Москва слушает дудук "Москва, Россия - моя вторая Родина, мой дом. Я люблю Россию и без нее не представляю Армении." Из интервью с Дживаном Гаспаряном (Газета "Ноев Ковчег", январь, 2001г.) Некоторые творческие люди любят работать под музыку. Большей частью - художники, скульпторы. Одни - под Бетховена, другие - под литургии, третьи - под эстраду. У меня этого никогда не получалось: из-за несоответствия эмоциональной "погоды" в музыке и у меня. И вот сегодня я решил попробовать еще раз. Легендарный музыкант XXI века – дудукист Дживан Гаспарян Два часа назад я вернулся из Концертного зала имени П.И. Чайковского, где прослушал великолепный концерт армянского ансамбля народных инструментов под руководством и при участии народного артиста Армении всемирно известного дудукиста Дживана Гаспаряна… и сел писать эту заметку. Сел писать под музыку, записанную мною на магнитофон, от начала и до… несмолкаемых аплодисментов и оваций в финале. Сел писать сейчас же, чтобы не потерять то сладкое чувство удовлетворенности, которое я вынес из дверей Концертного зала имени Чайковского на площадь имени Маяковского. И все пережитое недавно снова - у меня в ушах и… перед глазами. Вот выходит на сцену бритоголовый мужчина - гуливер в очках, с длинной седой бородой, как у тибетских лам, и зычным голосом объявляет, что перед нами выступит легендарный музыкант XXI века - дудукист Дживан Гаспарян… …Звучит протяжная армянская мелодия. (Уже у меня дома). И я пишу. Пишу и размышляю. Дудук. Откуда это слово, похожее на русское "дудка" попало в армянский язык, - да и не только в армянский - не знаю. Пусть над этим покопошаться наши филологи. (А в русском этимологическом словаре написано, что "д`уда" на словенском языке означает "волынка", а "д`уда", "д`удка" на украинском - "бычачьи легкие" - "дуды".) То, что игра на этом инструменте связана с работой легких - это бесспорно. Кстати, похожий вопрос был задан музыканту и на пресс-конференции, прекрасно организованной и проведенной за день до концерта в фешенебельном московском ресторане "Ноев - Ковчег". Началась новая мелодия, "Караван", (конечно, не Элингтона.) …Кстати о пресс-конференции. Говорит Дживан Гаспарян: -Я хочу поблагодарить Культурный центр "Дом" за организацию моего сольного концерта в Москве, Ереванский коньячный завод "Арарат" как генерального спонсора. Большое спасибо и руководству ресторана "Ноев - Ковчег", организовавшего мою встречу с журналистами. Во время прессконференции в ресторане «Ноев Ковчег» И, действительно, в уютном зале первого этажа ресторана присутствовали журналисты из телевидения, из журнала "Лиза", из газет "Вечерняя Москва", "Вечерний клуб" и, конечно, "Ноев Ковчег". -В каких странах Вы были, господин Гаспарян, и как там принимают ваш инструмент? - спрашивает молодой журналист. -Я выступал со своим инструментом в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме, Токио, Лос-Анджелесе и во многих других городах и странах. И везде звучание моего инструмента любят не меньше, чем, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге… Новая мелодия. "Мои воспоминания", - объявляет Д. Гаспарян, - и исполняет собственное сочинение. … На вопрос корреспондентки рассказать о своей семье музыкант отвечает кратко: -У меня есть жена и две дочери. Одна дочь - музыкант, другая - преподаватель английского языка. Здесь же Д. Гаспарян рассказал, что он, как профессор, в течение многих лет тоже преподает в ереванской Консерватории. Учит молодых искусству играть на этом древнем инструменте. Гаспарян сказал, что дудук известен более 3000 лет, он делается из абрикосового дерева, а вспомогательная часть - надсадка - из камыша. В последние годы он изобрел новую разновидность этого инструмента: бас - дудук. -Когда был молодым, - говорит музыкант, - я больше думал о технике игры, а сейчас я стремлюсь играть как можно красиво, душевно, чтобы получил удовольствие и слушатель, и я. Я знал многих известных виртуозных музыкантов: Маркара Маркаряна, Левона Мадояна, моего учителя - Ваче Овсепяна, в Москве был уста Завен, мы его звали Завен игдырский (он родом был из этого города в Турции). Кстати сказать, часто музыкантов называют варпетом, уста (в переводе - "мастер") это не всегда правильно. Мастером, в особенности дудукист, может стать лишь в 50 или 60 лет. Это очень сложное искусство: из восьми дырочек сверху и одной снизу грамотно "извлекать" профессиональную музыку. Хочу добавить, что в "Армянской Советской энциклопедии" в числе выдающихся армянских дудукистов названо имя и Дживана Гаспаряна (III-том., стр. 459)… Новая мелодия. "Саят Нова". (Солирует кяманча). …Серебряные звуки этого древнего восточного смычкового музыкального инструмента, похожего на скрипку поставленную на левое колено, щекочет ухо и раздирает душу, если инструмент в руках настоящего варпета. Валерий Брюсов в, теперь уже уникальной, книге "Поэзия Армении" (Москва, 1916г.), пишет: "…Народную песню, - у армян, как у других народов, - приходится рассматривать, как итог всей исторической жизни народа". Один из ярчайших страниц в историю культуры армянского народа в буквальном смысле вписал сам Саят-Нова, поэт, композитор и кяманчист. Мелодия, сочиненная им, через 300 лет заполнила мой кабинет. Правда, сейчас на кяманче играет другой великолепный варпет своего дела - седоволосый Грачик Мураджан-Никогосян. Не могу не вспомнить гениальные слова гениального ашуга (автор и исполнитель) Саята-Новы об этом инструменте: "Из всех людьми хваленых лир полней звучишь ты, кяманча! Кто низок, не иди на пир: пред ним молчишь ты, кяманча! Но к высшему стремись: весь мир, всех покоришь ты, кяманча!"… (Перевод Валерия Брюсова) Новая мелодия. Комитас. "Абрикосовое дерево". И снова звучит дудук, как раз инструмент из того самого дерева, название которого носит объявленное произведение. Не могу удержаться, чтобы не сказать, что с малых лет я рос под звучание этого инструмента. Мой отец, как и Дживан Гаспарян, сызмальства взял в руки шви (свирель), также прошел прекрасную школу в Ансамбле песни и пляски Армении под руководством Татула Алтуняна. Еще школьником многие вечера я проводил в этом же зале, сидя в дальнем углу амфитеатра, слушал дудук отца, работавшего в 50-ые годы в Ансамбле Народного танца СССР под руководством легендарного Игоря Моисеева. И снова - я в этом зале. И снова слушаю дудук. Звучание этого инструмента мне напоминает глубокое дыхание взволнованного человека, очень близко стоящего у микрофона. Или звучание фагота… Нет, дудук ни на что не похож. Даже на своего "двоюродного брата" - зурну, кстати, также прозвучавшего на сегодняшнем концерте. "Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна, - говорит Ханс Цимер, автор музыки к фильму "Гладиатор". - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память". И не случайно, Дживан Гаспарян сыграл на дудуке в фильме "Гладиатор"… Новая мелодия. Русская. …Поразил нас Д. Гаспарян своей виртуозной игрой и на армянской свирели. На дудочке, как говорят русские. Вот где хочется сказать: " и жрец, и швец, и на дуде игрец!" Ведь маэстро сегодня и играл, и пел, и даже номера объявлял. Как художественный руководитель ансамбля он дал возможность проявить свой высокий профессиональный уровень и другим музыкантам. Это и Алвард Мирзоян, блестяще солировавшая на армянском музыкальном инструменте - каноне, звучание которого напоминало многократный перезвон сотни хрустальных колокольчиков в волшебном королевском дворце. Это и Жирайр Мелконян, который на своем круглом дооле (бубен, обтянутый то ли овечьей, то ли рыбьей кожей), выдворял такие чудеса, что казалось с ним играл целый квартет ударников. Или нет, казалось что идет рукопашный бой - танец, наподобии знакомого нам "танца с саблями" Арама Хачатуряна. Великолепно выглядели и другие дудукисты: Армен Казарян и Вазген Макарян… Новая мелодия. Александр Спендиаров. …И снова звучит родная мелодия: мягко, неторопливо, ненавязчиво, как волшебная детская сказка, переложенная на музыку. Я заканчиваю свою заметку, а дудук Дживана Гаспаряна, принесшего ему Золотые мелодии на четырех международных фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, продолжает звучать по всей моей квартире, в моих ушах, в душе, во всем существе моем. Уверен, и не только в моем! Роберт Баблоян
|