Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Память, опрокинутая в будущее

В 2001 году Армения отмечает 1700-летие принятия христианства государственной религией - событие мирового масштаба, предмет гордости любого армянина. Станет ли этот великий юбилей порогом нашего будущего, или им  окажется наше прошлое? Вопрос не праздный, так как признаки  упадка современного армянского общества налицо. В республике происходят разрушительные процессы: размывается основная составляющая страны и государства – Народ.

ИСХОД

Уже более десяти лет продолжается массовый исход армян не с чужой земли, а с территории собственного государства. Его реальные масштабы, замалчиваемые официальными властями Армении, сравнимы с демографической катастрофой. По разным оценкам за последние 10-12 лет из трех с половиной миллионов жителей Армении примерно одна треть выехала  и превратилась, по сути дела, в беженцев из собственной страны.

Приверженность демократическим ценностям и рыночным отношениям декларирует сегодня почти каждый армянский политик. На деле демократия для граждан Армении трансформировалась не более чем в возможность идти на все четыре стороны, когда тебя “послали”. Официальный Eреван  интересуется лишь молодыми ребятами, скрывающимися от службы в армии по всему СНГ. Что касается остальных, то в условиях безработицы властям даже  выгодно сокращение лишних в республике ртов: никаких тебе социальных расходов и обязательств по созданию новых рабочих мест, люди зарабатывают за границей и присылают какие-то деньги оставшимся родственникам.

Народ, давший миру Григора Нарекаци, потерял способность каяться. Мы хронически больны духом и поэтому все реже достаем для чтения его святую книгу из-под подушки.

Мы стали свидетелями печального факта: за рубежами республики образовалась миллионная, если не больше, армия граждан Армении, обреченная на многолетнее, а может быть и пожизненное неучастие в экономической, политической и общественной жизни собственной страны. Задумывается ли армянское правительство над тем, какой страной оно будет  управлять лет через десять– государством без граждан? Ведь с одной стороны, собственные граждане “выдавливаются” из страны, а с другой - диаспоре отказывают в праве на двойное гражданство, чтобы, не дай Бог, никто из “чужаков” не претендовал на  самые  высокие руководящие  посты  в  Армении  или,  того  хуже,  под

носом у “исконных” армян не скупил земли  и  недвижимость.

Таким образом, государственные структуры Армении превратились по сути дела в барьер между народом и его родиной. В этих условиях необходимо безо всяких проволочек принять  универсальный  “Закон  о двойном гражданстве”, по  которому любой армянин, исключая преступников, после несложных   процедур   может  стать  полноправным   гражданином   Армении.   Только таким   образом  можно  привлечь к возрождению страны не отдельных энтузиастов и богачей-одиночек, а всю армянскую диаспору.

Очевидно, что каждый новый гражданин приобретет не только права, но и обязательства перед родиной, граждане которой в течение долгого времени ценой больших усилий создавали и приумножали материальные и духовные  богатства страны. Если каждый желающий стать гражданином Республики Армения , а  таковых

по  всему  миру  окажется  немало,  внесет  определенный  денежный    взнос,   то  могут

образоваться немалые суммы (необходимы детальные расчеты). Эти деньги должны накапливаться на защищенных от произвола чиновников неправительственных счетах, не облагаться налогами и под строгим контролем общественности расходоваться на определенные экономические, социальные и образовательные программы. Во время празднования 1700-летия можно  было  бы  объявить  о  начале  специальных мероприятий по предоставлению первым 1700  армянам мира гражданства Республики Армения.

Пока мы обсуждаем различные варианты закона о двойном гражданстве, численность населения республики приближается к критически допустимому минимальному уровню. На этом угрожающем рубеже начинаются необратимые процессы: падает рождаемость, сокращается воспроизводство трудоспособного населения, быстро хиреет экономика и образуются территориальные пустоты. В данной ситуации впору думать не только об узаконивании двойного гражданства, но и об объявлении без всяких предварительных условий  всех армян мира потенциальными гражданами Армении. Нас очень мало и  родина слишком опустела для того, чтобы дифференцировать армян еще и по признаку гражданства. Пусть каждый армянин знает, что родина его ждет, а это уже немало.

