Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

КОМУ "КНУТ", А КОМУ - "ПРЯНИК"

Полтора года назад, на саммите ОБСЕ в Стамбуле, по мнению ряда российских экспертов, американцы хотели решить три взаимосвязанные проблемы, которые изменили бы соотношение сил на Кавказе в их пользу: прекращение войны в Чечне, т.е. консервация нынешнего "стабильно неустойчивого" положения на Северном Кавказе; прорыв в решении карабахского вопроса; обеспечение транспортировки нефти и газа через Южный Кавказ.

Реализовать этот план удалось лишь отчасти:

- после теракта в парламенте Армении 27 октября 1999г стало ясно, что подготовленная Декларация о намерениях Баку и Еревана заключить мирный договор подписана не будет,

- Россия не уступила давлению США и не была намерена прекращать операцию в Чечне,

- подписание соглашения о трубопроводе Баку-Джейхан еще больше увеличило цену "карабахского вопроса" в большой геополитической игре в регионе.

Таким образом, по мнению тех же экспертов, карабахская проблема является главным препятствием для втягивания стран Закавказья в сферу влияния Запада. Существенная часть американской политики в регионе зависит от разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Ведь именно от его разрешения зависит формирование в регионе дружественных США режимов (по мнению Вашингтона они должны помешать сближению России и Ирана) и дальнейшее проникновение американцев в Центральную Азию.

В разрешению проблемы крайне заинтересованы и страны Европейского Союза, так как проект TRACECA, без участия Армении, практически наверняка ущербное предприятие. Этим и следует объяснить такую дипломатическую активность Франции (сопредседателя Минской группы от ЕС) в последние полгода.

Такая же позиция и у многочисленных западных нефтяных компаний участвующих в проектах освоения энергетических и иных богатств Каспийского региона. До тех пор, пока в Закавказье сохраняется угроза возобновления войны, инвестиции в регион сопряжены с неоправданным риском.

Турция в целом также заинтересована в разблокировании конфликта, что будет способствовать установлению ее связей с Азербайджаном через территорию Армении.

Что касается России, то ее позиция в вопросе урегулирования Карабахского конфликта претерпела определенную эволюцию.

Москва не раз использовала напряженность вокруг Нагорного Карабаха для сохранения своих позиций в Южном Кавказе и блокирования невыгодных для нее транспортных проектов. Однако, сейчас ситуация изменилась. Можно сказать, что сохранение неурегулированной карабахской проблемы все больше вступает в противоречие с интересами определенных кругов России в регионе. Эти круги, прежде всего близкие к топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) России, заинтересованы в восстановлении нормальных отношений с Азербайджаном, которые были омрачены, в первую очередь, "особой позицией" России в армяно-азербайджанском конфликте. По мнению вышеупомянутых кругов, блокируя попытки разрешения этой и других конфликтных ситуаций в Закавказье, Россия рискует оказаться "вне игры" в регионе.  Сохранение нестабильности будет только дополнительным стимулом для привлечения США и НАТО к делу обеспечения безопасности в регионе. При этом вышеназванные круги, представляющие интересы российского ТЭКа, явно преувеличивают свою возможности в соревновании с западными транснациональными корпорациями в Закавказье в случае полного разблокирования карабахского конфликта.

Передача «Мегринского коридора» под азербайджанский контроль привела бы к возникновению бесприпятственного наземного сообщения между Стамбулом и Баку

Поэтому нынешняя политика России все больше и больше увязывается с последней концепцией доктрины национальной безопасности этой страны, которая говорит о том, что отношения Москвы со странами региона должны быть равноудаленными\ сбалансированными. Этим и объясняется с одной стороны - процесс наращивания своей политической активности в Азербайджане, а с другой стороны - политика давления на Армению.

Однако, мы полагаем, что генеральная линия Москвы в урегулировании карабахского конфликта на данном этапе остается неизменной, а именно: должно быть сделано все чтобы конфликт остался неурегулированным.

С этой целью в "партии власти" в Баку нащупана группа лидеров во главе с самим президентом Гейдаром Алиевым, с которой начата очень сложная политическая игра. В частности, не исключено, что в обмен на жесткую позицию по вопросу урегулирования патриарху азербайджанской политической сцены обещана поддержка Кремля в вопросе будущего статуса Нагорного Карабаха (не более чем "широкая автономия").  Действительно, в свете событий в Чечне Россия оказалась в двусмысленном положении и уже не может открыто поддерживать сохранение государственной независимости Нагорно-Карабахской республики, образованной в результате вооруженного противостояния с Азербайджаном. Симптоматично, что российская сторона не выказала большой настойчивости в отстаивании предыдущего плана урегулирования, основанного на принципе "общего государства". Более того, скорее всего с одобрения России Г.Алиев занял жесткую позицию по отношению к этому плану, который, как известно, был принят как основа для переговоров Ереваном и Степанакертом.

Вполне возможно, что частью этой игры будет и поставка на льготных условиях российских вооружений и боеприпасов Азербайджану.

В свою очередь Баку оказывает сегодня поддержку Москве в вопросе поимки и ликвидации чеченских боевиков находящихся на отдыхе или излечении в Азербайджане. Сегодня в Кремле не могут не принять к сведению и не учитывать услуги такого характера.

Давление, которое будет оказываться на руководство Армении из Москвы преследует цель: заставить официальный Ереван отказаться от проводимого им сегодня прозападного внешнеполитического курса. В свете этого в российских средствах массовой информации была опубликована серия критических статей (прежде всего в "Независимой газете") острие которых было направлено против нынешнего политического истеблишмента Армении (мы полагаем, что эта компания начала проводится именно в день приезда В.Путина в Ереван).  Особо выделим показанное 27 мая в программе "Скандалы недели" (телеканал ТВ-6) в течение почти 30 минут обширное интервью с бывшим главой Московской и Нор-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви Тираном Кюрегяном. Интересно, что ведущий представил его как архиепископа (хотя известно, что Тиран был недавно лишен сана со стороны Католикоса и Верховного Патриарха всех армян Гарегина II) и как главу епархии.

Постоянные разговоры высокопоставленных армянских чиновников о том, что Армения идентифицирует себя как часть Европы и она всегда всегда ассоциировала себя именно частью этого континента, вызывают по меньшей мере недоумение. Бесспорно то обстоятельство, что в политическом плане Армения, наряду с рядом других стран СНГ, действительно является неотъемлемой частью Старого света. Однако, в пылу пышных приемов в Европе как-то стало забываться то обстоятельство, что Армения и менталитет большинства ее населения очень близок Востоку и в цивилизационном плане она является как бы одним из "пограничных" государств между Западом и Востоком. Если изучить интенсивность контактов армянского руководства, то совершенно очевидно, что западное (США и ЕС) направление явно превалируют. Между тем, совершенно очевидно, что Армения сегодня слабо представлена в ряде процессов на Ближнем Востоке. За три года своего президентства Р.Кочарян был лишь в Ливане и Израиле, но не ездил в Иран, Сирию и Египет. Односторонняя прозападная политика Еревана явно ослабляет его позиции в Пятиморье, где Армения имеет традиционные интересы.

Совершенно очевидно, что нынешняя внешнеполитическая линия Армении не устраивает и Кремль. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Москва предназначает на данном этапе "пряник" для Баку, а "кнут" для Еревана.

Отметим, что пребывая  недавно в Ереване В.Путин вел себя достаточно прохладно с Р.Кочаряном и видимо дал понять президенту Армении, что Москва заинтересована в том, чтобы никаких соглашений по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, на данном этапе, не было.

            Для иллюстрации приведем слова российского президента сказанные им в Ереване: "...Россия имеет особые отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. Мы готовы использовать эти особые отношения на благо всем странам региона. Но эти отношения не будут использованы для какого-либо давления на обе договаривающиеся стороны...Мы исходим из того, что только Армения и только Азербайджан в состоянии договориться (интересно как это себе представляет президент В.Путин?). А мы, совместно с другими членами Минской группы, можем быть посредниками и гарантами достигнутых договоренностей..."

Мы полагаем, что вышеупомянутые российские предложения, это - ясно сформулированный призыв к затягиванию переговоров. Если к этому добавить солидный возраст Г.Алиева и неустойчивость позиций Р.Кочаряна, то можно отметить, что такая стратегия на данном этапе может себя оправдать. Более того, попытки Р.Кочаряна выполнить свои обещания данные на Западе могут привести к тому, что у него появятся серьезные внутриполитические проблемы. Хотя формально, сегодня он и министр обороны Серж Саркисян имеют все основания считать, что полностью контролируют ситуацию в стране. Свидетельством тому является определение рейтинга политического влияния проведенного известным российским информационным центром "Панорама" среди 24 армянских экспертов. Приводим итоги майского опроса опубликованные в газете "Азг" (5 июня). В первой слева скобке указано место занятое в предыдущем опросе, а во второй скобке баллы набранные во время предыдущего экспертного опроса проведенного в марте с.г. Итак:

1.(1) Кочарян Роберт, президент ........................................................................... 98,9 (93,2)

2.(2) Саркисян Серж, министр обороны ................................................................ 90,6 (89,1)

3.(3) Маркарян Андраник, премьер - министр.............................................. ........ 48,9 (35,6)

4.(4) Осканян Вартан, министр иностранных дел......................................... ........ 24,6(22,9)

5.(14) Демирчян Степан, лидер Народной партии................................................. 14,8 (9,7)

6.(6) Маргарян Грант, представитель Бюро АРФ-Дашнакцутюн ........................ 14,1(17,1)

7. (20) Гегамян Арташес, лидер партии "Национальное единство".............. .......13,5 (7,6)

8. (9) Манучарян Ашот, лидер внепарламентского объединения "Социалистическая  Армения" ................................................................................................................................ 13,5 (12,6)

9.(18) Манукян Андраник, министр госдоходов ................................................... 12,5 (8,2)

10.(10) Варданян Грант, глава армяно-канадского предприятия "Гранд тобаго".. 12,1 (12,4)

11. (5) Тер-Петросян Левон, бывший президент...................................................... 11,9 (20,3)

12. (8) Саркисян Арам, бывший премьер-министр ................................................. 11,2 (14,7)

13. (25) Нагдалян Тигран, председатель общественного совета Общественного телевидения Армении .......................................................................................................... 10,4 (5,3)

14. (25) Назарян Роберт, мэр Еревана......................................................................... 9,1 (5,3)

15. (13) Садоян Аршак, депутат парламента ............................................................. 8,8 (10)

16. (28) Оганесян Ваан, председатель парламентской комиссии по вопросам обороны, безопасности и внутренних дел............................................................................................ 8,8 (4,1)

17. (11) Торосян Тигран, вице-спикер парламента................................................... 8,3 (11,2)

18. (30) Манукян Вазген, лидер Национально-демократического союза................ 8,1 (3,2)

19. (7) Багдасарян Артур, лидер партии "Оринац еркир"\ "Страна законности".... 7,9 (15)

20. (29) Хачатрян Вардан, министр экономики и финансов.................................... 7,9 (3,5)

Как ни парадоксально, в свете вышеизложенного, Р.Кочарян становится крайне малопривлекательной и малоперспективной фигурой как для Москвы (где он рассматривается как ненадежный партнер) так и на Западе (не может выполнить своих обещаний по урегулированию и, следовательно, осуществлению стратегических планов США).

Экономическое положение сложное. Несмотря на бюджетный профицит первых пяти месяцев, совершенно очевидно, что реальная политика администрации Р.Кочаряна устраивает сегодня только крупный бизнес. Так, размер налога на прибыль для 6826 малых налогоплательщиков Армении увеличен на 33,3%. Это, по мнению экспертов общественной организации "Ассамблея иностранных инвесторов", произошло вследствие изменения ставки налогообложения в законе РА "О налоге на прибыль".

До внесения изменений в закон в компаниях, имеющих прибыль в размере до 7 млн драмов (1USD = 550 драм) ежегодно, налог на прибыль составлял 15 процентов, после изменения - 20%. Вследствие этого выплачиваемые ими налоги выросли на 261,4 млн драмов.  Одновременно сокращение на 5% ставки налога на прибыль 705 крупнейших налогоплательщиков (с 25 до 20%) привело к сокращению отчислений в бюджет на 109 млн драмов.

Вследствие этого, по мнению экспертов, происходит концентрация бизнеса в крупной клановой системе и постепенное банкротство малых и средних предприятий, что негативно сказалось на благосостоянии почти 20 000 семей.

"Ассамблея иностранных инвесторов" считает, что изменение, внесенное в статью 15 закона "Об иностранных инвесторах", лишает зарубежных инвесторов возможности беспошлинно ввозить сырье, необходимое для производства. Это, положительное с точки зрения местных производителей сырья изменение, в аспекте непроизводимого в Армении сырья (например, зеленого кофейного зерна), означает игнорирование статьи 7 того же закона, которой гарантируется неизменность законов РА на срок в 5 лет на момент осуществления иностранной инвестиции.

Все вышеизложенное является лишь небольшим эпизодом, который вызывает сегодня массовое недовольство представителей малого и среднего бизнеса Армении. Местные наблюдатели полагают, что куда более серьезные социальные проблемы начнутся после введения поминутной оплаты за телефонные разговоры компанией "Арментел".

Завершая отметим, что Армения, как это не раз бывало в ее многовековой истории, находится сейчас в эпицентре геополитического противоборства держав в Закавказье, а проблема Карабахского урегулирования вновь оказалась тесно увязанной с планируемыми маршрутами транспортно-энергетических потоков.

Давид Петросян

политический обозреватель агентства новостей "Ноян тапан"

5 июня 2001г

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении