Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

А. БОЖКО: «В РАМКАХ ГУУАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ НЕ БУДЕТ»

В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ В РАМКАХ ГУУАМ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ СОЗДАНИЯ КАКИХ-ЛИБО СПЕЦИАЛЬНЫХ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ, УТВЕРЖДАЕТ ПОСОЛ УКРАИНЫ В АРМЕНИИ

На Ялтинском саммите ГУУАМ 6-7 июня главы государств-участников ГУУАМ пришли к заключению, что в деятельности блока начался новый этап. Позицию ГУУАМ в вопросах, затрагивающих интересы Армении, прояснил в интервью с корреспондентом "НОЯН ТАПАН" Ингой Зарафян Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Армении Александр Божко.

НТ: В соответствии с материалами информационных агентств, Конвенция государств-участников ГУУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам закладывает правовую основу для взаимодействия в сфере защиты прав и интересов физических и юридических лиц стран-участниц ГУУАМ на территории третьих стран. Каким образом Украина намерена защищать права той страны-участницы ГУУАМ на территории Армении, с которой у Армении нет дипломатических отношений( Возьмет ли на себя Украина представительство интересов такой страны в Армении(

А.Б.: Необходимо прежде всего отметить, что Конвенция для ее вступления в действие должна пройти соответствующие внутригосударственные процедуры как в Украине, так и в других подписавших Конвенцию странах. Т.е. она вступит в действие лишь после сдачи депозитарию (Украине) третьего уведомления о выполнении таких процедур. Для других стран Конвенция вступит в силу с даты получения депозитарием такого уведомления.

Что же касается защиты прав и интересов граждан, то Украина будет оказывать такую помощь в рамках принятых на себя обязательств согласно действующим международным договорам.

Наконец, данная Конвенция действительно предусматривает (по взаимному согласию в каждом конкретном случае) оказание помощи по защите прав и интересов граждан государств-сторон Конвенции на территории третьих стран при отсутствии в этих государствах дипломатических представительств и консульских учреждений одной из сторон. Однако данным документом предусматривается получение обязательного согласия на оказание такой помощи от третьей стороны. Это означает, что посольство Украины в Армении, даже после вступления Конвенции в силу, сможет оказывать помощь при защите прав и интересов граждан другой стороны Конвенции только при согласии властей Республики Армения.

Таким образом, речь не идет о представительстве Украиной интересов одной из стран-участниц Конвенции в Республике Армения, так как Конвенция не предусматривает такого представительства.

НТ: На Ялтинском саммите президент Украины Леонид Кучма заявил, что главная связывающая нить стран ГУУАМ - повышение конкурентоспособности транспортного коридора ТРАСЕКА. Является ли Украина сторонницей расширения числа участников проекта, и каково в этой связи отношение к Армении

А.Б.: Действительно, по результатам Ялтинского саммита была принята Ялтинская Хартия ГУУАМ, придавшая правовой статус данному межгосударственному объединению как международной организации, в которой одна из целей сотрудничества определена как "развитие и эффективное использование в интересах стран ГУУАМ транспортно-коммуникационных магистралей и соответствующей инфраструктуры, расположенной на их территории". Учитывая, что все государства, представленные на Ялтинском саммите, участвуют в реализации важного проекта Евроазиатского транспортного коридора ТРАСЕКА, рассмотрение данной проблематики объективно стало одним из ключевых моментов повестки дня на встрече в верхах. Как отмечается в Заключительном Коммюнике Ялтинского саммита ГУУАМ, "состоялось обсуждение вопросов, связанных с развитием, эффективным функционированием и обеспечением безопасности инфраструктуры транспортных коммуникаций, которые проходят через территории стран-участниц ГУУАМ, включая транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА)".

Большое значение, придаваемое в рамках ГУУАМ данному транспортному коридору, отнюдь не означает, что Украина делит государства, вошедшие в ТРАСЕКА, на более или менее приоритетные. Ведь Армения, как и остальные 11 стран, является полноправным участником упомянутого международного проекта, с которым у нашей страны сложились особо хорошие отношения. Достаточно вспомнить плодотворное обсуждение на высшем уровне повышения эффективности ТРАСЕКА во время недавнего официального визита в нашу страну президента Армении Роберта Кочаряна, а также его ознакомление с работой важнейшего морского участка указанного коридора - железнодорожной паромной переправы "Ильичевск-Поти", являющейся самым коротким и дешевым путем для украинско-армянской торговли. Кроме того, главы наших государств на переговорах в Киеве высказали особую заинтересованность в том, чтобы с использованием новых возможностей ТРАСЕКА украинские товары через Армению поступали в Иран, а иранские - в Украину: а также в том, чтобы иранские и армянские товары через Украину поступали в Европу.

Таким образом, в транспортной сфере наше государство открыто для взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Что же касается ГУУАМ, то, как отмечено в Хартии, он "открыт для новых участников, которые в полной мере подтверждают свою приверженность целям и принципам ГУУАМ, закрепленным в его основных документах, в том числе, в настоящей Хартии". И действительно, ряд стран уже высказали свою заинтересованность в более тесном взаимодействии с ГУУАМ. Однако, учитывая лишь начало процесса юридического становления блока, думаю, что речь о конкретных новых членах данной международной структуры будет вестись в будущем.

НТ: На встрече было упомянуто о том, что следует обеспечить эффективное функционирование зоны сводобной торговли. Каким образом Украина намерена решить эту задачу, учитывая жесткие ограничения на вывоз валюты и драгметаллов из страны Будут ли введены льготные правила для ГУУАМ, по сравнению с другими странами СНГ

А.Б.: В Заключительном Коммюнике Ялтинского саммита ГУУАМ главы государств подчеркнули важность завершения работы над проектом Соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках указанной организации с целью его последующего подписания, ожидающегося на очередной ялтинской встрече в верхах в будущем году, после приведения в соответствие национальных законодательств стран-участниц. Данная задача вытекает опять же из одной из основных целей сотрудничества в ГУУАМ, определенных Ялтинской Хартией - "укрепление и расширение торгово-экономических связей". Как показывает жизнь, даже несмотря на то, что Украина имеет двусторонние соглашения о свободной торговле со всеми странами ГУУАМ, равно как и с подавляющим большинством стран Содружества, без создания действенной многосторонней договорно-правовой базы отношений в этой связи все равно не обойтись. Печальный опыт продолжающихся бесплодных попыток введения в действие соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ, кстати ратифицированного как Украиной, так и Арменией, яркий пример тому. Ведь не секрет, что, несмотря на существующие между странами Содружества соответствующие двусторонние обязательства, со стороны ряда государств вводятся неоправданные ограничительные торговые режимы, используемые подчас как инструмент политического давления. Поэтому усилия по созданию зоны свободной торговли в пределах ГУУАМ прежде всего направлены на защиту национальных экономик стран-участниц данной организации.

Что касается существующих определенных ограничений на вывоз валюты и драгметаллов из нашей страны, то аналогичные меры широко распространены в международно-правовой практике. Другое дело, что действующие многосторонние режимы свободной торговли как раз и позволяют регламентировать подобные вопросы на взаимовыгодной основе.

НТ: Украина неоднократно заявляла, что в случае создания миротворческих сил в рамках ГУУАМ они не будут использованы против третьих стран, а будут служить только для охраны транспортных коммуникаций. Были ли определены на Ялтинском саммите положения относительно таких сил: их численность, состав, функции, и пр.

А.Б.: Как уже отмечалось, в Заключительном Коммюнике Ялтинского саммита ГУУАМ сообщается, что между президентами состоялось обсуждение вопросов, связанных с развитием, эффективным функционированием и обеспечением безопасности инфраструктуры транспортных коммуникаций, которые проходят через территории стран ГУУАМ, включая транспортный коридор ТРАСЕКА. Данное положение однозначно свидетельствует прежде всего об экономической направленности организации ГУУАМ даже в вопросах безопасности. При этом такой вид сотрудничества в нынешних условиях не предусматривает создания каких-либо специальных миротворческих сил в рамках этой организации.

Интервью подготовила Инга Зарафян, "НОЯН ТАПАН"

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении