Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армянские хачкары

Армянский народ на протяжении своей многовековой истории создал сокровища культуры, получившие широкое признание и высокую оценку всего цивилизованного мира.

Армянская средневековая архитектура, миниатюра и музыка издавна вышли за пределы истории армянской культуры и заняли достойное место в истории мирового искусства.

Одним из самобытных явлений армянского средневекового искусства являются так называемые "хачкары" (крест-камни) -- памятники, нашедшие широкое распространение в Армении. К такому же роду памятников относятся и "....", массивные каменные изваяния, обнаруженные в горах.....

санных глыбах, имеющих форму гигантской рыбы, заметны следы обработки, рельефные изображения символов. Вищапы были связаны с распространением у предков армян культом богини воды Астхик Деркето.

Если между упомянутыми выше памятниками и хачкарами не прослеживается непосредственной связи, то урартийские памятники (VIII--VII вв. до н.э.), состоящие из постамента и установленной на нем вертикальной четырехгранной плиты, покрытой клинописью, могут рассматриваться как прообраз объемно-пространственной конструкции хачкара.

В дохристианский период существовали памятники иного содержания. В письменных источниках упоминаются скульптурные памятники, установленные в городах языческой Армении и вдоль дорог, связывающих города.

Часть их, сохранившаяся до раннехристианского периода (IV--V вв.), и послужила основной для дальнейшего оформления четырехгранных столбоообразных памятников с изображением креста, обнаруженных на склонах Арагаци, в частности в Талинском и Артикском районах. Эти памятники тоже двухчастны, они состоят из постамента и вертикального объема. Наиболее совершенные образцы памятников раннехристианского период имеют трехчастное строение. Под постаментом подстилается ступенчатое основание (Аван, Ардви, Д...х, Одзун, ....) ..... (IV в.) армянская церковь превращала некоторые языческие святилища в христианские, иногда воздвигая на месте разрушенных языческих капищ монастыри и устанавливая крест -- символ новой веры. По свидетельству Анатангеоса, Григорий Просветитель установил кресты в Вагаршанате, на месте мученичества св. дев. Рипсимэ и Гаянэ, на дорогах, улицах, площадях. По преданию, деревянные кресты в Армении были установлены на острове Севан, в ...., а также в соседней Грузии на горе у Мцхеты, где в VII в. была построена церковь Джвари (джвари -- по-груз. крест).

В IV--VII вв. деревянные кресты были заменены каменными. Они представлены "крылатыми крестами", найденными при раскопках Двина. "Крылатые кресты", пришедшие на смену деревянных, вместе с тем послужили основой для формирования новой и самобытной области армянского искусства.

Происхождение Хачкаров и их назначение

Восстановление политической власти в Армении, начавшееся вследствие ослабления арабского халифата во второй половине IX в. образование царств Багратидов в Ани, Арцруни в Васпуракане, а также Карса и Сюника создало благоприятные условия для подъема национальной культуры.

Начиная с IX--X вв. города Армении переживают бурный расцвет (Ани, Лори, Карс, Ван), основываются храмы и монастыри (Татев, Севан, Гндеванк, Санаин, Ах..пат, Оромос), которые одновременно становятся важными центрами развития духовной культуры. Переживают процесс возрождения архитектура, стенная роспись, скульптура.

Именно к этому периоду и относится появление хачкаров. Самые ранние из известных нам хачкаров относятся к IX--X вв. Достоин внимания памятник близ Нижнего Талина, представляющий огромную треугольную каменную глыбу с высеченными на ней крестом. Ниже креста ........., где, по-видимому, хранились святые мощи. Не исключено, что этот памятник не IX век, а более ранний. Жена Ашота I Багратуни, царица Катраниде, в 879 г. в Гарни "во имя спасения своей души" установила хачкар, который из известный нам точно датированных хачкаров -- самый ранний.

Особый интерес как произведения искусства представляют хачкары, составляющие группу, которая положила начало мемориальным памятникам нового типа. Таковы хачкары, установленные в 881 г. на кладбище селения Мец Мазра Варденисского района в память Сюникского и Атванского князя Григора Амирне..., а также не датированные хачкары у Нижнего Талина и внутренние хачкары часовне св. Рипсимэ и св. Гаянэ селения Мартирос в Вайо..зоре. Обобщенные формы этих хачкаров, связанность немногочисленных узоров (гроздья винограда, пальмовые листья), непринужденное расположение их на плоской поверхности камня и простота композиции, выполненные с тонким чувством пропорций, создают монументальный и величественный памятник нового типа.

Обнаружены также памятники с рельефом креста, отличающиеся по композиции от отмеченных выше хачкаров, как, например, больших размеров круглая плита, находящаяся в часовне св. девы Сандухт Талинского района, на которой высечен равнокрылый крест.

Если рельефы на фасадах соборов и памятников IV--VII вв. служили распространению и упрочению христианства, то с конца IX в. главной их идеей становится спасение души. Осуществлению этой идеи служили высеченные на фасадах некоторых церквей скульптурные фигуры ктиторов с моделью церкви в руках (Гагик Арцруни на церкви св. Креста в Ахтамаре, Кюрике и Смбат на церквах Аменапркич в Санаине и св. Ншана в Ахпате, Гагик Багратуни на церкви св. Григора в Ани).

Существование и национальная независимость армянского народа зачастую были обусловлены торжеством веры и победой церкви. Будучи тесно связанной с исторической судьбой народа, армянская церковь в борьбу против иноземных завоевателей изначала же привнесла еще одну идею, сыгравшую большую роль в деле сплочения армянского народа в освободительной борьбе и поднятия его национального самосознания. Борьба армянского народа за освобождение от арабского ига и восстановление национальной независимости в VIII-- -IX и частично в начале X вв. тесно связывается с идеей самопожертвования (распятие сына божьего во имя спасения человечества).

Однако хачкары служили не только своеобразным символом веры, они создавались и устанавливались по самым различным поводам: в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих важное историческое значение, по завершении строительства храмов, родников, мостов и других сооружений. Так, например, в надписи на хачкаре, установленном в Амберде в 1202 г., братья Захариды упоминают о своих победах над сельджуками, а царица Ванени для увековечения памяти своего преждевременно усопшего мужа царя Абаса строит мост в Санаине (вероятно после 1192 г.) и устанавливает хачкар.

Хачкары служили также и в качестве надгробия. Являясь составной частью надгробного сооружения, хачкары иногда придают завершенность архитектурному облику последнего. Вспомним, к примеру, два хачкара, установленные на западном фасаде двухэтажной усыпальницы-церкви монастыря Цахац-кар (1041 г.) и усыпальницы княжеского рода ..... Ахпатского монастыря (1211--1220 гг.)

Совершенными образцами гармоничности хачкара и архитектурных форм могут служить также хачкар 1184 г., установленный Мхитаром в честь настоятеля Сана.....ского монастыря Тутсорда, или хачкар 1175 г., установленный мастером Петросом у дороги села Кош Аштаракского района. И, наконец, наиболее полное выражение единство хачкара с архитектурными формами проявлятся в XIII--XIV вв. (группа хачкаров на кладбище ...., хачкар 1291 г., села Кармрашен Азизбековского района, хачкар 1340 г. села Алаяз Ехегнадзорского района и др.)

Отдельную группу составляют так называемые "Амена......" ("Всеспаситель") хачкары, например, хачкар 1273 г. малого притвора Ахпатского монастыря, .... хачкар, созданный мастером Вахрамом в 1281 г., а также хачкар 1279 г., который недавно был перевезен из Араратского района в ..... . В отличие от других хачкаров, на их западном фасаде изображено распятие. Народ приписывал таким хачкарам способность исцелять недуги и превращая их в святилища. Хачкары воспринимались народом символически, как сила, способная обуздать стихийные бедствия.

Значение хачкар... заключается также в высеченных на них ....графических надписях, которые зачастую содержат исторически важные сведения, помогают уточнить дату памятника, сообщают имя заказчика, мастера-резчика, повод, по которому установлен хачкар. И в этом смысле хачкары являются также важными документами истории армянского народа.

Хачкары создавались на каменных плитах правильной формы, а иногда и прямо на ска... Подобные памятники встречаются внутри церквей и притворов (Ахпат, Гехард, Ованан...) они встроены во внешние стены, установлены даже на крышах, у входов церквей (Гехард, А..рцин, Го....), а также в естественной среде монастырские комплексы или кладбища). Подобные хачкары устанавливались отдельно или группами (Ариндж, Бжии, Овананванк, Егвард) на постаментах, прямо на земле или на обломках скал (Мастара, Гехард, Караглух).

Искусство хачкара и его развитие

Хачкары, как самобытное искусство, переживали ..... развития и совершенствования. Если IV--VII вв. явились периодом зарождения самой идеи хачкара, а IX--XI вв. периодом становления формы и композиции, то XII--XIII вв. являются периодом окончательного формирования художественного мышления и изобретательности, явление, которое дает право классифицировать хачкары по определенным художественным направлениям или школам.

Необходимо отметить также мастеров, создателей этих изумительных и самобытных памятников.

Изучение эпиграфических надписей выявило ряд имен мастеров, плодом творчества которых являются хачкары. В надписях хачкаров имена их создателей встречаются с XII в. Самым известным мастером этого периода был Мхитар со своим учеником Аветисом. Достаточно упомянуть великолепного писца и миниатюриста, зодчего и ваятеля Момика. Его деятельность протекала в 1282--1321 гг. Созданные им хачкары находятся в ..... Эти хачкары своим тонким и совершенным орнаментом классифицируются в ряду лучших. Творениями Момика являются церковь в ..... и, вероятно, церковь-усыпальница в Нораванке.

Венцом этой области искусства являются также хачкары Гошаванка работы мастера Погоса (1291 г.), хачкар, находящийся в притворе Гехардского монастыря, творение мастеров Тимота и Мхитара (1213 г.) Достойное упоминания и имя мастера-резчика Вахрама, создателя хачкаров "......" в Ахпате и Д..... привнесшего в декор-хачкаров новые форму и содержание.

Последний период

Естественный процесс развития искусства армянских хачкаров прерывался нашествиями сельджуков и монголов. Но несмотря на это, органическая связь между отдельными периодами очевидна. Очевидно также непрерывное развитие искусства хачкара, сохранение и совершенствование сугубо национальных мотивов, блестящие образцы которых были созданы в XII--XIII и частично в XIV вв.

Многочисленны хачкары, относящиеся к этому времени. Это в основном надгробия, установленные на кладбищах. Армянский народ, потеряв государственную и политическую самостоятельность, переживая тяжелое экономическое положение, был лишен возможности осуществлять большие строительные работы общенационального значения и поэтому его усилия были направлены на создание малых архитектурных форм. По этой причине орнамент и рельеф хачкаров этого периода упрощается, теряя прежнее изящество и сложность формы, неповторимое богатство вязи. Подобные хачкары можно встретить почти во всех районах Армении, в особенности на кладбищах Норадуза, Камо (Нор Баязет), Вардениса, Мартуни и Старой Джуги. На кладбищах Норадуза и Джуги количество хачкаров достигает нескольких сотен. Хачкары обширного Норадузского кладбища дают возможность проследить этапы развития хачкаров от X до XVII вв. Этот ряд завершается работами известного мастера Кирама, который по сохранившимся надписям охватывают время от 1551 до 1610 гг. Созданные им хачкары встречаются также на кладбищах в Мартуни, Камо, Аштарака (1602 г.) и др.

Мастерству исполнения и самобытности творений Кирама не уступают хачкары его современников, мастеров Аракела и Меликсета, которые вместе создавали хачкары, отличающиеся удивительным единством стиля (кладбище в Камо).

Декор хачкаров этого периода, несмотря на четкость линий и простоту вязи, отличается однообразием и придает схематическую сухость всей композиции.

Образцы последнего периода развития хачкаров можно встретить на кладбище в Джуге. Эта многочисленная группа хачкаров, созданная в XVI--XVIII вв. своей самобытностью занимает особое место в истории искусства армянского хачкара. Еще в XVI в. Джуга являлась оживленным торговым центром. Имея торговые сношения с Западом и Востоком (в особенности с Персией), Джуга стала местом скрещивания армянской и восточной (позднеиранской) культур. На хачкарах Джуги ясно прослеживается влияние персидского искусства. И как следствие этого влияния преображается не только орнамент хачкара, но и его объем, облик и композиция. Хачкар становится узкой, устремленной ввысь, легкой стелой. Центральный крест располагается в узкой нише, завершающейся характерной для восточной архитектуры стрельчатой аркой. Хачкары Джуги привлекательны мастерством исполнения и изя................................. исключительно самобытной области армянской культуры.

Хачкары как неотъемлемая часть армянской скульптуры своей исключительной художественностью и национальной окрашенностью являются выражением христианкой веры армянского народа, его патриотизма, культуры и высокого уровня художественного вкуса, и как таковые, они занимают достойное место в сокровищнице мирового искусства.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении