Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Москва слушает дудук

"Москва, Россия - моя вторая Родина, мой дом. Я люблю Россию и без нее не представляю Армении." Из интервью с Дживаном Гаспаряном (Газета "Ноев Ковчег", январь, 2001г.)

Некоторые творческие люди любят работать под музыку. Большей частью - художники, скульпторы. Одни - под Бетховена, другие - под литургии, третьи - под эстраду. У меня этого никогда не получалось: из-за несоответствия эмоциональной "погоды" в музыке и у меня. И вот сегодня я решил попробовать еще раз.

Легендарный музыкант XXI века – дудукист Дживан Гаспарян

Два часа назад я вернулся из Концертного зала имени П.И. Чайковского, где прослушал великолепный концерт армянского ансамбля народных инструментов под руководством и при участии народного артиста Армении всемирно известного дудукиста Дживана Гаспаряна… и сел писать эту заметку.

Сел писать под музыку, записанную мною на магнитофон, от начала и до… несмолкаемых аплодисментов и оваций в финале.

Сел писать сейчас же, чтобы не потерять то сладкое чувство удовлетворенности, которое я вынес из дверей Концертного зала имени Чайковского на площадь имени Маяковского.

И все пережитое недавно снова - у меня в ушах и… перед глазами. Вот выходит на сцену бритоголовый мужчина - гуливер в очках, с длинной седой бородой, как у тибетских лам, и зычным голосом объявляет, что перед нами выступит легендарный музыкант XXI века - дудукист Дживан Гаспарян…

…Звучит протяжная армянская мелодия. (Уже у меня дома).

И я пишу. Пишу и размышляю. Дудук. Откуда это слово, похожее на русское "дудка" попало в армянский язык, - да и не только в армянский - не знаю. Пусть над этим покопошаться наши филологи. (А в русском этимологическом словаре написано, что "д`уда" на словенском языке означает "волынка", а "д`уда", "д`удка" на украинском - "бычачьи легкие" - "дуды".) То, что игра на этом инструменте связана с работой легких - это бесспорно.

Кстати, похожий вопрос был задан музыканту и на пресс-конференции, прекрасно организованной и проведенной за день до концерта в фешенебельном московском ресторане "Ноев - Ковчег".

Началась новая мелодия, "Караван", (конечно, не Элингтона.)

…Кстати о пресс-конференции. Говорит Дживан Гаспарян:

-Я хочу поблагодарить Культурный центр "Дом" за организацию моего сольного концерта в Москве, Ереванский коньячный завод "Арарат" как генерального спонсора. Большое спасибо и руководству ресторана "Ноев - Ковчег", организовавшего мою встречу с журналистами.

Во время прессконференции в ресторане «Ноев Ковчег»

И, действительно, в уютном  зале первого этажа ресторана присутствовали журналисты из телевидения, из журнала "Лиза", из газет "Вечерняя Москва", "Вечерний клуб" и, конечно, "Ноев Ковчег".

-В каких странах Вы были, господин Гаспарян, и как там принимают ваш инструмент? -   спрашивает молодой журналист.

-Я выступал со своим инструментом в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме, Токио, Лос-Анджелесе и во многих других городах и странах. И везде звучание моего инструмента любят не меньше, чем, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге…

Новая мелодия. "Мои воспоминания", - объявляет Д. Гаспарян, - и исполняет собственное сочинение.

… На вопрос корреспондентки рассказать о своей семье музыкант отвечает кратко:

-У меня есть жена и две дочери. Одна дочь - музыкант, другая - преподаватель английского языка.

Здесь же Д. Гаспарян рассказал, что он, как профессор, в течение многих лет тоже преподает в ереванской Консерватории. Учит молодых искусству играть на этом древнем инструменте. Гаспарян сказал, что дудук известен более 3000 лет, он делается из абрикосового дерева, а вспомогательная часть - надсадка - из камыша. В последние годы он изобрел новую разновидность этого инструмента: бас - дудук.

-Когда был молодым, - говорит музыкант, - я больше думал о технике игры, а сейчас я стремлюсь играть как можно красиво, душевно, чтобы получил удовольствие и слушатель, и я. Я знал многих известных виртуозных музыкантов: Маркара Маркаряна, Левона Мадояна, моего учителя - Ваче Овсепяна, в Москве был уста Завен, мы его звали Завен игдырский (он родом был из этого города в Турции). Кстати сказать, часто музыкантов называют варпетом, уста (в переводе - "мастер") это не всегда правильно. Мастером, в особенности дудукист, может стать лишь в 50 или 60 лет. Это очень сложное искусство: из восьми дырочек сверху и одной снизу грамотно "извлекать" профессиональную музыку.

Хочу добавить, что в "Армянской Советской энциклопедии" в числе выдающихся армянских дудукистов названо имя и Дживана Гаспаряна (III-том., стр. 459)…

Новая мелодия. "Саят Нова". (Солирует кяманча).

…Серебряные звуки этого древнего восточного смычкового музыкального инструмента, похожего на скрипку поставленную на  левое колено, щекочет ухо и раздирает душу, если инструмент  в руках настоящего варпета. Валерий Брюсов в, теперь уже уникальной, книге "Поэзия Армении" (Москва, 1916г.), пишет: "…Народную песню, - у армян, как у других народов, - приходится рассматривать, как итог всей исторической жизни народа". Один из ярчайших страниц в историю культуры армянского народа в буквальном смысле вписал сам Саят-Нова, поэт, композитор и кяманчист. Мелодия, сочиненная им, через 300 лет заполнила мой кабинет.

Правда, сейчас на кяманче играет другой великолепный варпет своего дела - седоволосый Грачик Мураджан-Никогосян.

Не могу не вспомнить гениальные слова гениального ашуга (автор и исполнитель) Саята-Новы об этом инструменте:

"Из всех людьми хваленых лир полней звучишь ты, кяманча!

Кто низок, не иди на пир: пред ним молчишь ты, кяманча!

Но к высшему стремись: весь мир, всех покоришь ты, кяманча!"…

(Перевод Валерия Брюсова)

Новая мелодия. Комитас. "Абрикосовое дерево".

И снова звучит дудук, как раз инструмент из того самого дерева, название которого носит объявленное произведение. Не могу удержаться, чтобы не сказать, что с малых лет я рос под звучание этого инструмента.  Мой отец, как и Дживан Гаспарян, сызмальства взял в руки шви (свирель), также прошел прекрасную школу в Ансамбле песни и пляски Армении под руководством Татула Алтуняна.

Еще школьником многие вечера я проводил в этом же зале, сидя в дальнем углу амфитеатра, слушал дудук отца, работавшего в 50-ые годы в Ансамбле Народного танца СССР под руководством легендарного Игоря Моисеева.

И снова - я в этом зале. И снова слушаю дудук. Звучание этого инструмента мне напоминает глубокое дыхание взволнованного человека, очень близко стоящего у микрофона. Или звучание фагота… Нет, дудук ни на что не похож. Даже на своего "двоюродного брата" - зурну, кстати, также прозвучавшего на сегодняшнем концерте.

"Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна, - говорит Ханс Цимер, автор музыки к фильму "Гладиатор". - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память".

И не случайно, Дживан Гаспарян сыграл на дудуке в фильме "Гладиатор"…

Новая мелодия. Русская.

…Поразил нас  Д. Гаспарян своей виртуозной игрой и на армянской свирели.

На дудочке, как говорят русские. Вот где  хочется сказать: " и жрец, и швец, и на дуде игрец!" Ведь маэстро сегодня и играл, и пел, и даже номера объявлял.

Как художественный руководитель ансамбля он дал возможность проявить свой высокий профессиональный уровень и другим музыкантам. Это и Алвард Мирзоян, блестяще солировавшая на армянском музыкальном инструменте - каноне, звучание которого напоминало многократный перезвон сотни хрустальных колокольчиков в  волшебном королевском дворце.

Это и Жирайр Мелконян, который на своем круглом дооле (бубен, обтянутый то ли овечьей, то ли рыбьей кожей), выдворял такие чудеса, что казалось с ним играл целый квартет ударников. Или нет, казалось что идет рукопашный бой - танец, наподобии знакомого нам "танца с саблями" Арама Хачатуряна.

Великолепно выглядели и другие дудукисты: Армен Казарян и Вазген Макарян…

Новая мелодия. Александр Спендиаров.

…И снова звучит родная мелодия: мягко, неторопливо, ненавязчиво, как волшебная детская сказка, переложенная на музыку.

Я заканчиваю свою заметку, а дудук Дживана Гаспаряна, принесшего ему Золотые мелодии на четырех международных фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, продолжает звучать по всей моей квартире, в моих ушах, в душе, во всем существе моем.

Уверен, и не только в моем!

Роберт Баблоян

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении