Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Волшебная Зара Доруханова

Я понимала всю меру ответственности, готовясь писать эту статью. О великой Заре Долухановой писали журналисты всего мира. Блестящую творческую оценку вокальной школы выдающейся певицы, дал замечательный певец, музыковед, профессор Сергей Борисович Яковенко в своем монографическом труде "Волшебная Зара Долуханова".

Да, действительно, "На ее концерты ходили, как в храм", с особой сосредоточенностью, с неописуемым желанием увидеть богиню сцены, походку ее крылатую и обрести полноту сердечную от неземных звуков, оставаясь с мыслями о былом. Уверена, что и студенты в настоящее время ходят к ней с такими чувствами и благоговеют перед ней. Мыслимо ли не благоговеть перед человеком, если она -- само совершенство.

Необычно все, что связано с Зарой Долухановой. В памяти неизгладимы бархатный тембр ее голоса, ее волшебная сценическая поступь. Каждый ее выход на сцену -- это блистательный шаг в истории вокального искусства. Классическое наследие Зары Александровны столь велико, что биографы могут всю жизнь исследовать материалы, создавая монографические труды для будущих поколений. Ее голос трепетно-волнующий, влекущий, зовущий и столь многообразный в оттенках что эти перечисления могут быть бесконечными.

Вспоминая концерты неповторимого творца-художника, не перестаю удивляться, насколько свежа память о тех вечерах, которыми нас, слушателей, одаривала всеми любимая Зара Александровна Долуханова. Тончайшая нюансировка исполняемого, безупречная фразировка -- перечислить все немыслимо. Это были музыкальные откровения, казалось такие простые и ясные, но неповторимость долухановской трактовки, с ее удивительной выразительностью мелодичного и ритмического многообразия, остается за чертой недосягаемости, в силу преобладания в самой певице ее божественного начала.

Зара Долуханова и всемирно известный композитор Арам Хачатурян
Образ нашей любимой Заруи (как с ностальгией зовут ее земляки) -- это прежде всего красота во всем. Редкие минуты, которые выпадали на долю тех, кто имел счастье общаться с ней -- вдохновляли собеседника, оставляя ощущение приподнятости, а если собеседник армянин, то и гордости за свой народ, невольно: "Она наша, да, да и еще раз да!" Перед нами удивительная Женщина, способная перевернуть все: настроить, заставить задуматься над многими проблемами. Ловишь себя на мысли, что хочется ее копировать -- говорить размеренно с поющей интонацией, и с той очаровательной улыбкой, которой она покоряла не один континент.

Праздник начинался с первых секунд появления ее на сцене.

Досказанность во всем! Во взгляде, в походке, безупречной аккуратности, в подобранных со вкусом концертных туалетов -- гармония цвета и тонов.
-- Зара Александровна! Вы -- мудры, изысканы, экспрессивно насыщенны романтическим ореолом, -- так и хочется сказать ей при каждой встрече.
Помню прессу, разговоры о том, что в исполнении Долухановой отсутствовал интонационно языковой барьер, на каких бы языках она не пела. Благодаря этому, мы попадали во власть сочетания двух необходимых для цельного восприятия исполняемых качеств -- рельефно правдивого воплощения музыкального образа, как основы исполнительского мастерства артиста и огромной эмоциональной отдачи.
Особо хочу подчеркнуть удивительную культуру воплощения Долухановой музыкального материала во все времена ее сценической жизни. Отмечу семантику слова "культура". Это -- почитание. А ведь почитание, память -- родство этих понятий неоспоримо. Школа постижения вокального искусства уникального мастера -- Зары Долухановой -- учит почитать лучшие традиции великих мастеров, бережно сохраняя стилистические особенности эпох исполняемых произведений. Я благодарна судьбе за то, что она одарила меня теми ценностями в жизни, которые в тяжелые дни держат меня на плаву. Не исключаю из своей биографии и дань благодарности великой певице за редкие минуты общения с ней. Перелистывая страницы двадцатилетней давности, вспоминаю слова моего отца, скрипача -- Габриэляна Авета Карловича (1899--1983), профессора Московской Государственной консерватории: "Зара Долуханова необъятна в своей красоте. Она освежает память и оздоровляет душу своим искусством". Отец восхищался умело выстроенными программами концертов Зары Александровны с ее партнерами по ансамблю. В мое время это были незабываемые Нина Светланова и Владимир Хвостин (а еще раньше Берта Козель и Ал. Ерохин).

В нашей семье (в годы моей юности) мы могли часами слушать в исполнении Зары Долухановой канцону А. Скарлатти "Фиалка" или ариетту Д. Перголези "Если любишь", записанную в 60-е годы вместе с "Ave Maria" Дж. Верди, в сопровождении знаменитого Московского камерного оркестра, под управлением основателя данного коллектива превосходного дирижера -- Рудольфа Баршая.

"Забыть нельзя, о нет!.."

Равнодушию -- не было места! Эти программы с блестящими концертмейстерами, с которыми была связана творческая судьба великой певицы покоряли всех поклонников классического искусства. Вспоминаю одно из замечательных выступлений Зары Долухановой с Владимиром Хвостиным. Это были 80-е годы. Такое чувство своей аудитории свойственно только великому мастеру. Ее поклоны относились одновременно ко всем и к каждому в отдельности.

Дух захватывало от исполнения вокального цикла А. Рубинштейна (1829--1894) на стихи Мирзы Шафи "Персидские песни", в них же "Зулейка", "Клубиться волною", Ф. Шуберта (1797--1828) "Баркаролла", "Ночь и грезы", С. Рахманинова (1873--1943) "Сирень", "Не пой, красавица". Незабываемого Метнера (1880--1951) с его "Испанским романсом" и "Розами", которые увядают. Боже ж ты мой! Разве возможно перечислить репертуар певицы?! А каватина пажа из "Гугенотов" Дж. Мейербера, а ария "Кащеевны" Н. Римского-Корсакова, а "Лорелея", а "Дух Лауры" Ф. Листа; можно ли забыть неповторимые листки старинного альбома В. Гаврилина, "Застольную" А. Хачатуряна и как апофеоз Крунк (Журавль). Комитаса. Не счесть алмазов!

Вот бы выпустить многотомный тираж! -- "Вокальные каноны исполнительского мастерства искусства З. Долухановой" с ее комментариями и записями многочисленных музыкальных полотен, пропетых ею. Это были бы -- "Уроки Долухановой" в виде теоретического материала. Уверена, что методические рекомендации к технике исполнения -- были бы бесценными и необходимыми для молодого поколения.
Вот уже более 20 лет Зара Долуханова увлекается живописью. И в этом виде искусства она поражает своей ярчайшей фантазией самобытного одухотворенного художника.
В ее жизни не было пассивности ни в чем, иначе эта была бы не Зара Долуханова. Я уверена, кто бы не писал о ней, непременно задумается: имеет ли он право анализировать и оценивать чистейший родник, не внесет ли диссонанс? С другой стороны -- известна истина, что любовь к своим кумирам окрыляет, дает неисчерпаемую силу и вдохновение для красноречивых искренних высказываний.
Искусство Зары Долухановой -- эталон блеска, ясности музыкальной мысли. Она художник и мастер архитектоники. Блещущая многогранностью таланта, отметает всякую броскую поверхность, сохраняя благородство в душе, стройность высказывания, красоту созерцания и глубину постигаемого. Придерживаясь высоких истинных целей в искусстве, Зара Александровна, с завидным набором вышеперечисленного, блестяще интерпретировала произведения различных эпох и стилей, как западноевропейских, как русских, так и армянских авторов.

В чем бы она себя не выразила и чего бы это не касалось, педагогической ли деятельности, искусства ли живописи, кулинарии, искусства ли шитья (последнее тоже в превосходной степени) или общения с коллегами, родными и близкими по духу людьми, во всех своих проявлениях Зара Долуханова -- безупречна. Благодаря удивительному душевному импульсу, три поколения музыкантов, солидная армия ее учеников -- стремятся к высоким целям в искусстве, ориентируясь на те светлые, настоящие исполнительские традиции, которые сформировались в школе Долухановой.
Сегодня Народная артистка СССР, профессор Зара Долуханова щедро одаривает всех теплом и любовью, оставаясь на своей недосягаемой орбите -- в неустанных творческих поисках.

Нана Габриэлян,
пианистка-педагог,
зав. фортепианным отделом Детской музыкальной школы
им. Игумнова и школы им. Л. Н. Власенко.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении