СНГ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОЗИТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ"Мы, главы государств - участников Содружества Независимых Государств, оценивая непростой путь, пройденный СНГ за 10 лет, подводя итоги этого насыщенного событиями и исключительно ответственного периода, отмечаем следующее.
Содружество возникло на историческом переломе, когда перед нашими странами
встала беспрецедентная по масштабам задача радикального переустройства политических
и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Несомненна
заслуга СНГ в том, что процесс суверенизации государств - участников прошел
упорядочение и не вызвал глубоких геополитических потрясений. Удалось в основном
сохранить сложившиеся веками связи между народами, в определенной степени смягчить
социальные и экономические последствия распада единого государства, обеспечить
институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества.
СНГ содействовало становлению независимых государств и свободному выбору каждым
из них собственной модели государственного и экономического строительства, своего
пути в мировое сообщество, а также стало полезным инструментом решения целого
ряда конкретных проблем.
Главы государств
– стран СНГ
Далеко не все
из задуманного воплотилось в жизнь. Однако мы убеждены в том, что Содружество
обладает значительным позитивным потенциалом, который можно и нужно задействовать
на благо наших народов. Углубление многостороннего сотрудничества в СНГ, безусловно,
отвечает национальным интересам государств-участников и идет в русле общемировых
тенденций.
Прочным фундаментом
взаимодействия в рамках СНГ является совпадающее стремление наших стран к устойчивому
и поступательному социально-экономическому развитию, достойной интеграции в
мировое сообщество. Смысл существования Содружества видим в том, чтобы содействовать
достижению этих целей через взаимодействие и объединение усилий государств-участников.
Главный критерий оценки деятельности СНГ - практическая отдача в деле повышения
благосостояния граждан наших государств, обеспечения им гарантий широких прав
в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культурного развития,
взаимного общения - словом, реальное улучшение жизни людей.
Мы считаем необходимым
последовательно наполнять работу Содружества предметным содержанием, сосредоточившись
на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект.
Объективная
заинтересованность в интенсивном торгово-экономическом сотрудничестве - основе
всего комплекса взаимодействия в СНГ - обусловлена не только исторически сложившейся
взаимосвязанностью экономик наших стран, но и во все большей степени - процессами
глобализации. Региональная и субрегиональная интеграция открывает возможность
совместной адаптации к политическим и экономическим реалиям современного мира,
позволяет эффективно использовать преимущества глобализации, устраняя ее негативные
последствия, прежде всего в экономической и социальной сфере. В этом контексте
важно взаимодействие в вопросах внешнеторговой политики и защиты внутренних
рынков государств-участников.
Мы придаем ключевое
значение созданию зоны свободной торговли на пространстве СНГ с учетом интересов
всех партнеров. Необходимо вести дело к поэтапному устранению барьеров во взаимной
торговле, создать эффективную платежно-расчетную систему, сформировать соответствующую
правовую базу, позволяющую обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных
рынках.
Приоритетной
задачей экономического сотрудничества является активизация интеграционных форм
- производственной кооперации, инвестиционной деятельности, совместных промышленных
и финансовых структур. Особое внимание будет уделяться работе по сближению национального
внешнеторгового, налогового и таможенного законодательства государств - участников
СНГ.
В силу своего
геополитического положения страны Содружества оказались на переднем рубеже борьбы
с международным терроризмом и экстремизмом, трансграничной наркомафией, бросившими
вызов всему миру. Это ставит нас перед императивом объединения усилий для отпора
общим угрозам безопасности в русле предпринимаемых международным сообществом
действий.
Мы вновь заявляем
о решимости наших стран продолжать осуществление на правовой основе комплекса
совместных мер по борьбе с международным терроризмом, а также наркоагрессией,
представляющими непосредственную угрозу всем государствам-участникам СНГ. Мы
будем повышать оперативность и слаженность работы органов безопасности и специальных
служб, оказывать действенную поддержку Антитеррористическому центру СНГ.
Мы приветствуем
шаги по противодействию наступлению международного терроризма, в частности,
такие, как создание Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского
региона коллективной безопасности.
Мы подтверждаем
готовность стран Содружества активно участвовать в усилиях мирового сообщества
по формированию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым
угрозам и вызовам.
Мы рассматриваем
многостороннее военное и военно-техническое сотрудничество между заинтересованными
государствами, в том числе укрепление Объединенной системы противовоздушной
обороны СНГ, как весомый вклад в обеспечение безопасности.
Мы будем добиваться
скорейшего урегулирования мирными средствами вооруженных конфликтов на территориях
государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного
права, полнее задействуя миротворческий потенциал Содружества.
Отдавая должное
усилиям Российской Федерации, которой принадлежит ведущая роль в операциях по
поддержанию мира на пространстве СНГ, мы намерены вести дело к более справедливому
распределению "бремени миротворчества" согласно принятым обязательствам.
Мы считаем необходимым
придать системный характер антикриминальному взаимодействию стран СНГ, нацелив
его на борьбу с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков
и торговлей оружием, нелегальной миграцией и торговлей людьми, легализацией
доходов, полученных незаконным путем.
Мы будем и впредь
уделять большое внимание сотрудничеству в вопросах соблюдения основных прав
и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права, документами ООН и ОБСЕ.
Мы отмечаем
необходимость расширения и углубления взаимодействия в гуманитарной сфере в
рамках СНГ: в областях образования, культуры, науки, информационного обмена,
что в конечном итоге обеспечит духовное, нравственное и физическое здоровье
подрастающего поколения. Сохранение и поддержка русского языка в качестве средства
межнационального общения -общая забота всех стран, заинтересованных в развитии
интеграционных процессов в рамках СНГ.
Мы рассматриваем
как имеющий особое значение для будущего СНГ вопрос о взаимодействии межгосударственных
объединений, существующих на пространстве Содружества. В данном контексте важно,
чтобы они носили открытый характер и были взаимно транспарентными.
Мы поддерживаем
идею формирования в СНГ правового пространства, ориентированного на международные
стандарты в области межгосударственных отношений и в сфере взаимоотношений государства
и гражданина.
Мы будем добиваться
создания эффективного механизма реализации решений и договоренностей в рамках
СНГ, имея в виду повышение ответственности государств-участников за выполнение
взятых ими на себя обязательств.
Подтверждая
приверженность динамичному развитию Содружества, мы опираемся на волю миллионов
людей, связанных многовековыми узами дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.
Наши народы хотят видеть Содружество зоной стабильности и безопасности, межнационального
согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и
научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.
Мы, главы государств-участников
СНГ, полны решимости сделать все возможное, чтобы эти чаяния стали реальностью".
|