Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Не свои, и не чужие

Я не читал первую статью Юлии Калининой «Покорение Кавказом». Услышал о ней на чествовании хорошего, заслуженного человека, кстати, тоже выходца из Кавказа. В тот вечер множество людей разных национальностей, в том числе русские, евреи, украинцы, грузины, азербайджанцы чувствовали себя близкими, нужными друг другу.

Адвокат Симон Цатурян

Это было в лучших традициях тех старых добрых времен, как говорится, вполне в духе интернационализма, когда человек был горд своей принадлежностью и к своему народу, и к единому государству. Но оказывается, мы теперь не просто размежевались, а успели даже покорить друг друга. И не единожды. Сначала одни других, затем наоборот. И пошло- поехало: «покорение-1», « покорение-2»… Ну как в бразильском сериале.

Но вернемся к юбиляру и его друзьям. Среди них были известные деятели науки и искусства, депутаты разных уровней, представители той самой, так не полюбившейся Калининой власти. Одним словом, те, кого хорошо знают в лицо. Был даже один высокочтимый слуга Божий, который освятил праздничный стол, сопутственно проповедуя общечеловеческие ценности.

И вот тут, когда один из выступающих, русский по национальности,  упомянул эту, как он выразился, «грязную» статью, по рядам присутствующих пошло легкое брожение. Было видно, что многие еще не читали эту статью, так что не было возмущения, накала страстей или взрыва. Это я о фразе, с  которой начинается опус Калининой: «Выходцы с Кавказа – это заминированное поле». Народ – то собрался образованный, интеллигентный —  без всяких националистических предрассудков. Точку поставил сам выступающий, который предложил просто «плюнуть» на газетные инсинуации, которые не в состоянии рассорить настоящих друзей.

Вечер не был испорчен, но неприятный осадок все же остался.

Вскоре я прочел обе эти статьи и задался вопросом: а задумывалась ли  Калинина, явно в пафосе (сильный жар ощущается с первых строк) творившая это произведение, что не все же кавказцы состоят из одних только «торгашей»? Что среди них, частью представленных и на том званом вечере, очень много тех, кто приумножает  достояние России, обогащает ее искусство,  работают на оборону, экономику страны и т.д. И предки их делали то же самое много веков подряд. Со времен …покорения Кавказа. О них, выходцах разных времен, прославивших Россию на полях сражений и в мирной жизни, в статье ни единого слова. Потому что ни то и не там искала Калинина. Вот если бы она ходила на концерты Тамары Гварцители, на танцы  Махмуда  Эсамбаева или в театр  Джигарханяна… Ну, как говорится, каждому свое. И радения ее вовсе не о Москве и москвичах. Задача поставлена другая. Но об этом позже.

Конечно, тут могут возразить, что, дескать, речь не о них. Мы их знаем, чтим, может, даже любим. Тогда что делать с оскорблением национальных чувств,  одинаково дорогих всем: и тем, что на рынке, и тем, что вне его. Здесь  равнодушных, нейтральных нет и не может быть. Даже среди тех, кто давно живет в Москве и родного языка своего не знает, ибо напомнит ему об этом его кровь, не «горячая кавказская», а настоящая - та, которая содержит гены, вложенные в нее Господом Богом. И никому, в том числе  Калининой, это  уже не подвластно. Как и география с историей вместе взятые.

В ее статье все в одной куче: и Северный Кавказ, и Предкавказье, и Закавказье. Так вот, если речь идет, пользуясь терминологией Калининой, о покорении или завоевании Закавказья,  тут все обстояло несколько иначе.  Во-первых, начнем с того, что и в настоящее время есть республики, желающие «покориться» России, соединиться с ней в едином союзе. Народ Армении, в частности, подтвердил это на своем референдуме. Во-вторых, это закавказские народы - грузины, армяне и другие сами «покорились» русским, спасаясь от многовекового персидско-турецкого ига.  Россия стала не завоевательницей, а заступницей христианских народов. При этом они просились на это давно, еще со времен Петра I. А затем верой и правдой служили Российскому престолу  (кстати, трон был подарен русскому царю  «предприимчивыми» армянскими купцами Астрахани).

И русский народ до недавних пор они называли не иначе как старший брат. Ну что поделать, если этот старший брат  не совсем обдуманно отпустил «младших» на все четыре стороны, и теперь или вообще не хочет принять «блудных» сыновей или братьев, или  устами известной журналистки определяет для них какую-то нишу в  огромной России. Нет, извиняюсь, о России она речь не ведет, только о Москве. Ниша -  в Москве.

В этой самой нише Калинина хотела бы видеть людей по одному признаку — фамилия человека в паспорте или на конверте адресата, пришедшем в «Московский комсомолец»,  по которым, по утверждению автора, и определялась позиция каждого, кто откликнулся на ее статью. Не важно, Арутюнов или Арутюнян из новых или старых москвичей - они одинаково скверно воспримут ее выступление. А таких инородцев и иноверцев со времен царя Гороха очень немало в Москве и по всей России.

Когда их спрашивают,  из каких они, одни отвечают: московского разлива, другие — российского. И не было раньше «нездоровых и антагонистических отношений». Да и есть ли они вообще по большому счету? Или это плод журналистской выдумки, рассчитанной на сиюминутный эффект? С давних пор в российской столице были диаспоры многих народов. И поныне на слуху Большая, Малая Грузинская улицы, Армянский переулок на Китай-городе. Миграция была всегда. История помнит даже Великую миграцию народов. И в настоящее время она в силу определенных обстоятельств происходит достаточно интенсивно. Одни переезжают с Юга на Север, другие отсюда подаются на Запад. Как говорит Калинина «в поисках клюва». Почему же проблема переселенцев муссируется именно сейчас, самым неблаговидным образом связывая это с выходцами из Кавказа? Почему беззастенчиво отождествляются два совершенно разных понятия «миграция» и «интервенция»? Ответ в самом подходе автора к проблеме, подчеркнуто резком, даже грубом стиле изложения: «писать», «хамить», «наглеть» и так далее, в выдуманных фактах, вольной трактовке их - в скандальной направленности  статьи. В горячем стремлении своем она не пощадила даже собственных сограждан, награждая и их недостойными эпитетами. Так ради чего, для кого она была написана?

Действительно, не надо зарывать голову в песок и делать вид, что такого рода публикации рождаются на пустом месте и носят чисто творческий характер. Они вполне вписываются в те же самые рыночные отношения. Если они направлены против кого-то или чего-то, естественно, возникает вопрос: в чьих интересах это делается, и на чью мельницу льет воду  Калинина? Ответ однозначный. Это есть опробованный способ отвлечения общественного мнения. Своего рода Троянский конь, начиненный конкретным содержанием. Вот пока все это выплескивается на голову кому-то, кто-то сильно потирает руки. Пусть ищут изгоев, пусть выискивают свои недосчитавшиеся копейки по рынкам Москвы у «предприимчивых кавказцев», которым можно приписать все мыслимые и немыслимые беды, а в это самое время сотрясений, как из кратера вулкана с бульканьем выходит золотая лава. И течет она у их ног по проторенному руслу до Швейцарских Альп и дальше…

Феномен термина «лицо кавказской национальности»… Стоит только его произнести и сколько негатива сразу вспыхивает. Главное, чтобы было «лицо», так себе – третье, а прилипать к нему можно кого хочешь. И получится отменное нарицательное, со всеми вытекающими последствиями. Так кто же его придумал или переиначил? Раньше  так говорили, но это было не о них.

Я далек от мысли отрицать все те недостатки, которые имеются в среде кавказцев. Изнутри они высвечиваются даже еще ярче. Они имеются у любого народа: чуть в больших  или в меньших проявлениях. От этого никуда не денешься. Как говорится, семья не без урода. Но нельзя всех и вся судить одинаково. И тем более составлять специальный «список претензий к выходцам с Кавказа». Список Калининой…

Перо у нее, безусловно, «острое». Но им можно и больно ранить человека. Народ. Много народов. Нельзя этим самым пером ковырять в чреве народов, разделяя их на русских и нерусских, своих и чужих. Спросила ли она у казаха, еврея или татарина, а согласны ли они быть «безусловно или наиболее русскими»? Никого не пощадила она. Всем досталось по заслугам. Из нерусских больше всего повезло украинцам. Они легко отделались. Оказывается, они всего лишь «не вполне русские». Так себе – середнячки. И даже Киевская Русь им не помогла. Но и конечно, больше всех досталось кавказцам. Видите ли, они просто «категорически нерусские».

Такая вот история. Сам Господь такое бы себе не позволил, мазками которого мы по-разному и сотворены: по облику и цвету лица , со своими достоинствами и недостатками. И все мы перед Ним равны!

Все забыто, все отброшено прочь в этой маразматической картине: и общая история, и победа в годы Великой Отечественной войны, достигнутая ценой жизни миллионов погибших сограждан одной страны. Как можно все это назвать? Кощунством и богохульством,- да и только.

В порыве патетического экстремизма она называет одни народы «внутренними врагами», другие «продажными», а третьи – еще кем-то. Черные тона у нее настолько искусственно сгущены, что, оказывается, Москва не то что по всеобщему мнению преобразовывается, а наоборот, находится на гране полного распада от нашествия кавказцев, а городские чиновники только тем и заняты, что собирают взятки с «непотопляемых кавказцев» и пропускают их со своими верблюдами, гаремами через игольное ушко, пройдя через которое, они затем «делают деньги из воздуха». Волосы дыбом становятся, читая подобное на страницах прессы. Это просто «газетное светопредставление». Такое невозможно представить ни в одной европейской стране, к опыту в миграционном вопросе которых обращается Калинина. За такие публикации там мигом закроют эту самую газету, а автора подвергнут анафеме.

Рой мыслей – вот что остается от Калининой. И беспокойство тоже. Хочется сказать многое, но ограничусь лишь заповедью Библии:

не судите, да не судимы будете.

Не знаю, откуда черпала материал для своей статьи Каланина, по каким таким наблюдениям или высказываниям она делала свои выводы, но мы привыкли чтить землю, где живем,  хлеб, который едим. Это и по-людски, и по-божески.

Кстати,  слово-то «покорность» из названия статьи – библейское. Жаль, что автор исповедовала отнюдь не христианские заповеди. Никто никого не покорял, а если уж кто-то кого-то и собирался покорять, так это автор пресловутой статьи в попытке воздействия на обывателя с целью вызвать самые низменные чувства под благовидным покровом патриотических интересов. Любой ценой поднять шум, оказаться в эпицентре внимания. Рядом всегда найдется кому встать…  Что за всем этим – догадаться не трудно.

Но местнического патриотизма не бывает. По Далю патриот– любитель Отечества, ревнитель о благе его. Но о Калининой этого не скажешь. Она бросила в море такой камень, от которого поднимаются волны, способные достигнуть любых берегов.

От кавказкой или иной предприимчивости не надо избавляться или спасаться. И тем более не нужно призывать к этому воистину по-христиански терпимых  и доброжелательных москвичей, дабы «те власти, что в Кремле сидят не помогут». Ее необходимо упорядочить, перевести в русло цивилизованных рыночных отношений, в условиях которых мы и живем. Сделать так, чтобы она приносило пользу, как в старые  времена, когда специальными грамотами торговля, предприимчивость поощрялась на благо России. А нам что предлагается, определять ее по национальным признакам? По квоте, по лимиту, чтобы меньше «чернело» на рынках? 

Если это улучшит положение дел или принесет кому-то облегчение - пожалуйста. Но мы знаем, что рынок саморегулируем - если он есть, найдется кому там работать. Кто способен, кто выдержит. Кавказец или кто-то другой. Главное, что торговые ряды не будут пустовать. И неважно, кто как выглядит за прилавком… Но если вы пошли на рынок за впечатлениями, а не товаром, это другой разговор.

Есть у меня давнишний приятель, в свое время он занимал ответственные партийные посты на Юге. Теперь на одном из рынков Москвы имеет две точки. Это обычные металлические контейнеры. Зимой там страшно холодно, летом - невыносимо жарко. Чуть свет, он уже на рынке. Там мало приятного: вонь, грязь. А он весь день крутится, вертится. Приходится разбираться и с налоговиками, и с убэповцами, и с криминалом.  Действует по правилам, установленным не им. Я не спрашиваю его, как он все это выносит. Он подразумевает этот вопрос или читает его в моих глазах и сам же отвечает со вздохом: «А что делать? Жить-то надо». Не знаю, давал ли он свои «сто рублей, сто долларов и сто тысяч долларов» кому-то, но в «игольное ушко со своими верблюдами» не пролезал. Потому что у него их просто нет. И на Кавказе верблюды не водятся. А те, которые берут, им без разницы, они возьмут эти сто рублей у любого.

В принципе, затронутая Калининой проблема носит больше экономический характер. Тут свои правила, и нельзя рубить с плеча, как это делает автор, нельзя допустить грубое вмешательство или дилетантский подход. То, что предлагает Ю. Калинина – не по правилам. Это вне политики, экономики и морали вместе взятых. Это НЕЧТО другое.

Политики и экономика – братья-близнецы, а свидетельством о рождении служит им Конституция страны. И если установлены рыночные отношения, не могут быть преграды для проникновения в этот рынок. С Юга или с Востока, без разницы. И стекаются туда не только деньги, капитал, инвестиции – большие или маленькие.  Вместе с ними приходят и лица… кавказской или иной национальности. Тут нет место предпочтению вьетнамцу «со своей мафией и блохами», которые при всем том вполне устраивают  Калинину, европейцу, белому, черному или желтому.

По большому счету, цивилизованные рыночные отношения - это еще и джентльменское соглашение. Тут нельзя никому выворачивать руки, вытолкать и сказать:  оставь свои жетоны и покинь это место. Если так поступить с одним, завтра появятся другая Юлия Калинина, и возникнет соблазн так поступить с любым непонравившимся участником экономических отношений. Но вслед за первым могут встать и уйти остальные, а новые вовсе не придут. Они пойдут туда, где все предсказуемо и стабильно.

С этим надо считаться, а не бросать провокационный клич ради избавления от «кавказской предприимчивости», расставаться «с голой скалой в море». И тем более думать о новом унитарном переустройстве России, с легкой руки Калининой, бесшабашно предлагающей отламывать целые регионы с политической карты страны.  Будто речь идет о праздничном торте, а не о многонациональной стране, где живут 176 национальностей всех вероисповеданий. Новый вариант обустройства России на основе унитаризма, предложенный Калининой,  - это как раз может стать той самой, упомянутой ею миной. Миной замедленного действия.

Не по душе, видите ли, Калининой и высказывание Президента по итогам встречи руководителей стран СНГ в Сочи о том, что приоритет во внешней политике России отдан развитию отношений со странами СНГ. А я слышал еще, что во время этой встречи один из ее участников предложил восстановить СССР. Лично мне это очень даже по душе. Пусть с изменениями в аббревиатуре, лишь бы снова были вместе. Так думают и хотят этого очень и очень многие.

Надо уважать власть, которую сами выбрали и выдали ей мандат доверия. Видимо, приходят или должны уже наступить те времена, когда неприятие  власти перестанет считаться признаком хорошего тона. А для  прессы признаком хорошего тона, как в серьезных западных изданиях, должно являться точное и объективное освещение фактов, событий, явлений. Выступающий с общественной трибуны журналист должен стоять выше меркантильных интересов, собственных амбиций,  не спешить обобщать факты, не превращать событие в явление. 

Не знаю кто как, а я не верю тем, кто со страниц  газет,  стоя на бочке, танке или на пьедестале, зовет за собой народ. Ничего хорошего в этом нет. Этот путь ведом только им. Пусть лучше они с народом, и тогда будет больше порядка и меньше катаклизм. Почему я говорю об этом?

Помнится задолго до распада СССР, когда пошли первые брожения, Александр Исаевич Солженицын, находясь на Западе, написал большую статью «Как нам обустроить Россию». Там предлагалось отделиться от остальных республик и создать единое славянское государство в составе России, Украины и Белоруссии. Вот такой был предложен вариант обустройства России. А лидеры этих стран пошли еще дальше и приняли Беловежское соглашение. В итоге имеем то, что имеем. А возвращаясь на поезде через всю Россию, Солженицын только сокрушался и разочарованно горько констатировал, в каком плачевном положении находится Россия. И совершенно одна.

И Борис Ельцин тоже публично жалел по поводу распада СССР. Но только однажды – в период президентских выборов 1996 года.

 Взамен  мы получили СНГ с мучительным вопросом – быть или не быть визовому режиму. С одной стороны, мы стали друг для друга иностранцами,  и надо ввести визовый режим, но с другой стороны, вроде бы не совсем чужие: Содружество все-таки что-то обозначает. И безвизовые отношения, хоть какие, но они — одна из тех самых тонких нитей, на которой держатся эти хрупкие отношения. Помним же недавнюю визовую историю с Грузией, видимо, введенную в качестве эксперимента. И что получилось? Пожалуй, этот вопрос и будет решающим в дальнейшей судьбе СНГ. По тем же рубежам будет определяться геополитика России, наше настоящее и будущее.  Пока же десять лет мы стоим на перепутье:

НЕ СВОИ ,И НЕ ЧУЖИЕ.

P.S.     Я преднамеренно не хотел ввести заключительную часть в саму статью о НЕЧТО ДРУГОМ. И вот почему.

В Уголовном  кодексе Российской Федерации есть такая статья 282, которая предусматривает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Так вот, действие Калининой полностью подпадает под эту статью. Но раскрою маленький секрет. Я не профессиональный журналист, как Калинина. Я юрист, а еще конкретнее профессиональный адвокат. Мое дело, вообщем-то не обвинять (думаю, этим займутся соответствующие организации), а защищать. По нашим правилам мы не вправе по каким-либо причинам отказаться от ведения дела. Но от такого клиента я бы точно отказался.

Статья написана специально для «МК». И я понимаю, что по известным причинам, тем более после такой концовки, фактически сжигаю за собой мосты. Однако очень надеюсь, что именно «МК», как честный оппонент,  напечатает эту статью.

Заведующий ЮК «ЛЕКС» Межтерриториальной коллегии адвокатов, Адвокат ЦАТУРЯН С.А.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении