Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Армия не может быть изолирована от общества»

Интервью с министром обороны Республики Армения Сержем Саргасяном.

Серж Азатович, не могли бы Вы, как глава оборонного ведомства охарактеризовать нынешний уровень боеготовности, боевой, тактической, огневой и специальной подготовки частей и соединений Вооруженных Сил?

-Действительно, летний период обучения предельно насыщен многочисленными учениями, лагерными сборами, полевыми выходами войск. Сегодня на полигонах, танкодромах, войсковых стрельбищах, на полях тактических учений практически закрепляются теоретические знания, полученные нашими военнослужащими зимой и весной в учебных классах.

Для характеристики нынешнего уровня боеготовности и боевой подготовки наших Вооруженных Сил, естественно, необходимо сравнение этих показателей с определенным этапом строительства армии. Для нас таким этапом для сравнения можно определить армию периода 1993--1995 годов, когда параллельно с вынужденным ведением боевых действий, мы практически с нуля создавали молодую национальную армию, разрабатывали ее организационно-штатную структуру, формировали и комплектовали управления, отдела и службы центрального аппарата, полки и бригады, осуществляли становление родов войск -- артиллерии, авиации, ПВО, частей разведки, связи, инженерных войск, в соответствии с принятым Законом осуществляли призыв граждан на действительную военную службу, строили казармы, столовые, клубы, спортивные городки, парки и хранилища для техники и вооружения, организовывали первые занятия по боевой подготовке и многое, многое другое.

В этом плане не могу не отметить огромную заслугу первого министра обороны, а впоследствии Премьер-министра РА Вазгена Саргасяна. В годы войны им была проделана колоссальная работа, которую трудно адекватно охарактеризовать словами.

А все, что сделал Вазген Саргасян в плане строительства Вооруженных Сил, повышения ее боеготовности и боеспособности после войны ни в чем не уступает проделанному им в годы войны.

Но жизнь не стоит на месте и армия не застывший, а живой организм, постоянно развивающийся и совершенствующийся.

В этом году мы провели ряд крупномасштабных командно-штабных, а также тактических учений на ротном, батальонном и полковом уровнях с боевой стрельбой. При этом хочу отметить, что все учения, проведенные в 2001 году, как и в прошлые годы были плановые, они проводились в рамках календарного плана основных мероприятий Вооруженных Сил на этот учебный год, утвержденного мною еще в декабре прошлого года и ни к каким мероприятиям политического или иного характера не приурочивались. Идет плановая боевая учеба на всех уровнях -- от роты-батальона, до полка-бригады-корпуса.

Повышенное внимание уделялось ведению боевых действий в сложных климатических условиях горного театра военных действий, на разобщенных операционных направлениях.

Важное значение придавалось обучению командного состава, развитию у них оперативного мышления, умению анализировать и оценивать обстановку, принимать целесообразное решение, организовывать работу на местности, управлять подчиненными соединениями и частями в операции, бою.

Я придерживаюсь твердого мнения, что каждый солдат, сержант должен стрелять из закрепленного за ним табельного оружия, должен, как говориться понюхать пороху, почувствовать атмосферу боевой обстановки, с тем, чтобы при необходимости, грамотно, полноценно и с наименьшими потерями выполнить поставленные боевые задачи.

Участвуя практически на всех крупных командно-штабных учениях, на многих полковых и батальонных тактических учениях с боевой стрельбой, я в целом, доволен уровнем выучки войск.

Имеются, конечно и недостатки и нерешенные проблемы. Мы о них знаем, принимаем коллегиальные решения по их устранению и недопущению в будущем.

Насущной остается проблема укомплектования высокоподготовленными офицерскими кадрами, особенно в ротном и батальонном звене. Но и эта проблема будет решена в ближайшие 3--5 лет, именно в этот период к нам придет большое количество выпускников высших учебных заведений системы министерств обороны и зарубежных стран.

-Завершился очередной призыв в ряды Вооруженных Сил, внутренних войск МВД РА и пограничных войск МНБ РА. Чем, на Ваш взгляд, отличился весенний призыв 2001 г. от призывов прошлых лет?

Прежде всего хотелось бы отметить, что более строгие требования были предъявлены военкоматам Республики по качественному отбору призывников, и в первую очередь по медицинским показаниям. Накануне весеннего призыва мною был подписан новый приказ, определяющий порядок медицинского освидетельствования призывников. Ужесточены параметры, определяющие степень годности или негодности призывников к воинской службе. Несколько десятков статей, по которым раньше призывники признавались годными к военной службе с различными ограничениями отменены, и в настоящее время эта категория призывников по состоянию здоровья признаются негодными к прохождению военной службы, им дается отсрочка для дополнительного обследования, длительного лечения и т.д.

Мы сознательно пошли на этот шаг, понимая, что теряем в количестве (порядка 1,5--2 тыс. призывников в год), но выиграли в качестве. А это очень важно для нас, как в плане повышения боевое выучки наших воинов, так и в чисто морально-психологическом плане для родителей, общественности и соблюдения принципа социальной справедливости. Здоровый призывник должен служить в армии, больной -- пользоваться правом на отсрочку и лечение.

Повышена требовательность к о всем медицинским комиссиям, начина от комиссий военкоматов и кончая медицинской комиссией на Республиканском сборном пункте и Центральной медицинской комиссией, создаваемой постановлением Правительства РА.

Понимания, что уровень боевой подготовки во многом зависит от качественного отбора призывников, направляемых в учебные части и подразделения, мы уделили этому вопросу более пристальное внимание, создав специальную комиссию по отбору во главе с заместителем министра обороны, с участием всех начальников управлений, отделов, командиров учебных частей, которые готовят как специалистов различного профиля, так и командиров отделений, расчетов и командиров взводов.

И это дало свои положительные результаты -- отсев призывников из учебных частей как по состоянию здоровья, так и по общеобразовательной, физической подготовке значительно снизился по сравнению с прошлыми годами и составляет незначительный процент.

Совместно с правоохранительными органами более дифференцировано организована работа с призывниками, уклоняющимися от призыва и в отношение которых возбуждены уголовные дела. Мы ни в коей мере не задавались целью пополнить места лишения свободы молодыми людьми призывного возраста, а путем кропотливой разъяснительной работы убеждали родителей с целью воздействия на призывников вернуться в Армению и выполнить свой конституционный долг. В отношении этих призывников прекращалось уголовное дело и они направлялись в воинские части для прохождения службы наравне с остальными гражданами призывного возраста.

-Как бы Вы охарактеризовали нынешний уровень подготовленности призывников к военной службе?

Вы затрагиваете очень болезненный для нас вопрос. Сложные, нерешенные пока социально-экономические проблемы основной части населения не могли не сказаться на уровне подготовленности призывного контингента, поступающего в войска. На это имеются свои как объективные, так и субъективные причины. Это и последствия трагического разрушительного землетрясения 1988 года, это и блокада и тяжелые годы начала 90-х, это и значительный уровень безработицы и недостатки в работе общеобразовательных школ и утрата ценного опыта в такой важной области, как начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание.

Естественно, в таких условиях наивно ожидать высокого уровня подготовки призывного контингента по ее основным слагаемым и поэтому нас не может удовлетворить ни уровень общеобразовательной, физической подготовки, ни состояние здоровья наших призывников. Я не хочу приводить каких-то цифр, процентов, оперировать какими-то сравнительными показателями с прошлыми годами. Мы прекрасно представляем эту проблему и в то же время отдаем себе отчет, что в ближайшие годы нам придется работать именно с этим контингентом и во многом восполнять непосредственно в ходе службы в армии те пробелы, которые наши призывники имело до призыва в армию.

-Проблемы воинской дисциплины, происшествий и преступлений в армии по-прежнему беспокоят армянское общество. Как руководство министерства обороны борется с такими негативными явлениями и не могли бы Вы дать динамику гибели военнослужащих срочной службы в мирное время в течение последние 3--5 лет?

Армия не может быть изолирована от общества, ибо все проблемы, существующие в обществе, отражаются и на армии. Нет в мире армии, в которой указанные вами явления полностью отсутствуют. Вопрос лишь в том, каковы их проявления и какие меры принимаются по их пресечению. Действительно, существуют объективные обстоятельства, порождающие эти явления, однако и они не должны служить оправданием. Формы борьбы с такими явлениями должны быть разнообразными: это и воспитательные мероприятия, и решение социальных задач (питание, обмундирование, казарменное обеспечение, коммунально-бытовые условия) и ужесточение контроля.

Что касается вопроса динамики смертных случаев среди солдат срочной службы в мирное время, то, язык цифр таков: 1997 г. -- 199, 1998 г. -- 171 г., 1999 г. -- 86, 2000 г. -- 78, за 8 месяцев 2001 г. -- 39 человек. Одновременно необходимо помнить, что понятие "мирное время" сегодня крайне относительно: при спокойствие в Ереване или Горисе, нельзя сказать то же самое о ситуации на границах. Армянская армия сегодня охраняет границу почти в 1000 км. На всем этом протяжении существуют различные очаги напряжения, опасности, а по границе с Азербайджаном -- и открытое противостояние. Вот одна из причин не только наличия жертв в мирное время, но и других недостатков, ибо вопросами дисциплины и боевой подготовки приходится заниматься наряду с выполнение боевой задачи.

Мы сегодня защищаем такой фронт, для которого по законам военного искусства необходима 200-тысячная армия. Между тем, задачу решаем личным составом намного более меньшей численности.

-В апреле прошли очередные плановые учения Армии Обороны НКР, где в качестве наблюдателей присутствовали представители Вооруженных сил Армении. Как Вы, по итогам этих учений, оцениваете уровень боевой и тактической подготовки Армии Обороны НКР?

В соответствии с планом подготовки Армии обороны на 2001-й учебный год планировалось проведение командно-штабных учений на местности с привлечением войск. Должен отметить, что по сравнению с прошлыми годами намного улучшилась система управления армией. Хорошие результаты показали, особенно, артиллеристы, слажено действовал штаб армии.

Войска по плану очень четко выполнили задачи выхода из пункта постоянной дислокации и развертывания в районах оперативного предназначения.

Особенно хочу отметить дух и решимость карабахского народа, которые ярко выразились в ходе мобилизационного развертывания. Каждый знает свое место, свой окоп, свое отделение, свой взвод. В считанные часы народ прибыл в свои подразделения, вооружился и встал в строй для выполнения боевой задачи по защите целостности, неприкосновенности и безопасности своей страны.

В целом, должен отметить, что моя оценка положительна. Армия боеспособна и готова выполнить любую боевую задачу.

6. Создана объединенная армяно-российская военная группировка. Какие она будет решать задачи и что даст Армении и России создание такой группировки?

Каждое государство самостоятельно принимает решения по вопросам обеспечения своей безопасности. Республика Армения не относится к "сильным мирам всего", а поэтому ей необходимо союз с другими государствами, обеспечивающий ей поддержку на случай возникновения критических ситуаций.

Руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи РА и РФ от 29 августа 1997 г. и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в г. Сочи 27 августа 2000 г. было подписано "Соглашение между РА и РФ по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности".

20 февраля 2001 г. Национальным Собранием РА оно было ратифицировано. Это соглашение является правовой основой для создания на территории Армении объединенной группировки (ОГ) войск (сил) из состава Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации под объединенным командованием.

В ОГ будут входить объединения, соединения и воинские части, выделяемые от Вооруженных Сил РА и РФ для решения задач совместной обороны под единым командованием в период обострения военно-политической обстановки в регионе и угрозы агрессии против одно из стран со стороны какого-либо государства или группы государств.

- Серж Азатович, не могли бы Вы более подробно остановиться на наиболее важных и перспективных аспектах армяно-российского военного сотрудничества, в том числе в рамках ДКБ СНГ?

- Республика Армения сотрудничает в военной области со многими государствами на основе многосторонних и двусторонних отношений.

Российско-армянское военное сотрудничество возникло не на пустом месте. Основой тому послужили исторически сложившиеся культурные, экономические, морально-психологические связи между армянским и российскими народами, общность военно-политических устремлений. Армения подписала с Россией ряд двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, каких не имеет ни с одним другим государством.

Проводятся постоянные совместные мероприятия, охватывающие конкретно сотрудничество ВС РА с подразделениями 102-й российской военной базы как в плане оперативной и боевой подготовки (проведение совместных учений на территории РА, сборов, конференций и обмена опытом), так и в культурно-патриотическом плане: к примеру, совместно с Группой Российских Войск в Закавказье в РА были организованы торжества по случаям празднования 80-летия Закавказского Военного Округа, Дня защитника Отечества, празднования Дня Победы, Дня памяти начала Великой Отечественной войны.

Одним из важных аспектов нашего сотрудничества является обучение и подготовка кадров для Вооруженных Сил РА в ВВУЗ-ах МО РФ. На данный момент в Российской Федерации проходят обучение более шестисот слушателей военных академий, различных курсов повышения квалификации и курсантов военных университетов и институтов.

Подписанные между Арменией и Россией соглашения позволяют частям ПВО и авиации 102 РВБ на территории Республики Армения вести совместное боевое дежурство с частями ПВО и авиации ВС РА в рамках Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, целью и задачей которой является защита от воздушных ударов объектов, расположенных на территории Армении и в целом обеспечивается безопасность воздушного пространства СНГ с южного направления.

Сотрудничество с Россией осуществляется также и в рамках СНГ. К примеру, с 24 июня по 1 июля в г. Самара проводилась Спартакиада вооруженных сил ГУ СНГ, посвященная 10-летию образования СНГ, на которой выступали и армянские спортсмены, завоевав 3 золотых, 3 серебряных и восемь бронзовых медалей. В прошлом году аналогичное мероприятие проводилось в Санкт-Петербурге.

-Не могли бы Вы рассказать о том, как идет формирование и обучение армянского миротворческого батальона?

Так как Армения является частью мирового сообщества, нас волнуют все происходящие в мире процессы.

На основании решения руководства Республики Армения, Министерством обороны принято решение о создании в Армении подразделения, которое будет выполнять задачи по участию в миротворческих мероприятиях (операциях).

Для поддержания его жизнедеятельности это подразделение должно быть оснащено новой техникой и всеми необходимыми материально-техническими средствами, в соответствии с мировыми стандартами и требованиями.

Поддержание такого подразделения в постоянной готовности связано с большими финансовыми затратами. Учитывая экономическую ситуацию в Республике Армения, процесс формирования такого подразделения на данный момент нелегок.

В то же время, считаю необходимым отметить, что определенная работа уже проводится. Военнослужащие Вооруженных Сил Республики Армения проходят курсы обучения иностранных языков как в соответствующем центре, созданном в Военном институте МО РА, так и за рубежом. Кроме того, личный состав создаваемого подразделения направляется на различные курсы и семинары по подготовке личного состава миротворческого контингента. Большую помощь в данном вопросе нам оказывает Греция.

-Запланировано расширение участия Армении в программе НАТО "Партнерство во имя мира". В каких новых программах примет участие Армения в ближайшем будущем?

Действительно, для Армении интеграции в Европейские структуры, сотрудничество в системе Евроатлантической безопасности являются важными составляющими нашей внешней политики и доктрины безопасности. Мы видим широкие возможности сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира" и посредством Совета Евроатлантического Партнерства, и намерены их широко использовать: особенно в вопросах языковой подготовки наших офицеров, сотрудничества в рамках миротворческой деятельности, и совместной деятельности по устранению чрезвычайных происшествий и кризисов. На 2003 г. намечено проведение совместных с НАТО учений "Best Effort-2003".

...В последнее время мы стали свидетели воинственных заявлений определенных политических кругов Азербайджана о возможности реванша, т.е. о возможности возобновления боевых действий в зоне Карабахского конфликта. Как Вы оцениваете эти призывы и насколько высока вероятность возобновления боевых действий в зоне конфликта, где уже 7 лет сохраняется режим прекращения огня?

то касается воинственных заявлений и реванша, которые прозвучали из уст определенных политических и военных кругов Азербайджана, то эти заявления пусть останутся на их совести, а оценку пусть даст сам азербайджанский народ. Серьезные, трезвомыслящий политики, действительно думающих о благе собственного народа, не должен позволять себе таких заявлений.

Когда я давал оценку состояния боеготовности и боеспособности наших войск, я ни в коей мере не желал бы, чтобы мои слова были восприняты как некий намек на угрозу или как агрессивные помыслы. У нас не было, нет и не может быть таких намерений.

И я, как министр обороны никогда не пожелал бы, чтобы то, чему мы учим наших солдат в ходе выполнения учебно-боевых задач, пришлось бы претворить в ходе реальных боевых действий.

Поверьте, мы достаточно хорошо знаем, что такое война и сделаем все возможное и невозможное, чтобы это страшное слово обошло стороной наши народы. Мы никому не угрожаем и со всеми соседями хотим жить в мире и дружбе. Но мы никогда и никому не дадим усомниться в том, что всегда готовы защитить себя, укрепляли и будем укреплять обороноспособность своей Родины, боеготовность и боеспособность войск.

Поэтому хочу напомнить всем любителям делать воинственные заявления, как из числа бывших, так и нынешним, древнюю, как мир, мудрость: не пытайтесь посеять ветер, дабы не пришлось бы впоследствии пожинать бурю.

-Военный бюджет Армении остается тайной "за семью печатями". Скажите, кем и как контролируется расходование бюджетных средств? Принимает ли участие в этом процессе Контрольная палата Национального Собрания?

Позвольте с Вами не согласиться. Военный бюджет Армении, как и любого демократического государства не находится "за семью печатями". В официальном справочнике за номеров 34 от 31.12.2000 г. опубликован Закон РА "О государственном бюджете 2001 г.", где в статье военные нужды, группа 02, программа 01 указана конкретная цифра, она составляет 33,116 млн. армянских драм (около 60 млн. долларов США). Одновременно хочу добавить, что нашими соотечественниками за рубежом оказывается определенная помощь под конкретные государственные программы экономического развития Республики.

Часть этих программ предусматривает также выделение финансовых и материальных средств для нужд Вооруженных Сил. Они используются для развития и совершенствования материально-технической базы наших военных лечебных учреждений, военно-учебный заведений, обучения наших военнослужащих за рубежом, на социальные нужды военнослужащих и членов их семей, членов семей погибших, раненых при защите границ нашей Родины, на развитие компьютерно-информационной базы и т.д. Эта помощь соотечественников очень важна для нас, как в материальном, так и моральном плане, она поднимает дух нашего народа, в т.ч. и личного состава Вооруженных Сил. Важна она также и нашим соотечественникам за рубежом -- они чувствуют себя частицей единого армянского народа, сопричастными к решению больших и ответственных задач экономического возрождения страны и укреплению боевой мощи Вооруженных Сил.

Расходование бюджетных средств контролируется Национальным собранием и его соответствующими комиссиями, естественно, в этом процессе принимает активное участие Контрольная палата Национального Собрания, а помощь поступающая от соотечественников за рубежом -- контролируется соответствующими структурами Правительства РА.

Интервью специально для "Ноева Ковчега" подготовила корреспондент информационного агентства "Ноян Танан" Рита Карапетян.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении