Мы родом из тбилисского детстваИ сегодня, когда многие из нас густо облеплены всевозможными званиями и увешаны регалиями различного достоинства, давно уже дедушки, по милой тбилисской привычке продолжаем называть друг друга уменьшительно ласкательно – Ларик, Эдик, Зурик, Додик, Вилик...
Арка ворот собора Ванк Вообще Тбилиси был и остается удивительным, не похожим
ни на какой другой город. Не обходится ни одного застолья, где бы в числе первых
тостов не произносилась здравница за наш, названный от слова ТБИЛИ (теплый)
город детства. По роду своей деятельности да и просто из любви к цивильному
бродяжничеству мне пришлось объехать весь Союз и в придачу полмира, но нигде я
не слышал таких слов трогательной любви к своему городу, какие звучат за нашими
тбилисскими, так непохожими ни на какие другие, столами. За всю свою долгую и, в
общем, счастливую жизнь мне ни разу не довелось услышать гордое заявление о том,
что я, мол, из Душанбе, Улан-Удэ или, например, Урюпинска. Даже популярная в
нашей молодости жиганская песенка «граждане», я тоже из Баку содержала совсем не
тот смысл. Вообще гордость (но не гордыня) – визитная карточка каждого коренного
тбилисца, а быть коренным – это гордость особенная. И сегодня спроси на улице
любого подвернувшегося под руку пацана из какого он «убана» (района), и он,
непременно задрав нос, калибр которого точно укажет на его национальную
принадлежность, с гордостью процедит – я из Сололаки, Мтацминды или Веры,
Нахаловки или Майдана, Авлвбара или Воронцова, Сабуртало или Вакэ. Вот я и
сегодня уверен, что самые веселые, крутые и задиристые – плехановские, что мы
особая каста.
Директор Института стандартизации и метрологии Грузии, академик Гелари
Бакрадзе Ни один уважающий себя и свой вечный город коренной тбилисец,
представляясь, никогда не выпятит свою национальную, а тем более религиозную
принадлежность. У нас о себе принято говорить просто и убедительно – «вар
калакели» (я горожанин), и этим все сказано. Наша подчеркнуто интернациональная
общность росла и воспитывалась на знаменитых тифлисских резных балконах, густо
увитых глицинией и пахучей иссиня-черной «изабеллой», которая по золотой
тбилисской осени собиралась и выдавливалась всем разноплеменным двором, а через
две недели им же коллективно выпивалась уже в виде ароматно пенящегося «мачари»
под незабываемые, таящие во рту блинчики с мясом тетушки Сато, истекающие
молодым сулгуни хачапури бабули Кето, а на десерт – воздушное печенье Берты
Фабиановны из флигеля напротив. А как без устали мчались дружной стайкой через
Мухранский мост по наказу тех же тетушек за квасцами для орехового варенья на
Шейтан-базар, что был на Майдане, мимо единственной в мире площади, где на одном
пятачке мирно соседствуют старинные тбилисские храмы: грузинский Сиони,
армянский Сурб Геворк, еврейская синагога и шиитская мечеть – символы нашего
генетического интернационализма. А затем, зажав в ладошках, полученные в награду
гату и чурчхелы, целыми днями бултыхались под водопадом в Ботаническом саду. А
потом была война и нам, довоенному поколению тридцатых, повезло больше наших
старших товарищей, ушедших на ту страшную Отечественную и не возвратившихся с
нее, проклятой, целыми классами. Затем была послевоенная голодная, но счастливая
юность, когда восприявшая после Великой победы страна жила одной большой семьей,
в которой все были равными среди равных и был «старикам везде у нас почет»,
потом была бесшабашная студенческая молодость, выпускные вечера и комсомольские
свадьбы, интереснейшая работа в дружных научных коллективах, и пошли дети, с
которыми пришлось пережить все с начала.
Академический театр им. Руставели Был в нашей жизни и негатив, когда
стараниями тогдашних партийных лидеров народ бросали из холодной войны в
оттепель, за которой опять наступало «похолодание», принесшее за собой «ветер
перемен» и печальной памяти перестройку, разрушившую когда-то великую страну,
провинциальными бездарями с сатанинскими отметинами в виде клякс на черепе и
недостающих пальцев на трясущихся от хронического похмелья клешнях. Народы взяли
власть в свои руки и разбрелись по своим родным степям и предгорьям строить
«новую и счастливую жизнь», разбрелись, не имея никаких навыков жизни на воле,
ибо изначально не были «рожденными свободными». Спустя двести лет после
последнего опустошительного нашествия на Тбилиси орд Ага-Магомед-хана, когда
весь тбилисский люд полег под ятаганами янычар, заслонив собой, как Саят-Нова,
двери своих храмов, мы пошли в 1991 году друг на друга и разрушили сердце
воспетого в веках родного города. К счастью, отрезвление пришло вовремя, и
нашими же руками город в короткое время был восстановлен в прежней красе. И как
в старые добрые времена шумит платанами красивейший в мире проспект Руставели,
на котором так уютно беседовать с друзьями у «Вод Лагидзе». Поседели мои
мальчики, «одних уж нет, а те далече», веселое тбилисское племя нынче щедро
разбавлено потоком заполонивших город беженцев с той братоубийственной войны.
Однако, и сегодня в пестрой толпе невозможно не отличить моих тбилисских
мальчиков, оставшихся верными своему городу детства – грека Вову Чагулова,
бывшего чемпиона Союза по боксу, а ныне заместителя председателя Союза греков
Тбилиси, русского Алика Герасимова, профессора и помощника президента страны по
межнациональным отношениям, тбилисца и армянина до мозга костей Мишу Татевосова,
президента Союза армян Тбилиси, мудрого как все евреи Натана Баазова, поэта и
переводчика своей общины. Будьте здоровы, мальчики и дай Бог нашим детям жить в
веселом и счастливом городе, каким он был в нашем далеком детстве. Гелари
Бакрадзе Академик Национальной и Военно-промышленной академий Грузии, академик
Метрологической академии РФ, кавалер Ордена Чести
|