Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

"ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ" СОБИРАЕТСЯ В АРМЕНИЮ

Знаменитый театр-кабаре "Летучая Мышь", основанный в 1908 году в Москве двумя  армянами, зачинатель и основоположник мюзиклового жанра, поедет в этом году на гастроли в Ереван. Вот вкратце история его создания.

Однажды, много лет назад, в Москву - столицу Российской империи, приехали из Ростова (Нор-Нахичевани) двое армян - Никита Федорович Балиев, актер, мечтавший попасть в Московский Художественный Театр, и его друг, известный нефтепромышленник и меценат, Николай Лазаревич Тарасов.

У Балиева, с его характерной внешностью и армянским говором, шансов попасть в уже знаменитейший тогда МХТ было не очень-то много, но - не было бы счастья… Однажды  случилась беда в МХТ - они прогорели, съездив на гастроли, и Николай Тарасов  сказал: "Я дам денег в театр, если вы возьмёте Балиева". Балиева взяли.

Сыграл он, к сожалению, только одну роль - Хлеба  в "Синей птице"  - больше ему не давали никаких ролей из-за его говора и  специфической внешности, но раз в году он становился королём МХТ - во время Великого Поста. На Великий Пост, как известно, мясо есть нельзя, работать тоже не полагается, но веселиться-то хочется всегда.

Начиная с 1902 года, Балиев делал так называемые "новкапы", то есть новогодние капустники, ещё и  капустники на Пасху. Постепенно стало понятно, что капустники, которые делаются в МХТ, превращаются в самостоятельное действо, а не просто остаются актёрскими посиделками. И Балиев создал в Замоскворечье Клуб - закрытый актёрский Клуб "Летучая Мышь" - название, как и графическая эмблема клуба, были выбраны и в унисон, и в пародию Чайке - символу МХТ. С 1908 по 1912 год они находились в Замоскворечье, а когда был отстроен дом Неерензее, в Гнездниковском переулке, переехали туда.

Николай Тарасов принимал во всем этом самое непосредственное участие. Не говоря уже о том, что на нем этот клуб держался - он полностью его финансировал - Тарасов был автором большинства пьес, песен и стихов, исполнявшихся в "Летучей мыши" начала века. Его странная, типично декадансная судьба непосредственно преломилась в судьбе "Летучей Мыши". Он был очень красивым человеком, но почему-то считал, что женщинам он нравится из-за денег. У него была любовница - женщина света, у которой, в свою очередь,  был ещё один любовник - то ли корнет, то ли юнкер, который однажды  проигрался. Она пришла к Тарасову с просьбой заплатить за него карточный долг. Тарасов ответил, что просьба сама по себе абсурдна, и что это - нереально. "Но ты понимаешь, что он застрелится?", - спросила она. "Пусть стреляется", - был ответ. "Тогда застрелюсь я", - сказала она. "Хорошо, тогда застрелюсь и я…", - ответил Тарасов.  И они все застрелились в один день.

Балиев, которому сообщили о смерти Тарасова во время спектакля, нёсся из Гнездниковского переулка к Большой Дмитровке. Есть описание, как он летел туда, но, к сожалению, опоздал. Тарасов умер в возрасте 28-ми лет, его похоронили на Армянском кладбище. Существовал совершенно потрясающий памятник, такая странная скульптура Андреева: беспомощная фигура, беспомощное молодое лицо, очень трагичное, очень красивое. Во время войны тогдашний руководитель МХАТа  снял её специально, чтобы она не была переплавлена на танки и вот, некоторое время назад в "Летучую Мышь" позвонили из МХАТа и пригласили на открытие памятника. Как и много лет назад, на могиле стояло два венка - один от МХАТа и один - от "Летучей Мыши". Заново открывали памятник тем же составом.

После смерти Тарасова, когда само выживание "Летучей Мыши" стояло под вопросом, Балиев преобразовал закрытый актерский клуб в публичный театр, живущий на средства от продажи билетов. Слава клуба для избранных, где блистали на сцене Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Собинов и множество других ярчайших сценических звезд, немало послужила успеху нового театра. Успех у Балиева был огромный - надо сказать, что Летучая Мышь, в отличие от МХТ, никогда не прогорала, более того, был случай, когда Балиев,  уже после своего отъезда за границу, спас МХТ от очередного экономического кризиса - он  спас их от прогоревших гастролей.

Балиев, а вместе с ним и большая часть труппы театра-кабаре "Летучая Мышь", уехали, а точнее, бежали из большевистской России, поняв, что их искусству здесь приходит конец. Они уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", и надо сказать, что успешно работали  в Париже, а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Существует совершенно потрясающий американский буклет, где свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин.

Увы, довольно скоро, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет. В этот год театр прекратил своё существование. Часть актёров вернулась домой, часть - осталась на чужбине. "Летучая Мышь" перестала существовать - на долгих 70 лет.

Продолжение истории театра приходится на конец 80-х - когда Григорий Гурвич, по совету Марка Захарова и Григория Горина, воплотил счастливую идею - воссоздать когда-то знаменитый театр, вложив в него свою энергию и талант, который он проявил, ставя, опять же, актерские капустники (судьбу не проведешь) в Доме Актера на Тверской.

Гурвич создал шесть изумительных спектаклей: "Чтение новой пьесы", "Я степую по Москве", "Сто лет кабаре", "Это - Шоу-бизнес!", "Вам позволено переиграть" и "Великая Иллюзия". Один из них - "Я степую по Москве" - на каком-то метафизическом уровне воплотил тот "армянский дух", что, возможно, сохранился в стенах новой-старой "Летучей Мыши". Вообще-то, это спектакль об эмиграции. Или -  не-эмиграции. Не только о людях, которым пришлось по каким-то причинам покинуть свою страну, хотя и о них тоже. Скорее, о самой сути этого явления, о драматизме ситуации, когда человек вынужден начинать сначала, отвергнуть все, чем он жил до сих пор, смириться с потерей части своей души… или, наоборот, остаться, и выжить, наперекор всему.

Это спектакль-анкета. Анкета потенциального эмигранта, где каждый вопрос - место рождения, образование, гражданство, национальность - обыгран как мини-спектакль. Просто невозможно понять, как Гурвичу удалось объединить столь разноплановые и разножанровые действа - ведь спектакль состоит из большого количества номеров разнообразнейших жанров - театральная драма и оперный вокал, эстрадный степ и балетный танец, уморительные комические вставки и очаровательная музыка из великих музыкальных постановок - все это крепко и точно нанизано на  незримую нить авторского замысла.

Этот спектакль нужно показать его в Армении, в Ереване. Это о нас, о нас - не зря же "Летучую Мышь" создали двое армян… Этот спектакль станет событием с большой буквы, особенно в этот год, год великого праздника армянского народа. Театр выделил для планируемых гастролей "окно" в своем репертуарном графике - в середине сентября, и необходимо сделать все возможное, чтобы эти гастроли состоялись и чтобы финансовая сторона, впрочем, как это случается повсеместно, не закрыла бы "окно" в мир большого искусства.

Тигран Закоян.

С автором статьи можно связаться по тел. в Москве (095)- 778-9760.

Сайт  театра "Летучая Мышь" - http://www.showbat.ru, [email protected]

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении