Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

АРМЯНСКИЙ КАМЕНЬ

Лазурит (ляпис-лазурь) - один из интереснейших самоцветов, извест­ных в археологии и истории Востока. По выражению академика А. Ферсмана, лазурит «проходит в течение семи ты­сяч лет через всю историю человеческой культуры». Он воспет древними египтянами («лазурит - камень неба») и греками («он подобен небесному своду, усы­панному звездами»). В Египте жуки-скарабеи и другие изделия из лазурита обнаружены в захоронениях IV тысячелетия до н.э. Верховные жрецы страны пирамид на груди носили маленькую статуэтку богини истины и права Маат из синего камня. Лазурит использовали для украшений и поделок жители Ура, Ассирии, Вавилона, городов долины Инда. Как эмблему и символ власти носили шарики из лазурита на головных уборах мандарины Древнего Китая.

Лазурит

В античной Греции и Риме синий камень применяли для инкрустаций, вырезывания фигурок богов и живот­ных, изготовления амулетов, чаш, печатей, а растирая его в порошок в смеси с воском н маслом, получали стойкую ярко-синюю «лазурную» краску — ультрамарин. Эллины посвящали лазурит богине Афродите. Этому камню приписывали способность укреплять зрение, об­легчать дыхание, излечивать эпилепсию и желтуху.

«Камень неба» и в наши дни считается первоклассным материалом для изготовле­ния ювелирных украшений, поделок, декоративных предметов и др.

…Сравнительно мало известно, что в те далекие времена с историей лазурита тесно перепле­талась история другого самоцвета - «армянско­го камня» (или «арминакуна»), о котором сохранились лишь отрывочные данные …

Об армянской лазури (ультрамарине) впервые упо­минает Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.), автор знаменитого трактата «Об архитектуре»: «За суриком идут краски: хризоколла (малахитовая), пурпур, ар­мянская лазурь (ультрамарин). Все эти краски, когда они наводятся, производят на глаз ослепительный эф­фект». При этом Витрувий подчеркивает: «Что касает­ся армянской лазури и индийской синевы (индиго), то самими своими названиями они указывают на свои месторождения».

Другое раннее упоминание об армянском камне при­надлежит Плинию Старшему (23—79 гг.): «Армения посылает нам красильное вещество, именем ея называемое. Вещество сие есть камень, который подобно хризоколле окрашивается. Лучший есть тот, который цветом подходит к хризоколле с просядающею синью. От сини отличается умеренною белизною, которая цвет сей соделывает нежнее. Почитался в числе дорогих красок, каковые сам хозяин выдавал живописцу». (Перевод В. Северчина, 1819 г.).

Фиалки. Автор Н. Маресев. Лазурит, нефрит, горный хрусталь, золото

В качестве лечебного средства армянский камень был известен ис­торику и врачу из Малой Азии Диоскориду (I в.), который сообщал, что «lapis armenius» «гладкий, не­бесно-голубого цвета, блестящий, легко распадается». Знаком он был также греческим врачам Аэцию (VI в.) и Александру Траллийскому (VI в.); последний рекомен­довал камень для лечения «четырехдневной лихо­радки». Более подробные сведения сообщает средне­азиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни (X—XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоцен­ностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называ­ется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него. Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак — из Бадахшана». «Лазурит, — отмечает далее этот автор, — в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшли­фованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».

Об армянском камне упоминают средневековые фи­лософы и врачи — Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина, в част­ности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промы­вают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) неже­лательное свойство. Так, например, усиленно промывают армянский камень и ляпис-лазурь, пока не поки­нет свойство вызывать тошноту». По данным этого зна­менитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вмес­то ляпис-лазури. С Х в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.

Ваза из лазурита

В средневековой армянской медицине арминакун являлся одним из излюбленных лекарственных средств для лечения разного рода «лихорадок». Выдающийся армянский врач Мхитар Гераци (XII в.) включал армян­ский камень и лазурит в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».

Краткую характеристику армянского камня приво­дит иранский историк и географ Хамдаллах Казвини (XIII—XIV вв.): «Армянский камень бывает цвета лазурита и гранатового. После промывки его приме­няют для окраски вместо настоящего лазурита».

Арминакун часто фигурирует в медицинской энциклопедии лекарственных веществ «Ненужное для неучей» ар­мянского врача Амирдовлата Амасиеци (XV в), который, в частности, сообщает, что армянский камень бывает двух ви­дов: «один — похож на лазурит, другой — темно-крас­ный, и если взять в руки, то он кажется жирным».

К истории армянского камня обращался известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук К. Патканян (1833—1889 гг.). В специальном исследовании армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, предположительно датированной XII-XIII в.в., он, в частности, пишет: «Название армянского камня дано ему, вероятно, вследствие того, что армянские купцы долгое время занимались его торговлей и доставляли его из отдаленных стран Азии в Европу». Заметим, что Патканян там же оговаривается: «Впрочем, известный сорт лазурика (лазурита - В. С.) добывался в самой Армении».

Об арминакуне упоминает в книге «Цвета минералов» (1936г.) Ферсман: «... медные рай­оны Армении» и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским кам­нем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А. Е. Ферсмана сбылось сравнительно недавно: в 1974 году в горах северной Армении, вблизи села Техут, автором статьи было выявлено крупное месторождение этого минера­ла, часто называемого «легендарным камнем Востока»...

Позднее Ферсман в «Очерках по истории кам­ня» повторяет версию Патканяна о «происхожде­нии» армянского камня: «Армянские купцы долгое время торговали лазуритом, доставляя, его в Европу… вероятно, поэтому лазурит нередко назы­вался, наравне с синими соединениями меди, армян­ским камнем».

Точку зрения о «транзитной» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазу­рит обычно фальсифицировался азуритом - медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной? Более того, известно немало примеров, когда заброшенные или казалось бы отработанные рудники спустя века возрождались к жизни. Наиболее наглядный случай – армянское золоторудное месторождение Сотк (Зод), заново открытое почти две тысячи лет спустя!…

«Юля». Фирма «Яхонт и Ко» Екатеринбург. Лазурит (прибайкальский), яшма, кварцит, родонит, амазонит, нефрит

Исторические сведения об армянском камне порождают ряд вопросов:

- являлся ли армянский камень древним коммер­ческим названием лазурита, некогда транзитом перевозимого через Армению, или же его добывали в самой Армении;

- являлся ли армянский камень лазуритом, «фальсифицированной» разновид­ностью лазурита или же это другой самоцвет, но внешним признакам сходный с лазуритом.

Что касается возможности фальсифицировать лазу­рит «синими соединениями меди», то для этого, естест­венно, нужен в первую очередь сам азурит. Отметим, что ни в исторической, ни в современной Армении - не известны сколько-нибудь значительные залежи азури­та. Возможность его ввоза в Армению из­далека (месторождения азурита исстари известны во Франции, на Синае и др.) с целью «фальсификации ла­зурита» представляется нереальной. Поэтому эта точ­ка зрения не заслуживает более подробного рассмотре­ния.

«Восточная красавица». Мастер Ш. Габашвили

  В качестве косвенного доказательства в пользу добы­чи «арминакуна» в пределах древней и средневековой Армении могут служить:

- упоминание древнегреческого историка Дионисия Периегета (Iв.) в переводе К.Гана (1884 г.): «...в их стране (армян - В.С.) добывается дорогой камень, из которого вырезывают и приготовляют печати (или перстни)»;

- древнеегипетские источники, которые утверждают, что в эпоху XIX династии лазурит в Древний Ханаан поступал из «страны бога и Нахарины»; под названием Нахарина («Страна рек»), древние египтя­не и ассирийцы подразумевали южную часть Армян­ского нагорья;

- упоминание Витрувня о наличии в Армении месторождения лазуревого камня;

- ссылка ал-Бируни о вывозе армянского камня в Аравию из Армении, в то время как в Хорасан (Иран) и Ирак лазурит поставлялся из Бадахшана;

- ссылка Н. Щеглова (1824 г.) о добыче лазурита в Анатолии.

В «Книге истории» Аракела Даврижеци названы пункты добычи лазурита: «Рудники лазурита находят­ся в Бадахшане. Встречаются эти камни также в Каше, но они поддельны. Те, которые находятся в домах.— все из Каша. В Шамишаге (?) есть темноватый камень, который пилят па куски и продают за лазурит, но он не выдерживает огня. Бадахшанский же может 10 дней пробыть в огне, не теряя цвета, так как он настоящий драгоценный камень».

Местонахождения Бадахшана и Каша известны. Бадахшанское месторождение Сары-Санг расположено в Афганистане. Оно на протяжении многих тысячеле­тий и по настоящее время является основным постав­щиком на мировой рынок высококачественной ляпис-лазури. Название Каш, свидетельствует иранский ис­торик Рашид ад-Дин (XIII—XIV вв.), в те далекие времена относилось к стране Тангут. Согласно В. Г. Гафурову, Каш (или Кеш) соответствует современно­му «Шахрисябзу».

Из приведенных А. Даврижеци пунктов остается один - Шамишаг (?). Просмотр имеющихся в Матенадаране старинных рукописей «Книги истории» (№№ 1663—1665), а также микрофильма рукописи, хранящейся в Вене (№ 1162), дает для него форму «Шамишаид».

Анализ литературы, посвященной географическим названиям исторической Армении, осуществленный ав­тором при содействии академика С.Еремяна, показал, что название Шамишаид, оно же -  Шамишаг, соответству­ет древнему армянскому городу Шамшату. В более ран­ней топонимике Шамшат соответствует Аршамашату - столице древнеармянской области Цопк (Софены), рас­положенной примерно в 30-35 км к востоку от Харберда. Развалины Аршамашата, по мнению академика  Я. Манандяна, следует искать в районе между Харпутом и Балу (на территории современной Турции).

Что же тогда минералогически представлял собой «арминакун»? Для этого  следует прежде все­го рассмотреть диагностические свойства са­мого лазурита.

Лазурит относится к содалитовой группе минера­лов, объединяющей содалит, нозеан, гельвин и гаюин. Богатая серой разновидность последнего выделена под названием лазурит. Минералы содалито­вой группы весьма сходны между собой не только по кристаллохимическим особенностям, но также по физическим свойствам. Очень разнообразен их цвет, который варь­ирует от белого, серого, желтого, зе­леного, бурого и розового до очень характерного голу­бого, синего и нндигово-синего. Голубая и синяя разновидности минералов этой группы в природных условиях без примеси других ми­нералов встречаются крайне редко. Поэтому было пре­дложено (Боэций де Боот, XVII в.) назвать породу, ко­торая содержит лазурит или гаюин, «ляпис-лазурью».

Говоря о цвете ляпис-лазури, следует привести поэтизированное описание этого кам­ня, данное Ферсманом: «В бадахшанском лазурите многочисленными точками рассыпаны включения золотистого колчедана, подобно­го звездам на темном фоне южного неба; в камнях же с берегов холодного Байкала переливаются все окрас­ки от темно-зеленой до густо-малиновой».

Согласно Г. Гюриху (1902 г.), в прибайкальской ляпис-лазури «кроме синего, наблюдаются также цвета фи­олетовый, темно-зеленый н светло-розовый. Встречают­ся куски с матовой темно-синей наружной коркой и с красной блестящей внутренностью»*.

Нетрудно определить, что армянский камень по цве­ту и, в частности, по наличию «гранатовой» разновидности схож с прибайкальской ляпис-лазурью. Как оказалось, в некоторых образцах прибайкальского камня наряду с лазуритом содержатся сплошные массы другого ми­нерала — главколита, очень близкого к лазуриту по химическому составу, структуре и практи­чески неотличимого от него по цвету. По данным проф. П..В. Калинина, ляпис-лазурь имеет ярко-синий цвет, иногда с фиолетовым, красноватым и зеленоватым от­тенком, связанным с замещением лазурита другими минеральными видами — главколитом и др. И все же по одному признаку главколит резко отличается от ла­зурита: после прокаливания разрушается и обесцвечивается! В от­дельных условиях обжига окраску главколита можно изменить уквально в течение нескольких часов. В то время, как образцы «бадахшанской» и памирской (из Ляджвардаринского месторождения в Таджикистане) ляпис-лазури не теряют своей окраски даже при длительном обжиге в условиях 1000—1200°С, а иногда становятся даже более яркими!

Таким образом, арминакун — это дорогой «темно­ватый камень», из которого вырезали и приготовля­ли печати (или перстни) (Дионисий Периегет); был он «цвета лазурита или гранатового» ( Казвини) и от бадахшанской ляпис-лазури отличался более «тем­ным тоном окраски», а также тем, что «не выдержи­вал огня» (Даврижеци). Добывали его в исторической Армении, вблизи Аршамашата. В форме «пиленых кусков» (Даврижеци) его вывозили в Ев­ропу (Плиний) и Аравию (ал-Бируни). «Пос­ле промывки его применяли для окраски» (X. Казвини), а также в виде широко известного лечебного сред­ства для лечения разного рода лихорадок (Диоскорид, Аэций, Александр Траллийский, Гераци, Амирдовлат и др.).

Мы не знаем, сохранились ли до наших дней образ­цы или изделия из армянского камня. Если да, то, скорее всего, среди археологического «лазуритового» материала, не только самой Армении, но также сопредельных стран. Можно предполагать, что от «бадашханской» ляпис-лазури, признанной в те далекие века за эталон, армянский камень отличался существенно главколитовым или лазурит-главколитовым составом, т.е. был близок к некоторым разновидностям прибайкальской ляпис-лазури, лучшие образцы которой по красоте не уступают «бадахшанской».

* В 1979 году в горах Сан-Габриэль (Калифорния, США) открыто месторождение лазурита «глубокой красно-фиолетовой окраски».

Валерий Сейранян, специально для «Ноева Ковчега»

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении