Воспоминания о маэстро Редакция по взаимной договоренности с Союзом армян Тбилиси продолжает публиковать материалы, связанные с памятью великих сынов армянского народа,уроженцев Грузии, гостеприимная и благодатная земля которой дала миру множество вошедших в мировую историю деятелей науки и культуры. Предлагаемый очерк связан с эпизодом последнего приезда на свою родину – в Тбилиси великого композитора и дирижера современности Арама Ильича Хачатуряна, 100-летний юбилей которого мир отметит в будущем году.В один из будничных ноябрьских дней 1963 года в редакции тбилисской армянской газеты ‘’Советакан Врастан’’ царило праздничное оживление – весь коллектив с нетерпением ждал обещанной главным редактором Акопом Блрцяном встречи с нашим земляком композитором Арамом Хачатуряном. Маэстро после долгого перерыва приехал в родной город и по просьбе редактора выкроил из своей перенасыщенной программы посещения Тбилиси время для встречи с нами.
Арам Хачатурян (в центре) в гостях у газеты «Советакан Врастан», 1963 г.
Гость приехал в редакцию с пунктуальной точностью, лично поздоровался с каждым
из нас, сел на предложенный стул и без какого-либо вступления обратился: ‘’Ваш
покорный слуга слушает’’. Зная его дефицит времени мы максимально постарались
ограничить круг наших вопросов темой тбилисского периода его жизни и отдельными
воспоминаниями о его творчестве. Большой, породисто красивый, с тронутой сединой
волнистой шевелюрой, он к нашему удивлению и великому удовольствию начал рассказ
на литературном армянском языке, лишь один раз споткнувшись на забытом слове и
заменив его русским ‘’потолок’’. С удовольствием несколько раз повторив
подсказанное армянское ‘’арастаг’’, по-детски сокрушался, как это мог забыть. О
себе рассказал, что родился в курортном местечке Коджори близ Тифлиса. Вскоре
семья перебралась в столицу, где отец приобрел дом на Великокняжеской улице
(позже ул. Камо ,93). В этом же доме им была устроена переплетная мастерская,
приносившая семье приличный доход. Композитор с особенной теплотой рассказывал о
своих родителях: отце – добром и щедром человеке, любившем принимать гостей, его
учителе и воспитателе в жизни, и матери – по его словам – божественной женщине,
о которой можно написать целую книгу. До поступления в Московскую консерваторию
учился в коммерческом училище на тогдашней Николаевской площади (ныне улица
Хетагурова), располагавшемся в здании, подаренном городской управе под училище
табачным магнатом А.Энфэджанцем.
-Отец мечтал, чтобы я стал юристом, инженером или врачом. К музыке, как к
профессии, относился с недоверием. Однажды, в мою бытность студентом
консерватории, приехал ко мне в гости. В эти дни я был очень занят творческой
работой и подолгу не отходил от пианино. В один из вечеров отец, чьей надеждой и
гордостью был я ,с грустью сказал мне: “Сынок, это бренчание не прокормит
тебя…).Я в свою очередь, пытался убедить его, что музыка – мое призвание и я не
мыслю жизни без нее. Выслушав мои доводы, отец, улыбнувшись,согласился:”Ну
сынок, тебе виднее,наверное, ты прав.” Спустя три дня после разговора, придя
домой, я положил на стол сверток. Отец поинтересовался: “Что это?” И когда я
сказал, что это гонорар за мое “бренчание”, он откровенно удивился: “Неужели за
музыку так щедро платят?”На что я ответил, что важнее денег то, что мой труд
принят и высоко оценен.
Маэстро интересно рассказывал о своей работе над балетом “Гаяне”, в частности, о
создании “Танца с саблями”, музыка к которому была написана позже, по просьбе
постановщиков балета, настаивавших на внесении в композицию пламенного танца и
определивших мне срок в один вечер. Утром партитура была готова.
С волнением мы слушали и его рассказ о трудном периоде в его творчестве,
наступившем после выхода печальной памяти постановления ЦК ВКП./б/, осудившего
за “антиидейность” оперу Вано Мурадели “Великая дружба” и другие произведения, в
том числе и ряд его. Подчеркивал, что всегда максимально стремился к тому, чтобы
в каждом его произведении звучала родная армянская нота.
Откровением для всех нас был эпизод встречи уже всемирно известного автора
“Спартака” со своим земляком в Ватикане кардиналом Казаросом Агаджаняном,
уроженцем грузинского Ахалциха, принявшим после избрания в 1937 году Патриархом
всех армян-католиков имя Григория-ПетраХУ, а с 1958 года по 70-ые - префект /ру-ководитель/
конгрегации распространения веры Ватикана. Во время радушной встречи с
патриархом, на которой присутствовала и супруга композитора Нина Макарова,
большое впечатление произвела осведомленность служителя церкви в области
классической музыки, в том числе русских и армянских композиторов. На встрече
присутствовала и родная сестра патриарха Елизавета, приехавшая погостить к брату
в Рим из Ахалциха. Композитор забавно повторил ее слова, сказанные ему на
характерном диалекте месхетских армян: “окнелем, тун кузим…” /”устала, хочу
домой”/. По поводу поездки в Рим композитор отметил:”Я – атеист, но являюсь
сыном народа, первым в истории официально принявшим христианство, и потому
посещение Ватикана было моим долгом”.
По сей день в памяти звучат слова, сказанные им напоследок: “Люблю жизнь,
природу, людей, особенно молодежь. Люблю труд, поиск. Без этого трудно достичь
высот в любом деле, а в вашем деле очень важно быть справедливым и объективным”.
СЕРГЕЙ АРАКЕЛОВ
Заслуженный журналист Грузии
|