Дом Дружбы Офелии ВазгеновныВ Армении, в городе Абовяне воздвигнут архитектурный комплекс, посвященный дружбе русского и армянского народов. Этот комплекс, в центре которого возвышается памятник дружбы — символ любви и уважения к северному соседу и в то же время свидетельство нашей исторической памяти. Чувство уважения к другим национальностям, стремление жить в мире и дружбе с соседями свойственны, конечно, не только нашему народу. Они составляют основу ментальности каждого народа, имеющего историческую перспективу, идущего в будущее, в котором не может быть места чувству национальной исключительности и межнациональной вражде. Школьный танцевальный ансамбль Интернационалистские убеждения формируются в семье, в школе, в той среде, где живет, общается человек. И очень важно, чтобы воспитание личности в духе уважения к другим национальностям носило целенаправленный, системный характер, основываясь на научном знании, на обобщении воспитательного опыта. Обо всем этом мы беседовали с основателем и директором учебно-воспитательного комплекса национальной культуры Na 1650 с углубленным изучением языков и истории разных народов, кандидатом педагогических наук, членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук Офелией Вазгеновной Аракелян. Этот комплекс расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, в двух шагах от станции метро «Китай-город». Обычное школьное здание, которое с первого взгляда ничем не отличается от тысяч подобных школ, построенных в 50-60-е годы. Разве что сразу привлечет взгляд ухоженность школьного двора, окруженного вековыми деревьями, игровые площадки и детский многоязычный гомон. Прислушаемся: русский, армянский, бурятский, аварский, абхазский, грузинский, китайский... Нет, не перечислить всех языков, на которых здесь говорят дети. В Москве много школ, где учатся ребята разных национальностей. Ведь наша столица представляет собой многонациональный мегаполис. Однако эта школа уникальна по содержанию и методам обучения и воспитания. Это первая пол и культурная школа Москвы. Родилась она более 10 лет назад, в конце 80-х—начале 90-х годов, в неспокойные годы бурной трансформации нашего общества. В то время идеи национального самоутверждения завладели обществом, порой отдаляя друг от друга народы, веками жившие в единой многонациональной стране. Негативная сторона этого процесса вызывала беспокойство у тех людей, кто знал цену дружбе и братству народов. В их числе была и Офелия Вазгеновна Аракелян. Это интересный человек, яркая личность, в которой воплотились такие качества, как умение нестандартно мыслить, видеть перспективу своих начинаний и настойчиво идти к ней. В 1988 году Офелия Вазгеновна организует в реабилитационном центре «Ленинские горки» школу для детей, пострадавших от землетрясения, а в 1989-м — первый поликультурный центр, в котором учатся не только армяне, но и ребята 27 национальностей. Они изучают свои языки, историю, культуру. Чуть позже при поддержке Центрального окружного управления и содействии Московского комитета образования открывается первый класс общеобразовательной школы поликультурной направленности. В 1990 году поликультурный центр получил государственный статус и был преобразован в учебно-воспитательный комплекс национальной культуры № 1650, включающий основную школу и воскресную. На воскресном отделении дети из различных московских школ изучают предметы этноцикла — свой язык, культуру, историю родного народа. Образовательная и воспитательная программа, реализуемая в учебно-воспитательном комплексе, построена на основе концепции «Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса», разработанной в 1988 году О, В, Аракелян. Офелия Аракелян Школа О. В. Аракелян поистине уникальна. Здесь дети разных национальностей учатся жить в мире и дружбе. Основой тому служат не сухие указания учителей, а вся организация жизни многонациональной школы. Обучение ведется на русском языке. Этому предмету в школе уделяется особое внимание и обеспечивается хорошее его знание. Ребята, приехавшие из ближнего и дальнего зарубежья, изучают русский по специальным программам — как иностранный. Это единственная школа, где дети любой национальности могут изучить язык, историю, культуру родного народа. На высоком уровне изучаются все предметы общеобразовательного цикла. В программу школы дополнительно введен ряд дисциплин, необходимых для поступления в престижные вузы. Совместно с американской фирмой IBM в школе оборудованы компьютерные классы, где дети обучаются работе на компьютере, компьютерной графике, пользованию Интернетом, Педагогический коллектив школы — это профессионалы высокой квалификации, в числе 'которых кандидаты и доктора наук, Но главной особенностью школы является то, что ребята знакомятся с культурой, этнопсихологией, участвуют в нацио Обучение ведется на русском языке. Этому предмету в школе уделяется особое внимание и обеспечивается хорошее его знание. Ребята, приехавшие из ближнего и дальнего зарубежья, изучают русский по специальным программам — как иностранный. Это единственная школа, где дети любой национальности могут изучить язык, историю, культуру родного народа. На высоком уровне изучаются все предметы общеобразовательного цикла. В программу школы дополнительно введен ряд дисциплин, необходимых для поступления в престижные вузы. Совместно с американской фирмой IBM в школе оборудованы компьютерные классы, где дети обучаются работе на компьютере, компьютерной графике, пользованию Интернетом. Педагогический коллектив школы — это профессионалы высокой квалификации, в числе которых кандидаты и доктора наук. Но главной особенностью школы является то, что ребята знакомятся с культурой, этнопсихологией, участвуют в национальных праздниках разных народов, Все это позволяет им лучше познать друг друга, научиться уважать национальные традиции других народов. ...В выставочном зале школы собраны лучшие работы учеников. Здесь живопись и керамика. В студии изобразительного искусства дети не только рисуют и лепят, но и получают сведения по истории и теории искусства, знакомятся с творчеством художников. И что очень важно, они приобщаются к искусству не только своего, но и к культурным достижениям других народов, представители которых учатся рядом с ними, вместе с ними. В кабинете этнологии В школе действует хореографический ансамбль танцев народов мира. С каким задором, как раскованно и эмоционально исполняют дети русские, армянские, бурятские танцы. Душа радуется, когда видишь, как абхазские ребята поют аварские песни и танцуют татарские пляски, а армянские дети исполняют задорные молдавские танцы. Желающие могут посещать класс современного танца. В школе созданы условия для занятий спортом: восточные единоборства, теннис... Фортепьянный класс школы действует более семи лет. На его отчетном концерте собирается большая аудитория — учащиеся, родители, учителя. Со сцены звучат произведения Грига и Баха, Хачатуряна и Тактакашвили, Амирова и Чичбу. Когда в школе организуются праздники, проводятся юбилеи, дети угощают их участников различными блюдами национальной кухни собственного приготовления. Знакомство с национальной кухней, особенностями этикета, застолья разных народов имеет познавательное значение. В школе изучается по авторской программе новый предмет «Этнология». Ведет его доктор философских наук, этнопсихолог, действительный член Международной академии наук и искусства, заместитель директора по науке Александр Николаевич Бабилаев. Недавно состоялся первый экзамен по этому предмету, завершившийся праздником национальных культур. Ребята показали хорошие знания, прекрасно представили свои народы. Особенно порадовало то, что, рассказывая о национальных особенностях других этносов, они смогли вжиться в роль представителя этого народа, о котором говорили, сумели рассуждать с позиций этого народа, с любовью и гордостью говорили о «своих» национальных ценностях. Это говорило о многом: если человек может увидеть все глазами другого, поставить себя на место собеседника, то сможет и понять его. А это — залог взаимопонимания. Примером для ребят служат и взаимоотношения такого же многонационального коллектива учителей. Здесь, в школе, все чувствуют себя членами одной семьи, вместе решают самые острые вопросы. Традицией стало проведение «круглых столов», где учащиеся имеют возможность обсудить волнующие их вопросы с директором. Такие же встречи регулярно проводятся и с родителями. Беседы эти бывают предельно откровенными, какие возможны только между близкими людьми. Мы долго беседовали с Офелией Вазгеновной о школе, о ее питомцах, о том, какую роль играют в воспитании детей знание культуры своего этноса, представления об этнокультуре, особенностях психологии других народов. Ведь все это помогает ребятам на практике, в процессе общения осознанно строить свои отношения в многонациональном коллективе с учетом ментальности каждого из народов, корректно относиться к их этническому своеобразию. Стоит в центре Москвы обычное школьное здание, которое по праву можно назвать Домом дружбы. А точнее — домом формирования дружбы, которая так нужна детям разных национальностей. Окончив эту школу, они вступят в жизнь, полную противоречий и сложностей. Но в их сознании заложены правильные нравственные ориентиры: жить в мире и согласии с представителями всех народов — основа достоинства и силы личности, залог ее успеха в сложном водовороте жизни. Памятник Дружбы в Абовяне — свидетельство высокого духа народа, его нравственного здоровья. Люди часто приносят к подножию памятника цветы. Невольно мечтаешь о том времени, когда во всех страна будут возводиться памятник дружбе, миру, согласию между народами, а не каменные статуи завоевателей, ценой крови порабощающих другие страны и народы. Да, это мечта, но за нее надо бороться. Ее приближают в московской школе, расположенной у самого Кремля в школе Аракелян. Елена Лазарева
|