Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕЗОН

Новый политический сезон на Южном Кавказе будет как бы логическим продолжением предыдущего и мы, в отличие от некоторых экспертов и политиков говорящих о озможном скором и кардинальном решении законсервированных здесь конфликтов и противоречивый, сохраняем достаточно высокий уровень пессимизма в наших прогнозах.

В связи с этим отметим, что намерение предыдущей администрации президента Б.Клинтона и госсекретаря М.Олбрайт форсировать решение Карабахского конфликта реально привело к тупику на переговорах. Ради справедливости отметим, что администрация Дж.Буша и госсекретарь К. Пауэлл весь прошлый год вынужденно как бы "доигрывали" политику своих предшественников. В чем, на наш взгляд, заключались главные ошибки этой политической линии, основы которой были заложены еще в 1999 году:

- армянская и азербайджанские политические элиты и контрэлиты абсолютно не готовы воспринять сам процесс урегулирования, который происходит вне политической арены, дистанцированно практически от всех настроений общественности и тех же элит;

- как Гейдару Алиеву так и Роберту Кочаряна абсолютно нечего предложить не только посредникам, но и своим народам. Поэтому они имитируют "успехи", говорят о неких "договоренностях" и "принципах" (в частности, в Париже и Ки-Уэсте. Причем одна сторона говорит о приверженности этим принципам, а другая отрицает само их существование), а также стремятся приспособить весь ход переговорного процесса к собственным политическим целям. В частности, совершенно очевидно, что Гейдар Алиев пытается решить не вопрос урегулирования Карабахского конфликта, а "престолонаследия" по типичному "восточному варианту". Что касается Роберта Кочаряна, то его цель - президентские выборы 2003 года о чем он уже объявил ранней осенью минувшего года. Таким образом, два главных участника широко разрекламированного политического диалога решают не вопрос урегулирования Карабахского конфликта, как того желают международные посредники, а проблему реализации своих личных средне- и долгосрочных политических программ;

- из переговорного процесса фактически исключена главная сторона конфликта - руководство непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Это обстоятельство обрекает весь процесс урегулирования на политический конфуз. Публично это было продемонстрировано на недавней пресс-конференции министра иностранных дел НКР Наиры Мелкумян, которая назвала все прошлогодние переговоры между президентами Армении и Азербайджана, проходившие прежде всего под западным патронажем, только..."предварительными". Этим было продемонстрировано реальное, а не декларируемое посредниками, положение дел в процессе урегулирования;

- совершенно очевидно, что реальное влияние западных посредников, т.е. США и Франции, на Азербайджан и Армению крайне ограничено, а давление на обе стороны обычно создает тупиковую ситуацию;

- очень может быть, что Россия, которая в прошлом году сознательно уступила дипломатическую инициативу своим западным партнерам, в этом политическом сезоне внесет свои новые предложения. Мы предполагаем, что они будут сводится к серии мелких уступок с обоих сторон. Таким образом, речь может идти о попытке завуалированного возврата к поэтапному плану урегулирования. Это продлит иллюзию переговорного процесса и в новом году, а также даст возможность Москве вновь обозначить свое реальное присутствие на переговорах. Если такие предложения поступят, то почти наверняка они обречены на неудачу, так как они будут требовать отвода армянских воинских подразделений с части подконтрольных азербайджанских территорий. Совершенно очевидно, что любое требование посредников об отводе войск с части подконтрольных территорий, будет воспринято как требование об изменении конфигурации линии обороны армянских подразделений, т.е. как требование изменения сложившегося военного баланса. Очень сомнительно, чтобы в отсутствие действенных политических гарантий, а также разделительных миротворческих сил с широкими полномочиями, армянская сторона решилась на этот поистине самоубийственный для себя шаг.

Однако, на наш взгляд, главной проблемой региональной стабильности в новом политическом сезоне на Южном Кавказе будет не проблема Нагорного Карабаха, как считают некоторые западные политики и эксперты, а ситуация в ключевой геополитической стране регионе - Грузии. Фундамент нестабильности был заложен здесь еще в прошлом году. Октябрьская авантюра Эдуарда Шеварднадзе в Кодорском ущелье Абхазии имеет все шансы на достаточно масштабное продолжение, но, на этот раз, с абхазской стороны. Публичное признание официального Тбилиси о присутствии в Кодорском ущелье Абхазии\Абхазской Сванетии 300 грузинских военнослужащих свидетельствует о том, что действия руководства Грузии прямо противоречат "Соглашению о прекращении огня и разъединении сил"(от 14 мая 1994г). Согласно пункту "d" этого соглашения из Кодорского ущелья должен быть "...осуществлен отвод войск Республики Грузия в места их постоянной дислокации за пределами Абхазии". Октябрьские события продемонстрировали, что грузинская сторона, по положению на сегодняшний день, не собирается выполнять взятые на себя обязательства. Присутствие воинских подразделений Грузии в Кодорском ущелье рассматривается сегодня в Абхазии как угроза ее безопасности и суверенитету. Поэтому, нельзя исключать, что дальнейший отказ грузинской стороны от выполнения взятых на себя обязательств приведет к возобновлению боевых действий в Кодорском ущелье. Прошлогодние президентские выборы в третьем непризнанном государстве региона Южной Осетии привели здесь к власти Эдуарда Кокоева\Кокойти - бывшего командира одного из отрядов самообороны, состоящего во время войны в основном из молодежи. Его главный предвыборный лозунг ("Республикой должны управлять те кто ее отстоял") начал реализовываться. Произошла полная смена кабинета министров. На ключевых постах, в том числе в главном силовом ведомстве - министерстве внутренних дел, участники боевых действий (Б.Бестаев\Бестауты) более чем десятилетней давности (напомним, что их пик пришелся на 1990-1992гг). Прогноз: как минимум ужесточение позиций Южной Осетии на переговорах по урегулированию грузино- юго-осетинского конфликта.

Все вышеизложенное, а также проблемы грузинского руководства с другими регионами страны (Аджария, Самцхе- Джавахети \Джавахк, Менгрелия и т.д.) будут держать в напряжении весь Южный Кавказ. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что 2002г возможно станет годом выборов не только в двух из трех непризнанных государств (Нагорно-Карабахская республика - президентские, Абхазия - парламентские), но и в Армении (выборы в органы местного самоуправления, возможен референдум по внесению изменений в Конституцию,) и в Азербайджане (здесь нельзя исключать варианта проведения досрочных президентских выборов). Кроме того, выборы в органы местного самоуправления должна наконец провести в этом году и Грузия (должны были состоятся в 2001г, но, по ряду причин, они были отложены). Совершенно очевидно, что что эти выборы имеют такое же судьбоносное значение для раздираемой противоречиями Грузии, как президентские или парламентские. Каждые из всех вышеупомянутых очередных\досрочных выборов безусловно могут внести достаточно существенные изменения в общеполитической региональной ситуации. Тем более, что минувший год вновь продемонстрировал, что несмотря на нежелание международного сообщества признавать Нагорный Карабах, Абхазию и Южную Осетию субъектами международного права, они продолжают жить и развиваться, достаточно жестко отстаивая свои интересы, тем самым оказывая достаточно весомое влияние на общеполитическую ситуацию на Южном Кавказе.

Давид Петросян
политический обозреватель агентства новостей "Ноян тапан"
24 января 2002г
 

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении