Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Дом Дружбы Офелии Вазгеновны

В Армении, в городе Абовяне воздвигнут архитектурный комплекс, посвященный дружбе русского и армянского на­родов. Этот комплекс, в центре которого возвышается па­мятник дружбы — символ любви и уважения к северному соседу и в то же время свидетельство нашей историчес­кой памяти.

Чувство уважения к другим национальностям, стремление жить в мире и дружбе с соседями свойственны, конечно, не только нашему народу. Они составляют основу ментальности каждого народа, имеющего историческую перспек­тиву, идущего в будущее, в котором не может быть места чувству национальной исключительности и межнациональ­ной вражде.

Школьный танцевальный ансамбль

Интернационалистские убеждения формируются в семье, в школе, в той среде, где живет, общается человек. И очень важно, чтобы воспитание личности в духе уважения к дру­гим национальностям носило целенаправленный, систем­ный характер, основываясь на научном знании, на обобще­нии воспитательного опыта.

Обо всем этом мы беседовали с основателем и директо­ром учебно-воспитательного комплекса национальной культуры Na 1650 с углубленным изучением языков и исто­рии разных народов, кандидатом педагогических наук, чле­ном-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук Офелией Вазгеновной Аракелян.

Этот комплекс расположен в самом центре Москвы, неда­леко от Кремля, в двух шагах от станции метро «Китай-го­род». Обычное школьное зда­ние, которое с первого взгляда ничем не отличается от тысяч подобных школ, построенных в 50-60-е годы. Разве что сразу привлечет взгляд ухоженность школьного двора, окруженного вековыми деревьями, игровые площадки и детский многоязыч­ный гомон. Прислушаемся: рус­ский, армянский, бурятский, аварский, абхазский, грузинский, китайский... Нет, не перечис­лить всех языков, на которых здесь говорят дети.

В Москве много школ, где учатся ребята разных нацио­нальностей. Ведь наша столица представляет собой многонаци­ональный мегаполис. Однако эта школа уникальна по содержанию и методам обучения и воспита­ния. Это первая пол и культурная школа Москвы.

Родилась она более 10 лет назад, в конце 80-х—начале 90-х годов, в неспокойные годы бур­ной трансформации нашего об­щества. В то время идеи нацио­нального самоутверждения зав­ладели обществом, порой отда­ляя друг от друга народы, века­ми жившие в единой многонаци­ональной стране.

Негативная сторона этого процесса вызывала беспокой­ство у тех людей, кто знал цену дружбе и братству народов. В их числе была и Офелия Вазгеновна Аракелян. Это интересный человек, яркая личность, в кото­рой воплотились такие качества, как умение нестандартно мыс­лить, видеть перспективу своих начинаний и настойчиво идти к ней.

В 1988 году Офелия Вазгеновна организует в реабилитационном центре «Ленинские горки» школу для детей, пострадавших от землетрясения, а в 1989-м — первый поликультурный центр, в котором учатся не только армяне, но и ребята 27 националь­ностей. Они изучают свои язы­ки, историю, культуру. Чуть поз­же при поддержке Центрально­го окружного управления и со­действии Московского комите­та образования открывается первый класс общеобразова­тельной школы поликультурной направленности. В 1990 году по­ликультурный центр получил го­сударственный статус и был преобразован в учебно-воспи­тательный комплекс нацио­нальной культуры № 1650, вклю­чающий основную школу и вос­кресную. На воскресном отде­лении дети из различных мос­ковских школ изучают предме­ты этноцикла — свой язык, куль­туру, историю родного народа. Образовательная и воспита­тельная программа, реализуе­мая в учебно-воспитательном комплексе, построена на осно­ве концепции «Поликультурное образование в многонациональ­ной школе в условиях мегапо­лиса», разработанной в 1988 году О, В, Аракелян.

Офелия Аракелян

Школа О. В. Аракелян поис­тине уникальна. Здесь дети раз­ных национальностей учатся жить в мире и дружбе. Основой тому служат не сухие указания учителей, а вся организация жизни многонациональной шко­лы. Обучение ведется на рус­ском языке. Этому предмету в школе уделяется особое внима­ние и обеспечивается хорошее его знание. Ребята, приехавшие из ближнего и дальнего зарубе­жья, изучают русский по специ­альным программам — как ино­странный. Это единственная школа, где дети любой нацио­нальности могут изучить язык, историю, культуру родного наро­да. На высоком уровне изучают­ся все предметы общеобразо­вательного цикла. В программу школы дополнительно введен ряд дисциплин, необходимых для поступления в престижные вузы. Совместно с американс­кой фирмой IBM в школе обору­дованы компьютерные классы, где дети обучаются работе на компьютере, компьютерной гра­фике, пользованию Интерне­том,

Педагогический коллектив школы — это профессионалы высокой квалификации, в числе 'которых кандидаты и доктора наук,

Но главной особенностью школы является то, что ребята знакомятся с культурой, этноп­сихологией, участвуют в нацио­

Обучение ведется на рус­ском языке. Этому предмету в школе уделяется особое внима­ние и обеспечивается хорошее его знание. Ребята, приехавшие из ближнего и дальнего зарубе­жья, изучают русский по специ­альным программам — как ино­странный. Это единственная школа, где дети любой нацио­нальности могут изучить язык, историю, культуру родного наро­да. На высоком уровне изучают­ся все предметы общеобразо­вательного цикла. В программу школы дополнительно введен ряд дисциплин, необходимых для поступления в престижные вузы. Совместно с американс­кой фирмой IBM в школе обору­дованы компьютерные классы, где дети обучаются работе на компьютере, компьютерной гра­фике, пользованию Интерне­том.

Педагогический коллектив школы — это профессионалы высокой квалификации, в числе которых кандидаты и доктора наук.

Но главной особенностью школы является то, что ребята знакомятся с культурой, этноп­сихологией, участвуют в нацио­нальных праздниках разных на­родов, Все это позволяет им луч­ше познать друг друга, научить­ся уважать национальные тради­ции других народов.

...В выставочном зале шко­лы собраны лучшие работы уче­ников. Здесь живопись и керами­ка. В студии изобразительного искусства дети не только рису­ют и лепят, но и получают сведе­ния по истории и теории искус­ства, знакомятся с творчеством художников. И что очень важно, они приобщаются к искусству не только своего, но и к культурным достижениям других народов, представители которых учатся рядом с ними, вместе с ними.

В кабинете этнологии

В школе действует хореогра­фический ансамбль танцев наро­дов мира. С каким задором, как раскованно и эмоционально ис­полняют дети русские, армянс­кие, бурятские танцы. Душа ра­дуется, когда видишь, как абхаз­ские ребята поют аварские пес­ни и танцуют татарские пляски, а армянские дети исполняют за­дорные молдавские танцы. Же­лающие могут посещать класс современного танца. В школе со­зданы условия для занятий спортом: восточные единобор­ства, теннис...

Фортепьянный класс школы действует более семи лет. На его отчетном концерте собирается большая аудитория — учащиеся, родители, учителя. Со сцены звучат произведения Грига и Баха, Хачатуряна и Тактакашвили, Амирова и Чичбу.

Когда в школе организуются праздники, проводятся юбилеи, дети угощают их участников раз­личными блюдами национальной кухни собственного приготовле­ния. Знакомство с национальной кухней, особенностями этикета, застолья разных народов имеет познавательное значение.

В школе изучается по автор­ской программе новый предмет «Этнология». Ведет его доктор философских наук, этнопсихолог, действительный член Меж­дународной академии наук и ис­кусства, заместитель директора по науке Александр Николаевич Бабилаев. Недавно состоялся первый экзамен по этому пред­мету, завершившийся праздни­ком национальных культур. Ребя­та показали хорошие знания, прекрасно представили свои на­роды. Особенно порадовало то, что, рассказывая о национальных особенностях других этносов, они смогли вжиться в роль представителя этого наро­да, о котором говорили, сумели рассуждать с позиций этого на­рода, с любовью и гордостью го­ворили о «своих» национальных ценностях. Это говорило о мно­гом: если человек может увидеть все глазами другого, поставить себя на место собеседника, то сможет и понять его. А это — за­лог взаимопонимания.

Примером для ребят служат и взаимоотношения такого же многонационального коллектива

учителей. Здесь, в школе, все чувствуют себя членами одной семьи, вместе решают самые острые вопросы. Традицией ста­ло проведение «круглых столов», где учащиеся имеют возмож­ность обсудить волнующие их вопросы с директором. Такие же встречи регулярно проводятся и с родителями. Беседы эти быва­ют предельно откровенными, ка­кие возможны только между близкими людьми.

Мы долго беседовали с Офе­лией Вазгеновной о школе, о ее питомцах, о том, какую роль иг­рают в воспитании детей зна­ние культуры своего этноса, представления об этнокультуре, особенностях психологии других народов. Ведь все это помогает ребятам на практике, в процессе общения осознан­но строить свои отношения в многонациональном коллекти­ве с учетом ментальности каж­дого из народов, корректно от­носиться к их этническому сво­еобразию.

Стоит в центре Москвы обычное школьное здание, ко­торое по праву можно назвать Домом дружбы. А точнее — до­мом формирования дружбы, которая так нужна детям раз­ных национальностей. Окончив эту школу, они вступят в жизнь, полную противоречий и слож­ностей. Но в их сознании зало­жены правильные нравствен­ные ориентиры: жить в мире и согласии с представителями всех народов — основа досто­инства и силы личности, залог ее успеха в сложном водоворо­те жизни.

Памятник Дружбы в Абовяне — свидетельство высокого духа народа, его нравственного здоровья. Люди часто приносят к подножию памятника цветы. Невольно мечтаешь о том времени, когда во всех страна будут возводиться памятник дружбе, миру, согласию между народами, а не каменные статуи завоевателей, ценой крови порабощающих другие страны и народы. Да, это мечта, но за нее надо бороться. Ее приближают в московской школе, расположенной у самого Кремля в школе Аракелян.

Елена Лазарева

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении