Библейский сюжет о Ноевом Ковчеге в армянских легендах и в древнеармянской литературе (Мовсес Хоренаци (yв.) О Ное в "Истории Армении")Библейские тексты Ветхого и Нового Заветов всегда находили отражение в армянских мифах и легендах, а также в древнеармянской литературе, с момента создания в 405г. Маштоцем армянской письменности. Александр Ванян Армения первой из стран Древнего мира, объявила христианство государственной религией (301г.). В 2001г. не только в самой стране, но и за её пределами будет торжественно отмечается 1700-летие крещение армян Григорием Просветителем. Существует закономерность: христианство, начав свой путь с палестинских земель, впервые обрело государственный статус на том месте, где, согласно библейским преданиям, стало возрождаться человечество, наказанное Богом за свои грехи и уничтоженное во время Всемирного потопа. Праведник Ной по велению Господа построил ковчег, посадил в него всё своё семейство, а также животных, птиц и пресмыкающихся по "паре, мужского и женского" и отправился в долгое и опасное путешествие по волнам Всемирного потопа искать новую обетованную землю. Такой землей стала Армения - новая прародина человека: "Гл.8 1. И вспомнил Бог о Ное...и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Гл.4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Гл.5. И вышел Ной, и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним. Гл.9 1. И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю." Таким образом,благодаря повелению Божьему, Армения стала вторым домом для обновленного человечества. Сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет, ступившие со своим отцом на армянскую землю, считаются родоначальниками многих народов, в том числе и армянского (прародитель и вождь армянских племен Хайк (Айк) является праправнуком Иафета.). Библейский сюжет и рассказ о его появлении на Арарате вошли в армянский эпос. Существует легенда о том, что когда вся земля была еще покрыта водой,ковчег Ноя ночью натолкнулся на гору.Удар был настолько силен, что гора раскололась надвое. Ной проклял гору и повелел заселить ее змеями. Поэтому гора называется Одзасар или Оцасар (Змеиная гора). Находится эта гора на территории Нахичеванской республики. Название города Нахичевань также связана с легендой о Ное. Город возник именно на том месте, где вышел из ковчега Ной со своей семьей. Исследователи связывают название города с армянским Нах-чван - местом пристанища Ноя после потопа. Когда Ной вышел из ковчега, он посадил виноградную лозу (арк ури). На этом месте было основано село Акори. Это село находилось на северо-западном склоне Большого Масиса (Арарат) и было полностью разрушено землетрясением в 1840 г. После появления в 405 г. армянского алфавита, когда появилась возможность читать и писать на родном языке, Библия вскоре была переведена на армянский язык. Впервые библейские сюжеты, а также народные сказания были зафиксированы в знаменитой "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци. Историк несколько раз упоминает имя Ноя, пытаясь хронологическим путем установить родственные связи между библейским Ноем и героем национального эпоса Хайком - прародителем армянского народа. Он пишет о том, что некоторые историки, отрицая библейский текст, происхождение человека приписывают Ною другое имя. Ксисутр - так именовался Ной у некоторых древних авторов. В частности, у Бероса - вавилонского жреца и историка, жившего в IV - III вв. до н. э. и написавшего историю своей страны по поручению Селевкидского царя Антиоха I Сотера на греческом языке, используя клинописные источники. Далее Хоренаци, используя библейский текст, дает характеристику Ною, как человеку, которому, благодаря его боголюбию и праведническому образу жизни, даны возможность свыше спастись от Божьей кары, и повеление Всевышнего спасти от гибели людской род и всех животных. Этот взгляд его практически не расходится с общепринятой трактовкой образа Ноя в Библии, что позволяет подчеркнуть бытование на армянской земле легенд детально описывавших как сам великий потоп, так и Ноя, спасшего по воле Божьей народ от гибели. Александр Ванян (Москва)
|