Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

К вопросу о нашем имперском прошлом и будущем

Вот уже скоро десять лет, как вместе с СССР рухнул советский строй, а попытки реабилитации советских порядков все продолжаются. Среди прочих занимаются этим у нас и сторонники расхожего тезиса: “СССР не был империей”. У всех у них система доказательств примерно одна и та же: “в какой империи народ метрополии жил хуже народов, им порабощенных?” Оказывается, английский рабочий ел свой бифштекс за счет колоний, а вот русские жили в России и СССР хуже всех. В Средней Азии даже кишлачные дороги (неужели все?) были заасфальтированы, у прибалтов было по 15 костюмов (так-таки у всех?), а российская деревня утопала в грязи (неужели вся?). Такие “аргументы” приводит, в частности, некто Утомбаев, адвокат из Ульяновска (“ЛГ”, № 11, 2001). Нечто подобное можно найти и у других сторонников этого позиции. Поэтому стоит напомнить, в чем же все-таки суть понятия “империя”.

Прежде всего, империя - это захват чужих территорий и господство над населением этих территорий. Так было во времена Александра Македонского, Древнего Рима, Чингисхана, Османов. Так было в эпоху европейского колониализма.

И Британия с Францией, имевшие самые обширные империи, занимались их “построением” под предлогом “искреннего стремления распространять христианство” и нести цивилизацию “дикарям”. В этом Россия мало чем отличалась от них. Не отличалась она и формами овладения чужими территориями: русские цари захватили значительную часть своих имперских владений либо вооруженной силой (Литва, Белоруссия, Малороссия, Польша, Кавказ, Средняя Азия), либо путем обмана, обильно орошаемого водкой (“севера”). И случаи добровольного присоединения наблюдались не только у нас: в состав французской империи Камбоджа, например, попросилась сама, чтобы спастись от тайцев и аннамитов, как в состав Российской империи добровольно вошли армяне и грузины, спасаясь от персов и турок. И “инородцев”, и “иноверцев” у нас в Российской империи угнетали почем зря: одни только еврейские погромы в конце XIX - начале ХХ вв чего стоят! А в 1905 году в Баку и Нахичеване царская власть спровоцировала армянские погромы. Не сладко приходилось тем же полякам или татарам, да и многим другим народам в империи, которую совсем не случайно окрестили “тюрьмой народов”. Кое-кто сегодня пытается и это имперское качество отрицать, идеализируя наше монархическое прошлое, но факты истории - все же упрямая вещь, как ни крути.

Итак, по главному параметру - захват чужого и порабощение инородцев - Россия не отличалась от колониальных империй Запада, а СССР унаследовал то, что накопили Романовы, и удерживал “инородцев” насильно, причем не только прибалтов. Да еще и протекторатами обзавелся в лице зарубежных социалистических стран. И как только ослабла узда, протектораты тут же отпали. А когда рухнул тоталитарный однопартийный режим в СССР, все народы всех союзных республик (а только им позволили провести у себя референдумы о независимости, хотя Закон 1990 года о выходе из Союза признал такое право за всеми автономиями и даже просто компактно проживающими национальными меньшинствами) высказались за независимость подавляющим большинством голосов. Потому-то Союз и распался, что не очень хотелось всем этим народам в нем дальше жить.

Может быть, наша метрополия действительно отличалась от Франции и Британии тем, что ее народ, как утверждает Утамбаев, жил хуже порабощенных им народов? Но разве захват колоний был делом народов? Не народы Франции, Англии, других колониальных держав занимались этим делом, а авантюристы, за которыми шли государства в лице своих флотов, армий, чиновников. Народы же, скажем, той же Франции или Британии, как жили, так и продолжали до самого недавнего времени, связанного как раз с распадом империй, жить в основном в нищете и убожестве, несмотря на колониальные завоевания, и поэтому кто бежал в те же колонии, а кто в США, основная же масса рабочих устраивала забастовки, бунтовала, добиваясь улучшения условий своей жизни и того же бифштекса собственными силами, а не руками индийских кули и африканских крестьян. На колониях богатели не народы, а верхушка общества. В России было то же самое. И в СССР тоже, где верхушкой была совпартноменклатура.

И в колониях были свои богатеи и аристократы - раджи, паши, вожди, ростовщики, купцы. И своя нищета. Она была большинством, как в метрополиях. И в России местную знать - грузинскую, армянскую, татарскую, бухарскую, польскую, финскую, курляндскую и т.д. - империя поставила в привилегированное положение и привечала при дворе точно так же, как это делалось во Франции и Британии. А масса народа там, на окраинах империи, продолжала перебиваться с хлеба на воду. Без исключения и без какого-либо национального различия.

В СССР - то же самое. О “счастливой” жизни “нацменов” (еще одна оскорбительная кличка советских времен) красноречиво говорят факты. Рабство дехкан Средней Азии на хлопковых плантациях - не выдумка. Чудовищный голодомор, которому большевики подвергли миллионы украинских крестьян, - не выдумка. Депортация прибалтов, немцев Поволжья, чеченцев, других народов Северного Кавказа, крымских татар и турок-месхетинцев, во время которой советская власть погубила десятки и сотни тысяч людей, - тоже не выдумка. Можно кое-что сказать и о печальной судьбе народов нашего Севера и Дальнего Востока, для которых индейская резервация в США или Канаде может показаться раем. Да и вспышки юдофобства, особенно после 2-й мировой войны, тоже сами за себя говорят.

Меня особенно умиляет асфальтированная дорога к кишлакам как доказательство того, что СССР не был империей. Можно подумать, что колонизаторы не строили таких (и еще много лучше) дорог в Индии, Индокитае, Африке, на Ближнем Востоке. Один пример: Марокко стоит на одном из первых мест в Африке, включая ЮАР, по развитию сети асфальтированных шоссе, и этого оно достигло, еще будучи французским протекторатом, то есть в составе империи.

Дело в том, что колониальные державы Запада не только грабили свои владения. Они их грабили, это - факт. Но они и способствовали их экономическому и культурному развитию. Это тоже факт. В своих собственных интересах, но способствовали. И строили дороги, заводы, университеты, школы, музеи, храмы, И много чего еще. Так что аналогичный вклад Москвы в жизнь Средней Азии или Кавказа, Украины или Прибалтики никак не может служить доказательством того, что СССР не был империей. Ничего это не доказывает. А вот удержание захваченного силой, разделение народов на разные “сорта”, несправедливое разноправие и третирование так называемых “нацменов” - это факты чисто имперского самодурства.

Ну а утверждение, что в СССР будто бы не было религиозной розни и не насаждалась коммунистическая идеология, это уж совсем от лукавого. Как разрушали то церкви, то мечети, то синагоги, то буддийские храмы, то молельные дома и кладбища, как расстреливали священнослужителей всех конфессий, как запугивали верующих, как преследовали инакомыслящих, как практиковали антисемитизм, как уничтожали интеллигентов и громили науку под лозунгами марксизма-ленинизма, - все это не такая уж далекая история, и есть еще даже живые свидетели этих преступлений, и все известно каждому, кто способен читать, слушать и смотреть. И это адвокаты советского прошлого называют ”наиболее возможной в нашу эпоху защищенностью (экономической, социальной)”. Некрасиво это как-то, когда знаешь, что сотворили большевики с большинством сословий русского общества, включая крестьянство, добив которое, они поставили под вопрос само существование русской нации. Столь же некрасиво и отрицание бесплатного труда в СССР. Неужели “палочки” и были платой за тяжелейший труд колхозников? Неужели работа заключенных оплачивалась всерьез? Да и не только заключенных. Ведь ни для кого не секрет, что большинство работников у нас, даже “свободных”, недополучало за свой труд и недополучает до сих пор. И какая у нас “защищенная” экономика, все мы тоже очень хорошо знаем.

Всем этим “открытиям” г-на Утамбаева можно было бы удивляться, если бы не его откровенные сожаления по поводу того, что у нас сейчас пока “не империя и не самодержавие”. И в этом он, к сожалению, не одинок: об имперском величии мечтают у нас не одни только коммунисты и квасные патриоты.

Но в таком случае чего стоят рассуждения о необходимости востановления “связей с Богом”. Что-то не верится в искренность заявлений об уважении к духовным ценностям, исходящим от человека, для которого весь свет в оконце - империя и самодержавие. Нет, г-н Утамбаев, правы не вы, прав известный ученый и литератор Геннадий Лисичкин, который предупреждает: имперский вирус истощает Россию (“ЛГ”, № 52, 2000). Этот вирус ее непременно погубит, если ему удастся поразить все наше население. России надо сосредоточиться. Ей пора оставить бесплодные мечтания об империи и величии и вплотную заняться обустройством нормальной здоровой жизни у себя дома, беря пример с других народов, которым это уже удалось.

31 августа 2001 года

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении