60-е годы вместе с "Ave Maria" Дж. Верди, в сопровождении
знаменитого Московского камерного оркестра, под управлением основателя данного
коллектива превосходного дирижера -- Рудольфа Баршая.
"Забыть нельзя, о нет!.."
Равнодушию -- не было места! Эти программы с блестящими концертмейстерами, с
которыми была связана творческая судьба великой певицы покоряли всех поклонников
классического искусства. Вспоминаю одно из замечательных выступлений Зары
Долухановой с Владимиром Хвостиным. Это были 80-е годы. Такое чувство своей
аудитории свойственно только великому мастеру. Ее поклоны относились
одновременно ко всем и к каждому в отдельности.
Дух захватывало от исполнения вокального цикла А. Рубинштейна (1829--1894) на
стихи Мирзы Шафи "Персидские песни", в них же "Зулейка", "Клубиться волною", Ф.
Шуберта (1797--1828) "Баркаролла", "Ночь и грезы", С. Рахманинова (1873--1943)
"Сирень", "Не пой, красавица". Незабываемого Метнера (1880--1951) с его
"Испанским романсом" и "Розами", которые увядают. Боже ж ты мой! Разве возможно
перечислить репертуар певицы?! А каватина пажа из "Гугенотов" Дж. Мейербера, а
ария "Кащеевны" Н. Римского-Корсакова, а "Лорелея", а "Дух Лауры" Ф. Листа;
можно ли забыть неповторимые листки старинного альбома В. Гаврилина,
"Застольную" А. Хачатуряна и как апофеоз Крунк (Журавль). Комитаса. Не счесть
алмазов!
Вот бы выпустить многотомный тираж! -- "Вокальные каноны исполнительского
мастерства искусства З. Долухановой" с ее комментариями и записями
многочисленных музыкальных полотен, пропетых ею. Это были бы -- "Уроки
Долухановой" в виде теоретического материала. Уверена, что методические
рекомендации к технике исполнения -- были бы бесценными и необходимыми для
молодого поколения.
Вот уже более 20 лет Зара Долуханова увлекается живописью. И в этом виде
искусства она поражает своей ярчайшей фантазией самобытного одухотворенного
художника.
В ее жизни не было пассивности ни в чем, иначе эта была бы не Зара Долуханова. Я
уверена, кто бы не писал о ней, непременно задумается: имеет ли он право
анализировать и оценивать чистейший родник, не внесет ли диссонанс? С другой
стороны -- известна истина, что любовь к своим кумирам окрыляет, дает
неисчерпаемую силу и вдохновение для красноречивых искренних высказываний.
Искусство Зары Долухановой -- эталон блеска, ясности музыкальной мысли. Она
художник и мастер архитектоники. Блещущая многогранностью таланта, отметает
всякую броскую поверхность, сохраняя благородство в душе, стройность
высказывания, красоту созерцания и глубину постигаемого. Придерживаясь высоких
истинных целей в искусстве, Зара Александровна, с завидным набором
вышеперечисленного, блестяще интерпретировала произведения различных эпох и
стилей, как западноевропейских, как русских, так и армянских авторов.
В чем бы она себя не выразила и чего бы это не касалось, педагогической ли
деятельности, искусства ли живописи, кулинарии, искусства ли шитья (последнее
тоже в превосходной степени) или общения с коллегами, родными и близкими по духу
людьми, во всех своих проявлениях Зара Долуханова -- безупречна. Благодаря
удивительному душевному импульсу, три поколения музыкантов, солидная армия ее
учеников -- стремятся к высоким целям в искусстве, ориентируясь на те светлые,
настоящие исполнительские традиции, которые сформировались в школе Долухановой.
Сегодня Народная артистка СССР, профессор Зара Долуханова щедро одаривает всех
теплом и любовью, оставаясь на своей недосягаемой орбите -- в неустанных
творческих поисках.
Нана Габриэлян,
пианистка-педагог,
зав. фортепианным отделом Детской музыкальной школы
им. Игумнова и школы им. Л. Н. Власенко.
|