У  НАС  БУДЕТ  ХЛЕБ,  КОГДА  МЫ  ВЕРНЕМСЯ  К  БОГУ

“Начало, корень, и утверждение всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы все, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога” – не в этих ли мыслях великого Гоголя сконцентрирована первопричина бед любого из нас? Христос в системе ценностей современного армянина занимает далеко не первое место. Мы гораздо больше любим своих близких, ценим материальное благополучие и деньги, власть и почет, потворствуем собственным амбициям. Мысли о Боге посещают нас в редкие промежутки между лихорадочными подсчетами прибылей и потерь. В церкви основная масса армян машинально ставит свечи за здравие или упокой и просит у Бога, как у золотой рыбки, удачи в делах.

А что же сами служители веры? Тяжелый вопрос для того, кто любит церковь. Справедливости  ради необходимо сказать, что в последние годы строится и реставрируется много храмов, возрождается паства. В нынешнем хаосе общественных взаимоотношений в Армении, когда народ не верит ни правительству, ни оппозиции, церковь постепенно становится все большим оплотом веры, источником силы народа. Но, к сожалению, далеко не все наши священники являются жертвенными радетелями веры. Иные из них, надев поверх сутаны ордена, ввязываются в политические игры, не имеющие никакого отношения к религии, и даже подстрекают паству к расколу.

70 лет религиозного конформизма и разрушения “храма в душах” привели в итоге к излишне панибратским, нетребовательным, а зачастую рациональным отношениям священнослужителей и паствы. Редкий прихожанин испытывает душевный трепет перед пастырем. Сегодняшний армянин не приучен к общению с Богом через священника и в то же время не обладает достаточной религиозной культурой для прямого диалога с Христом. Так сложилось, что в нашей церкви допустима общая исповедь и отпущение грехов. Для армянского священника просьба человека об индивидуальной исповеди – большая редкость. Народ, давший миру Григора Нарекаци, потерял способность каяться. Мы хронически больны духом и поэтому все реже достаем для чтения его святую книгу из-под подушки.** При сильно                     воспаленном разуме душа сегодняшнего армянина пребывает в летаргическом сне. Неужели мы меньше нагрешили, если нам неведомо чувство собственной вины,   переполнявшее   душу  и разум   гениального  Григора?

 На протяжении веков армян так много преследовали и притесняли, что мы перестали замечать собственные ошибки и признавать за собой вину в чем  бы то ни было. Эта «снисходительность» к себе развивает нравственную близорукость, что  в,  свою   очередь,   неизбежно    приводит  к        ошибочным    жизненным     и    духовным установкам. Имеем ли мы право считать себя наследниками учения Христа, если, нарушая    библейскую     заповедь    “Не убий!”,    расстреливаем    свой    парламент   и правительство? Полагаю, что все наши великие предки содрогнулись в гробах от деяний   варваров, избравших насилие средством достижения истины.  С почетом похоронив погибших и  выполнив  все  полагающиеся ритуалы, мы в основном сосредоточились на вопросе “Кто?”, а не “Почему?”. Анализируя причины преступления, мы побоялись заглянуть в собственные безбожные души и  обнаружить, что источник этого зла очень давно зрел в каждом из нас. Одурманенные кажущейся безнаказанностью, мы долго и много грешили, не осознавая живительной силы Покаяния и  Очищения и, наконец, преступили грань дозволенного.

Тяжелые   времена,    наложенные    на     “неизъяснимое    отвращение    армян   к метафизике” (О. Мандельштам), породили общую кощунственную установку безбожного  большинства: “Это не мы забыли Бога, а он отвернулся от нас”. Господи! Прости нас. Не ведаем, что творим. Мы не любим Тебя, мы Тебя иногда боимся!

УЗОК   АРМЯНИН,  Я  БЫ  ЕГО  РАСШИРИЛ

“Широк русский человек, я бы его сузил” – говорил Ф.Достоевский. Относительно армян, перефразируя великого писателя можно сказать –“Узок армянин, я бы его расширил”.

Современная история нашего народа представляется мне как серия «упущенных шансов». Как   это   ни   печально,   но   со   времени    геноцида   1915   года    весь    мир одновременно   еще  раз «заговорил»  с  Арменией   после Спитакского землетрясения   1988   года.   На   небольшой  промежуток   времени   у   нашей   страны сложились уникальные взаимоотношения практически со всем миром. Парадоксально, но именно во время этой страшной трагедии у армян возникла беспрецедентная возможность осознать свое место в современной мировой системе координат, ощутить себя частью единого целого. Волею несчастной судьбы нам представился уникальный случай вписать весь свой веками накопленный потенциал во взаимодействие с остальным миром, открыть двери современным технологиям, новейшим методам управления и образования. К сожалению, мы этот шанс упустили и не без помощи тогдашнего центра захлопнули широко открывшуюся дверь.

Казалось бы, вечное стремление к утерянным армянским землям должно было породить в народе способность к превращению в “оазис” хотя бы  той территории, которая у него осталась. Вместо того чтобы впитать, сохранить и приумножить всю оказываемую помощь, мы как классические временщики ее растранжирили, растеряв даже то, что имели раньше. И абсолютно никакого значения не имеет тот факт, что часть помощи исчезала уже в Москве - в конечном счете она бы “испарилась”  в Ереване.

Наверно, со дня изобретения армянской письменности мы к месту, и не к месту твердим о совершенстве армянского алфавита, много говорим о нашей уникальной культуре и  древней вере. Все это так, однако, машинальная констатация  этих и многих других истин приводит к негативным и очень опасным в условиях современного мира результатам. У народа появляется “чувство сильного утомления” от уже содеянного, притупляются стимулы к дальнейшему творчеству. Стереотипная “пробуксовка мысли”, в свою очередь, порождает кичливую самодостаточность: де армяне все на своем веку уже придумали, осчастливили человечество и могут прилечь отдохнуть.

По способностям адаптироваться к жизни вне родины армяне могут  поспорить с любой нацией. Происходит это благодаря врожденным навыкам : не забывать свое и органично впитывать чужое по формуле “и – и”. Именно в процессе решения проблем “и – и”  армяне в большинстве случаев полностью раскрываются и добиваются  наибольших успехов – примеры, думаю, не требуются. На своей же земле мы, к несчастью, почти всегда решаем дилемму “или – или”.  Например, свободно владея русским языком, мы превратили его в иностранный,  резко сократив  возможности армян через огромное количество русской литературы хотя бы продержаться на прежнем уровне образования и профессиональной подготовки. Наши премьер-министры возят с собой в Москву переводчиков с русского, а Азербайджан  между тем построил в Москве общежитие для своих студентов и аспирантов. Слава Богу,  сейчас мы одумались и поняли, что нельзя изолировать Армению от межнационального языка общения, по крайней мере, на одной шестой части суши. 

Почему мы, веками так гибко приспосабливающиеся к нормам жизни других народов, не можем найти общего языка даже с единокровными собратьями? Ответ найти непросто, но совершенно очевидно, что на своей земле мы полностью теряем толерантность,  становясь нетерпимыми  даже   к   соотечественникам  из  Карабаха  за

которых проливали кровь. К некорректным политическим спорам в обществе добавились темы внутринациональной разборки: “или ереванцы - или карабахцы”.

Тем временем бурное развитие информационного общества, современных технологий во всех областях деятельности ведут к формированию так называемой “полицентрической модели общества”, в которой исключается существование одного за счет другого. Просвещенное человечество все больше убеждается в пагубности одномерного мышления, разделяющего Целое на части. Когда же мы поймем, что дилемма  “или - или” разрушает целостность нашего мышления, раздирает все в нашем сознание на две, борющиеся между собой половины, мешает осознать, что у человечества в ХХI веке нет альтернативы единению, причем единению в разнообразии, иначе - паралич и гибель.

Как далеки от этой модели развития Армения, Азербайджан и Грузия. Народы Южного Кавказа не осознают себя частью Целого и,  сосредоточенные в основном на взаимных претензиях и локальных болячках, упускают из виду более масштабные задачи, без разрешения которых весь регион через 20-30 лет останется на задворках мировой цивилизации. Начало третьего тысячелетия – это знак свыше для поиска новых политических рецептов, в частности,   методом  гипотетического  ”вывода  за  скобки”  болевых  точек региона и сосредоточения   на       возможных       направлениях долгосрочного экономического, научного, экологического, культурного и другого сотрудничества.

Мы дожили до удивительных времен, к примеру, до беспрецедентного молебна Папы Иоанна Павла 11 в мусульманской Сирии. Поистине мудрые руководители, прежде всего, должны помочь своим народам осознать единство совместных задач во взаимозависимом многоликом мире, а не становиться заложниками националистических идей, всегда ведущих в никуда. Быть может, путь от общего к частному, а не наоборот поможет в дальнейшем сгладить конфликты и цивилизованно залечить старые раны.

АЛИШАН

Я верю, что мы полноценно впишемся в ХХ1 век,  если  на  рубеже  Х1Х  и  ХХ  веков в  нашем  народе  существовал  феномен  Гевонда Алишана.  Этот  мхитаристский монах с острова Святого Лазаря в Венеции фактически создал механическую поисковую систему, похожую на Интернет. Он рассылал тысячи разнообразных запросов людям в различных районах Армении с просьбой написать ему о природе, народных обычаях, архитектуре, легендах, песнях и т.д. Получая ответы, обрабатывал их и писал книги об армянских землях с такой точностью, с какой эту местность не знали  даже ее жители. Говорят, он знал все надписи на каждой описываемой им церкви. Сам Алишан ни разу за свою долгую жизнь  не был в Армении  и только силой своего воображения создал четыре (а должно было быть 22) бессмертных тома о ней.

Алишан

У армян  на протяжении многих веков невольно развивались способности к виртуальному сознанию и воображению. Возьмите хотя бы живущие в памяти народа недосягаемые  образы потерянных земель:  гора Арарат, озеро Ван, город Ани  и многое другое. И крик знаменитого Крунка (журавля) из песни может стать сегодня  компьютерным «кликом», при помощи  которого мы должны собрать мелкие островки армянской жизни по всей земле. Чтобы не затеряться в мировых процессах глобализации, Армения должна провести параллельную мини-глобализацию на национальном уровне, объединяя на общем портале (допустим, с названием «АЛИШАН») информацию с армянских и неармянских веб-сайтов всего мира. Возможно, на этой базе со временем будет сформирован многоуровневый информационный банк данных «Армения и Мир». Быть может эта «виртуальная страна-Армения», созданная объединенными усилиями интеллектуальной элиты армянского народа, сможет стать моделью реально Армянского государства в новом веке. Можно только удивляться, но подобное в истории нашего народа уже было. Свод законов будущего армянского государства Мхитара Гоша, мечтавшего о восстановлении армянского царства, был создан в 1184 году, то есть на 14 лет раньше миропомазания первого царя армянского Киликийского государства Левона 1 в 1198 году.

Все это - завтра, а сегодня для армян очень важно всем миром начать и довести до ума некую первоначальную общенациональную интернет-программу, которая позволит заложить базу коммуникационной инфраструктуры для последующих более технологичных проектов. Какая исходная объединяющая идея может «пронзить»  скептическое, воспаленное сегодняшними невзгодами замкнутое сознание армян (ведь каждый из нас – это «вещь в себе») и подвигнуть к активным совместным действиям как большинство нашего народа, так и пока разрозненную интеллектуальную элиту? В ходе реализации какого общенационального проекта с использованием высоких технологий можно добиться многостороннего эффекта – выполнить сам проект и одновременно существенно сплотить народ, повысить технический, технологический, образовательный и интеллектуальный уровень развития нации? Эта  идея, к сожалению, печальная, но очень важная – идея персонифицированного увековечения памяти жертв геноцида армянского народа 1876 – 1923 гг.

Память о жертвах геноцида для всех армян священна, но в некотором смысле обща и абстрактна. Когда мы говорим о полутора миллионах убитых, мы их за редким исключением не персонифицируем, тем самым превращая проблему в какой-то степени в вопрос статистический. Евреям удалось придать холокосту общепризнанное, международное звучание, в том числе и потому, что жертвы этой страшной трагедии  были частично  персонифицированы. Пока еще сохранились небольшие возможности, необходимо приложить  усилия для восстановления и сосредоточения в одном святом месте максимального количества имен погибших: через родственников, через списки и документы, имеющиеся в армянских общинах, храмах, культурных и научных центрах во всем мире.

Проект нужно осуществить с напором, без лишних стенаний, ни в коем случае не делая упора на количественную сторону дела.  Конечно, нет никакой надежды на то, что будут востановлены имена хотя бы большинства погибших, так как даже со времени геноцида 1915 года прошло 86 лет, и о многих армянских семьях, уничтоженных на корню, некому было вспомнить уже тогда. Вместе с тем не нужно бояться очередных спекуляций по поводу количества жертв: восстановим столько имен, сколько сможем. Работа над данным проектом будет трудной и кропотливой, потребует максимальной организованности и добросовестности. Поэтому хотелось бы, чтобы с самого начала она была благословлена Армянской Апостольской Церковью.

На основе государственных решений периодически пополняемые списки убиенных и без вести пропавших должны ежегодно 24 апреля под массовый молебен и поминание захораниваться в специальных капсулах в Мемориальном комплексе  жертв геноцида в Ереване. Параллельно может издаваться постоянно пополняемая книга памяти. И это будет уже не абстрактная сухая статистика, а стремление “вырвать” из забвения память о каждой оборванной в те страшные времена человеческой жизни, ибо, как известно, мы сами часть тех, кого потеряли..

Выдвигая данный проект, автор пока не касается общественно-политических аспектов проблемы, что является предметом особого разговора. Однако, искупительные жертвы наших предков приобретут новый смысл, если мы сумеем превратить эти трагические страницы нашей истории, в том числе и в мощные катализаторы для вхождения нынешнего молодого поколения армян в современный высокотехнологичный мир.

ХХ1  ВЕК:  ИСХОД  ИЛИ  ВОЗВРАЩЕНИЕ?

Полагаю, что историческое и культурное наследие Армении сейчас  как  никогда

нуждается в основательном переосмыслении с экстраполяцией в будущее. Мы это наследие слишком “заземлили” в силу того же “отвращения к метафизике”. Я уверен, что в  нашей древней истории закодировано еще не разгаданное будущее армянского народа, – надеюсь, счастливое. Историю Армении необходимо попытаться «зеркально опрокинуть» в нынешний  век глобализации и высоких информационных технологий. Мы должны беспристрастно, “против шерсти” прокрутить ленту истории назад, и, просмотрев каждый ее кадр, найти точки опоры для продвижения вперед.

1700  лет  борьбы   за   христианскую    веру    в    преимущественно    агрессивной

окружающей среде достойны самого большого уважения и международного признания. Быть может, этот великий юбилей может стать началом выработки новой национальной идеи, в основу которой, вопреки сегодняшнему   исходу, должна лечь  комплексная многоуровневая “Программа Возвращения” (название условное). Решение любого большого или малого вопроса в сегодняшней Армении наталкивается на проблему Возвращения, которую автор понимает не только как возвращение граждан  на родину, но и как проблему привлечения в Армению  утраченных и новых духовных и материальных  ресурсов. Привлечение инвестиций, новые  рабочие места, двойное гражданство, помощь диаспоры, интернет-проекты и многое другое – все это вопросы Возвращения. И, наконец, стремление к покаянию – это  Возвращение к Христу. Пропитать помыслы и действия каждого армянина идеей Возвращения – вот национальная идея, противостоящая устремлениям отщипнуть свой кусок от общего пирога и разбежаться.

Надо полагать, что 1700 лет назад царь  Армении  Трдат 111 при   избавлении    от “свиной   болезни”*** и принятии христианства покаялся за свои грехи. А хватит ли сегодня  духу у наших правителей   покаяться  перед своим народом и, взяв на себя ответственность, публично  осудить  пущенный ими на самотек процесс исхода. Если пока нет возможности исправить положение,  то  хотя  бы повиниться  за  разъединение  семей,  потерянные  на  родине  работу, дома, здоровье, социальное обеспечение.

Предвижу, что эта  статья не понравится части моего народа, который на рубеже веков споткнулся о свои камни и с огромным трудом пытается удержать равновесие. К  сожалению,   перед   сегодняшней   Арменией  встали задачи не менее судьбоносные, чем  Карабах   и   международное   признание    геноцида - речь идет о выживании самой страны и государства. Цена этой проблемы гораздо выше сиюминутной политической борьбы всех против всех, она достойна даже декларации бессрочного политического перемирия в Армении. Поэтому прошу воспринимать все написанное только как попытку “здоровой провокации” к дискуссии: есть ли у нашей страны и народа шанс полноценно вписаться в новое тысячелетие?

*Полный текст статьи будет опубликован в десятом номере журнала “Дружба народов” за 2001 год.

**“Книга скорбных песнопений” Г. Нарекаци считается армянами исцеляющей душу и тело человека.  Ее подкладывают под голову больному.

***Психическое заболевание царя после убийства христианских дев в народе называли “свиной болезнью”.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении