АРМЯНО-ГРУЗИНСКАЯ ДРУЖБА: БЛЕФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?23 октября президент Грузии Эдуард Шеварднадзе по приглашению президента Армении Роберта Кочаряна с двухдневным официальным визитом прибыл в Ереван. В составе делегации были 9 министров Грузии, парламентарии, руководители Самцхе-Джавахетсткого, Ахалкалакского, Ниноцминдского районов. Предыдущий визит в Армению 73-летнего Эдуарда Шеварднадзе состоялся два года назад. Дипломатические же отношения между Арменией и Грузией были установлены в 1992 году.
Еще в школьных учебниках армяне и грузины представляются нам дружественными
и братскими народами. Однако реальность вынуждает нас принимать эту дружбу с
оговорками.
В Ереване Шеварднадзе и Кочарян заявили о своей готовности укреплять и развивать
армяно-грузинскую дружбу
Визит Эдуарда Шеварднадзе в Армению состоялся в сложнейший для Грузии период.
Важнейшим из пяти заключенных в Ереване договоров является подписанный президентами
двух стран Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности». Он констатирует
нынешний уровень отношений между двумя народами и определяет направления и параметры
наших отношений на предстоящие 10-15 лет. Он квалифицируется как серьезный,
разноплановый и охватывающий все сферы жизни документ. В ходе своих встреч
президенты Армении и Грузии уделили большое внимание темам урегулирования карабахского
и абхазского конфликтов.
«Армения не менее заинтересована в скором и мирном урегулировании грузинско-абхазского
конфликта, тем более, что как на той, так и на другой стороне находятся немало
наших соотечественников», - отметил президент Армении Роберт Кочарян на своей
совместной с Эдуардом Шеварднадзе пресс-конференции. 11 октября парламент Грузии
практически единогласно принял решение о целесообразности вывода из зоны грузино-абхазского
конфликта российских миротворцев, было заявлено о целесообразности введения
международных миротворческих сил. Официальный Ереван не исключает конструктивного
участия Армении (в той или иной форме) в процессе урегулирования грузино-абхазского
конфликта, однако это не может быть отдельной посреднической миссией. Что касается
миротворчества – участие армянских формирований маловероятно, отметил Роберт
Кочарян. «В процессе урегулирования конфликта в Абхазии мы рассчитываем на более
активное и эффективное участие России, без подобного участия добиться результатов
будет очень трудно», - заявил Шеварднадзе в Ереване. По словам президента Грузии,
абхазский вопрос является наиболее болезненным для Грузии, «300 тысяч беженцев
проживают в различных районах Грузии, здесь же, в Ереване, я узнал, что 7 тысяч
беженцев из Абхазии проживают в Армении». Урегулирование конфликта прежде всего
принесет огромную пользу беженцам, отметил президент Грузии.
На всех встречах, обсуждениях властей Армении и Грузии неизбежно затрагиваются
проблемы армянства Джавахка. Грузия, несомненно - государство с огромным количеством
нерешенных социально-экономических проблем. Однако армянонаселенный Джавахк
во все времена однозначно был в гораздо худшем положении, чем другие области
Грузии. Это, естественно, вызывает справедливое недовольство местных армян,
и не случайно возникновение термина «проблемы джавахкского армянства». В дни
визита Шеварднадзе в Ереван президент Армении выразил свою готовность внести
свой вклад в дело разрешения проблем армянонаселенных районов соседнего государства.
Армянский спюрк в Грузии Роберт Кочарян квалифицирует как мост дружбы между
двумя народами, и по его словам «любые спекуляции на этом неприемлемы». «Уверен,
что президенты двух государств в состоянии обсудить наиболее чувствительные
темы межгосударственных отношений и найти верные, взвешенные решения, дабы укрепить
утвердившиеся традиции», - отметил Роберт Кочарян. В этой связи на уже упоминавшейся
встрече с журналистами Эдуард Шеварднадзе заявил: «В Грузии проживает большое
число армян. Они являются достойными представителями своей нации и достойными
гражданами Грузии. Мы гордимся ими и хотим сделать так, чтобы и сегодняшнее,
и завтрашнее поколения активно участвовали в управлении страной, чтобы Грузия
действительно была для них родиной». К этому президент Грузии добавил также,
что и в Грузии, и в Армении, и за рубежом появляются время от времени публикации,
представляющие собой отдельными провокационными явлениями, которые не делают
и не могут делать погоду, не способны повлиять на дружественные армяно-грузинские
отношения. Провокации, конечно, бывают всегда, однако об антиармянской политике
грузинских властей свидетельствует не один факт. Более ярко это было выражено
в годы правления Звияда Гамсахурдия. Вследствие этого отношения многие памятники
армянской культуры, будучи видоизменены, были попросту присвоены. Под видом
реконструкции, «приватизированы» более трех десятков армянских церквей, число
же исторических свидетельств, стертых с хачкаров и надгробий достигает более
трехсот. Эксперты свидетельствуют, что антиармянская политика продолжается и
в дни правления Шеварднадзе, просто в гораздо более завуалированной форме.
Согласно фактам, приведенным в различных публикациях, еще в 1993 году именно
по инициативе Шеварднадзе регулярные войска и неформальные вооруженные отряды
Грузии первыми начали избиение местных армян в Абхазии, ряд армянских сел был
просто уничтожен, из других армяне были насильственно депортированы. Трагическая
история армянского села Лавра – наиболее впечатлительное проявление грузинского
«доброжелательства». По данным переписи населения, проведенной в Грузии в 1989
году, в Абхазии проживало 85 тыс. армян. После боевых действий 1992-93 гг. армянское
население Абхазии сократилось до 30-40 тыс. Значительная часть армянского населения
эмигрировала.
Щеварднадзе и Кочарян заявили о своей готовности укреплять и развивать армяно-грузинскую
дружбу. Впрочем, трудновато представить, как она будет развиваться, когда одно
из государств акцентированно склонно сотрудничать с вооруженными силами России
в вопросах обороны и безопасности, другое же стремится развивать такие же отношения
с Турцией. В Ереване президент Грузии отметил: «Да, мы сотрудничаем с Турцией,
приобретаем у нее небольшое количество оружия – повторяю, в небольшом количестве».
В целом же военное сотрудничество Грузии с Турцией, по квалификации Шеварденадзе,
не выходит за рамки принятых отношений между государствами. «Скажу прямо – никакие
отношения с теми или иными соседними государствами, ни один договор никогда
не будут направлены вразрез интересам Армении», - заверил Эдуард Шеварднадзе.
В Ереване с большим вниманием следят за развитием грузино-турецкого военного
сотрудничества. По словам Роберта Кочаряна, «тот объем сотрудничества, который
существует сегодня, не вызывает у нас серьезной озабоченности, хотя по понятным
причинам и особой радости мы не испытываем». Кстати, спустя короткое время после
отъезда из Армении, после встречи с президентом Турции Сезером, Шеварднадзе
заявил, что Турция является для Грузии партнером и соседом №1. Грузия выступает
также государством-членом ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).
Члены этой структуры всегда утверждали, что ГУУАМ – структура сугубо экономическая.
Однако известно, что министры обороны стран ГУУАМ неоднократно встречались,
согласовывали предварительные документы относительно создания в рамках структуры
объединенной вооруженной группировки, преследующей миротворческие цели. Анализ
экспертов убеждает, что объединенная вооруженная группировка создается не в
миротворческих целях, а будет готовиться к неким захватническим, карательным
акциям. Президент Роберт Кочарян относится к ГУУАМ нормально: «Мы уважаем выбор
государств-членов этой организации. Беспокоит лишь одно: по инициативе Азербайджана
организация время от времени выступает с заявлениями по поводу карабахского
урегулирования, идущие вразрез нашей позиции. Нам бы хотелось, чтобы позиция
этой организации была более взвешенной». Кстати, имеются достоверные сведения
о состоявшихся встречах на уровне министров национальной безопасности государств-членов
ГУУАМ. Есть мнение, что разрабатываются совместные программы, направленные на
обмен информацией и создание агентурной сети. Аналитики высказывают озабоченность:
ясно, что если Азербайджану затруднительно создать агентурную сеть в Армении,
он может попросить об этой услуге одно из государств-членов организации. На
фоне всего этого и не внушают доверия декларации о развитии армяно-грузинских
дружественных и братских отношений.
На экономическом поле оба государства имеют реальные и значительные перспективы
серьезного сотрудничества. Однако на сегодняшний день очень малый процент этого
потенциала реализуется. Товарооборот между нашими странами не растет, незначительно
число реально функционирующих совместных предприятий. Тем не менее в сфере транспорта
и энергетики имеются серьезные связи. После начала блокады Армении со стороны
Турции транспортные артерии Грузии остались единственными, связывающими Армению
с Севером и Западом. Наряду с этим, следует, впрочем, констатировать, что эти
транспортные артерии находятся в неутешительном, почти непроходимом состоянии.
И это несмотря на многолетние уже обещания президента Шеварднадзе отремонтировать
их, благоустроить. В отличие от Грузии, Армения сегодня затрачивает серьезные
средства на ремонт и благоустройство автомагистралей государственного значения
на своей территории. Роберт Кочарян выражает надежду, что это приведет к увеличению
грузооборота по территории нашей страны. Ведь Армения может стать территорией
транзитного сообщения для Грузии, и не только для нее. Важность армяно-грузинских
экономических связей приобретает особое значение в контексте регионального
сотрудничества. Но это сотрудничество и региональные экономические программы
носят, вследствие существующих конфликтов, строго ограниченные характер. Региональные
– особенно транспортные – проекты не могут быть полноценно реализованы без деятельного
участия даже одной из стран региона. Хотя Шеварднадзе и утверждает, что независимо
от того, участвует или нет Армения во всех крупных проектах – строительстве
нефте- и газопроводов, автомагистралей, они в любом случае будут работать на
Армению.
Возможности армяно-грузинского сотрудничества резко возрастут с реализацией
крупного армяно-грузинского проекта создания паромной переправы порт «Кавказ»
- Поти, стоящего сегодня на повестке дня.
Армяно-грузинская дружба должна избавиться от налета «книжности» или преобладания
дипломатических слов и жестов. Эта дружба – насущное требование дня, диктуемое
геополитическими развитиями, требованиями цивилизации и демократическими принципами.
В Ереване Шеварднадзе упомянул слова одного жителя Ахалкалаки: «Грузин, выступающий
против Армении, прежде всего – враг Грузии, то же и армянин, выступающий против
Грузии – в первую очередь враг Армении». Остается лишь пожелать, чтобы власти
Грузии не подчиняли национальные интересы своим узкополитическим устремлениям.
Неопровержимо: армяно-грузинская дружба является гарантом региональной стабильности
и сыграет важную роль в деле урегулирования региональных конфликтов.
Зара ОГАНЯН
|