Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

НЕРСЕС ОГАНЕСЯН CОРОК ПЯТЬ ЛЕТ В КИНОМАТОГРАФЕ

ПОЛЕТ  НАЧИНАЕТСЯ  С  ЗЕМЛИ. Именно так называется двухсерийный телефильм, отснятый кинорежиссером Нерсесом Оганесяном в 1979 году. Но речь сейчас не об этом фильме. С земли, с родной улицы и родного дома, с детства начинаются те непредсказуемые пути, которые выводят человека (если выводят!) в большую жизнь, в просторы творческого вдохновения, полета.

Нерсес Оганесян вместе с Екатериной Вагаршян в мастерской Мартироса Сарьяна

Детские годы Нерсеса  прошли в трудное послевоенное время. Но нет для него сейчас – и это так понятно! – дороже, счастливее тех далеких дней, проведенных в самом центре Еревана, в небольшом районе старого города, чудом сохранившемся, наверное, еще с XIX века. Узенькие улочки, маленькие домики, уютные дворики, полутемные, пахнущие сыростью проходы с низкими сводами – «даланы» (арками). И что самое главное для художника – люди. Какое богатство характеров многокрасочной человеческой палитры, сколько различных судеб, непохожих биографий – комических, а нередко и трагикомических!

Именно с тех пор Нерсес Оганесян - почувствовал в себе потребность вглядываться в лица людей, в их движения, запоминать особенности речи. А живого, животрепещущего материала, обладающего ни с чем не сравнимым обаянием подлинности, жизненности – сколько угодно на каждой улочке, в каждом дворике! Мальчик видел, подмечал, а потом и задумывался, отчего за смешными ссорами, потешными на первый взгляд драками скрываются зачастую очень грустные, трогательные человеческие истории. Или отчего самые драматические, порой возвышенные, полные пафоса слова вдруг оборачиваются всеобщим хохотом. Или как на старой, неухоженной по тем временам улочке, рядом с еще незалеченными ранами войны и  необратимым человеческим горем вдруг могло, как в сказке или сне, явиться ни с чем не сравнимое, непередаваемое словами ощущение первой любви…

Не здесь ли, не в этом ли районе, образованном пересечением улиц Тер-Габриеляна и Свердлова, истоки многих характеров, запечатленных позже Нерсесом Оганесяном в своих картинах – не только, кстати, в качестве режиссера, но и актера?

Хорен Абрамян, Нерсес Оганесян и Армен Джигарханян на отдыхе

Нет, не случайно, в фильме «Механика счастья», самое начало любви героев, их первое объяснение было перенесено именно туда, к небольшому домику на тихой предрассветной улочке…

Под знаком театра и кино прошли школьные годы Нерсеса Оганесяна.

Киностудия «Арменфильм» в ту пору находилась в самом центре старого Еревана, на улице Терьяна, в нескольких шагах от дома, в котором жил пятнадцатилетний Нерсес. И неудивительно, что шум, суета, яркий свет юпитеров и не менее яркие имена появляющихся на этой улице актеров и режиссеров обладали неодолимой притягательной силой, собирая на этом небольшом «пятачке» мальчишек со всей округи. Неудивительно также, что среди этой пестрой, галдящей и любопытствующей толпы в 1953 году постановщик фильма «Тайна горного озера» А.Роу заметил невысокого, но симпатичного, живого паренька с очень большими и очень выразительными голубыми глазами и пригласил его на главную роль энергичного, смелого мальчика по имени Камо. Скажем сразу же – с ролью он справился прекрасно, а картина, снятая по книге В.Ананяна «На берегу Севана», имела огромный успех.

Вслед за этой ролью последовали другие – уже на сцене театра им. Г.Сундукяна, в подлинной, неповторимой атмосфере высокого искусства, создаваемого такими актерами, как Рачия Нерсесян, Авет Аветисян, Давид Малян, Вагарш Вагаршян и др.

И потому, когда наступила пора выбирать профессию, у Нерсеса Оганесяна не было никаких сомнений – Ереванский театрально-художественный институт.

Именно такое начало «взрослой» биографии и позволяет некоторым считать, что Нерсесу Оганесяну все далось легко.

Но, как часто бывает в жизни, первые успехи оказались мимолетными, а трудности… Что и говорить – он до сих пор их преодолевает.

Нерсес Оганесян один из тех режиссеров, которые постигали азы своей профессии не только на студенческой скамье, но и в жизни, в живом творческом процессе. Он начал с самых простейших ее элементов и прошел весь многосложный путь от помощника режиссера до режиссера-постановщика высшей категории.

Он работал со многими режиссерами, на многих картинах, каждая из которых приносила с собой что-то новое, важное. Он впитывал в себя не только положительный опыт, успех, но и задумывался над причинами неудач.

Возможно, именно эта его способность анализировать, причем делать это объективно, нелицеприятно, даже в том случае, если речь шла и о трезвой оценке собственного положения в кино и перспективах на будущее, вплотную подводит его к необходимости стажировки в Москве, на центральной студии страны.

-«Мои» университеты, - говорит Нерсес Оганесян, - настоящее постижение не только буквы, но и духа кино, начались с первой минуты моего знакомства с Юлием Райзманом. Это было в 1966 году на картине «Твой современник».

Годы, проведенные с выдающимся мастером советского кино, дали ему как режиссеру, а если быть точнее, как человеку и художнику, очень многое.

Композитор Арно Бабаджанян, написавший музыку к пяти фильмам Н. Оганесяна

Кстати, любовь и уважение к Райзману, стремление понять и осмыслить его творческую лабораторию, сущность его характера и дарования нашли отражение в короткометражной документальной ленте «На съемках у Райзмана» – «пробе пера» Оганесяна, сделанной во время стажировки.

Большая удача Н. Оганесяна пришла вместе с кинофильмом «Невестой с Севера». И так как удача действительно была безоговорочной, всепризнанной (фильм-то телевизионный) и, как показала жизнь, не временной, сиюминутной, - картина и сегодня смотрится с интересом.

Теперь самое время коснуться и трех других работ Оганесяна, предшествующих «Невесте…», обладающих целым рядом любопытных особенностей и во многом предвосхитивших и подготовивших ее успех.

Первая из них – документальная короткометражка «Осторожно, живность!» (1969 г.), кстати, до сих пор не забытая телевидением. Это – довольно подробный рассказ о том, как привезенного в город слона переправляют в зоопарк.

Другая картина, тоже короткометражная, но уже игровая – «Фанос-неудачник» (1970 г.), снятая по одноименной сказке Ованнеса Туманяна. Итак, впервые классика, впервые народные характеры и …впервые встреча с признанным сегодня драматургом Жорой Арутюняном, мастером емкого, остроумного диалога и неожиданных комедийных ситуаций. Встреча, перешедшая впоследствии в плодотворный творческий союз. Несомненной удачей молодого режиссера сказалась, также картина «Встреча на выставке» (1971г.). Кстати, в этой короткометражной художественной ленте впервые затронута тема геноцида в армянском кино. 

Уже в первых работах Нерсеса Оганесяна  можно было разглядеть такие особенности его творчества, как эмоциональность, достоверность атмосферы и характеров, органичное сочетание драматических элементов с комическими, нескрываемую авторскую симпатию к простым людям, добрый, зачастую сопровождаемый улыбкой, взгляд на их житейские дела и человеческие странности.

Переходя от «малого» кино к «большому», Н.Оганесян не растерял ни своих пристрастий, ни принципов, ни вкусов (а ведь так, к сожалению, бывает порой), он подтвердил их своей новой работой.

«Невесте с Севера» суждено было стать в биографии режиссера важнейшей вехой, взлетом, подготовленным годами земных трудов. Картина, вобрав в себя весь его предыдущий опыт, все грани таланта, осветила их ярким светом всеобщего признания.

Поистине удивительна судьба этой картины, феноменальна ее популярность. Она народна в самом полном, глубоком смысле этого слова: ведь смотрится она с удовольствием и по сей день.

Тема человеческого взаимопонимания, преодоления психологических, нравственных преград, утверждение непреходящих духовных ценностей, зазвучавшая в полную силу в картине «Невеста с Севера», с тех пор становится лейтмотивом творчества Нерсеса Оганесяна. В этом легко убедиться – достаточно назвать все последующие его работы: «Приехали на конкурс повара», «Полет начинается с земли», «Механика счастья» (последняя отмечена Государственной премией республики), «Чужие игры».

Если бы Нерсес Оганесян не снял ни одного фильма, но сыграл бы в кино только те, пусть не большие, но удивительно емкие и яркие роли, зритель бы все равно запомнил его. Потому что сделано это по-настоящему талантливо.

Актерское дарование Оганесяна совершенно очевидно выходит за рамки вспомогательного средства режиссерской работы с актером. Он – актер настоящий, а это, как говорится, «от бога». Достаточно вспомнить хотя бы его роли в фильмах «Живите долго», «Командировка в санаторий», «Крупный выигрыш».

«Радость человеческого общения для меня самая большая из всех радостей», - эту мысль Антуана де Сент-Экзюпери часто любит повторять Нерсес Оганесян. И для него это - мировоззрение, проявление его человеческой сущности. Именно так живет и работает режиссер. Теперь уже в Москве. Как считает он сам, кинематограф – профессия, не знающая географических или национальных границ. Неважно, где снимает кино тот или иной режиссер. Важно лишь то, что у него в душе, то, о чем он хотел бы поведать миру.

Судя по тому, что сделано Нерсесом Оганесяном за время пребывания в Москве, кстати, городе его кинематографической юности, ему есть, о чем рассказать, чем поделиться со зрителем.

На киностудии «Мосфильм», начав с документального фильма, посвященного памяти своего учителя, выдающегося режиссера Юлия Райзмана («Долголетие»), он снял еще два – о Михаиле Калатозове и Иване Пырьеве. Создав тем самым триптих, без сомнения, занявший  особое место в современном российском документальном кино. Стоит заметить, что фильм «Михаил Калатозов. Путь к себе» был удостоен Большой бронзовой медали братьев Люмьер на Международном кинофестивале фильмов об искусстве.

Успешными оказались и две последующие работы Н. Оганесяна – художественные телефильмы «Игра в джин» и «Последняя лента Креппа», отмеченные стильной, элегантной режиссурой и блестящим исполнением главных ролей Арменом Джигарханяном.

Круг творческих интересов и пристрастий Нерсеса Оганесяна всегда отличался широтой,  масштабностью и многообразием. Он руководил творческим объединением к/с «Арменфильм», являлся художественным руководителем и главным редактором сатирического киноальманаха «Бумеранг», членом правлений киностудии и Союза кинематографистов Армении и т.д. Все это совмещая преподавательской деятельностью. Он – профессор кафедры факультета Армянского педагогического института. Его беспокойная натура, как и в прежние годы, находится в постоянном движении и развитии. Тема, над которой он работает сегодня, волновала его давно. Но, как это часто бывает в кино, для рождения фильма потребовалось совпадение многих составляющих.

Идея режиссера о создании фильма, посвященного Дому Лазаревых, Лазаревскому институту восточных языков, получила поддержку со стороны руководства Союза армян России, и картина под символическим названием «Армянский переулок, 2» в настоящее время находится в производстве.

…Так работает, а точнее, живет в кино вот уже сорок пять лет Нерсес Оганесян, лауреат Государственной премии Армении, заслуженный деятель искусств, профессор – человек, крепко стоящий на земле, но никогда не забывающий о небе…

Эверт Паязат, киносценарист.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении