Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

РАСКОЛА В АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ НЕТ

Прошло более 10 лет, как в Новой России появилась возможность возобновления национально-общинной жизни этнических меньшинств, в том числе и армян, прерванной в советское время.

Но, увы, роль Церкви в организации управления жизнью российских армян практически оказалась равной нулю. Огромна вина в этом  архиепископа Тирана Кюрегяна, в течение четверти века занимавшего высокую должность Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии ААЦ. Недавно указом Католикоса Всех Армян Гарегина Второго он был снят с этой должности, а затем и вовсе лишен сана. Ставший мирянином Казаросом Кюрегяном, он в последнее   время стал отрицательным персонажем российской и, в частности, московской  армянской общинной жизни,   скандальным героем  московской хроники, выдающей его "деяния" за этот период  как чуть ли не раскол в Армянской Церкви…

Что, как случилось и как к этому надо относиться -  эти вопросы обсуждало сегодня собрание армянской общественности, организованное Союзом армян России (САР) в конференц-зале ИТАР-ТАСС, перед началом своей очередной воскресной культурной программы.

Перед собравшимися выступили: первый вице-президент САР Спартак Костанян, этнограф, д-р исторических наук Алла Тер-Саркисянц, политолог Андраник Мигранян, председатель епархиального совета, вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации Артур Чилингаров, председатель совета региональной общественной организации "Армянское культурно-просветительское общество "Арарат" Эмануил Долбакян, генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц,, академик РАН, представитель питерской армянской общины Манукян, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер Никита Симонян, вице-президент САР и   президент региональной общественной организации "Русско-армянское содружество" Сейран Багдасарян.

В зале присутствовали новый Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архимандрит Езрас Нерсисян, президент САР Ара Абрамян, руководители ряда армянских общественных организаций, представители московской армянской интеллигенции, прессы.

О чем говорилось? А вот о чем.

Своим Указом от 5 октября прошлого года Католикос Всех Армян  Гарегин Второй в рамках своих полномочий, определенных Уставом Армянской Церкви, снял с должности главы нашей епархии архиепископа Тирана Кюрегяна  и назначил местоблюстителем главы епархии, а в апреле этого года - главой епархии архимандрита Езраса Нерсисяна, до этого в течение более чем десяти лет являвшегося духовным пастырем армян Санкт-Петербурга. Архиепископу Тирану Кюрегяну были предложены: должность главы епархии на Украине, высокая должность в Эчмиадзине и т.д.

У этого решения Католикоса имелась  долгая предыстория.

В советское время  при минимизации церковной жизни и даже активного приспособления ее к задачам  советской власти, особых требований к церковнослужителю вообще и к главе нашей епархии в частности у народа не было. Но наступили новые времена. С началом забытой ныне перестройки и, особенно, после распада СССР,  на авансцену духовной, общественной и политической жизни вместе с национально-общинным движением вышли  религии и церкви. Новая жизнь предъявила новые требования к священнослужителям тоже и фактически затребовала новых людей, с новым или хотя бы обновленным мышлением.

На правах автора этих строк процитирую мысль, содержащуюся в собственном выступлении на этом собрании. Архиепископ Тиран по совокупности объективных и субъективных причин не оказался на высоте  требований времени. И не удивительно, что именно в это десятилетие армяне Москвы и России отправляли массу ходоков к трем Католикосам  - от Вазгена Первого до Гарегина Второго, писали несметное количество писем с просьбой назначить нового главу епархии. В ответ российским армянам говорилось: знаем, понимаем. И все!

Наконец, Гарегин Второй через год после избрания Католикосом Всех Армян решился. И, повторюсь, в рамках своих законных полномочий назначил главой нашей епархии… своего младшего брата - отца Езраса. Брата ли? Нет, он назначил на эту должность духовного пастыря армян Санкт-Петербурга, который  в течение долгих десяти лет, когда его брат, конечно, не был католикосом,  поднимал прямо из руин армянские церкви Петербурга, реанимировал армянскую общинную жизнь в бывшей имперской столице во всей ее полноте: общинные организации, газета, школа и многое другое. Последним мажорным аккордом полифонической деятельности отца Езраса в Санкт-Петербурге, снискавшей ему любовь и восхищение армян Петербурга и всей России, стало восстановление кафедры арменоведения в Санкт-Петербургском университете, где, кстати, 27-29 июня состоится международная конференция по арменоведению. Католикос назначил главой нашей епархии церковного служителя, как никто в Армянской Церкви знающего российскую действительность, специфику армянской общинной жизни в России, не только образно, но и в буквальном смысле своими руками восстановившего две армянские церкви. Так что решение Католикоса Всех Армян было абсолютно естественным и целесообразным.

Но архиепископ Тиран не захотел уехать из Москвы на другую должность, отказался подчиняться решению Главы Церкви.

Все началось с пикетов  протеста против решения Католикоса Всех Армян у армянской церкви Сурб Арутюн. Дальше пошли митинги; вначале ораторствовали с крыльца церкви, потом, уже не стесняясь, перенесли митинги в храм. Потом к митингу присоединился бывший глава епархии, который публично заявил о непризнании решения Католикоса всех Армян. Он заявил, что   запрещает  деятельность отца Езраса в московских храмах.

Тут читатель удивится, о каких храмах идет речь. Он, то есть читатель, знает лишь один…

Архиепископ Тиран сколотил (другого слова не подберешь) некое   "Объединение Армянских Апостольских Церквей" (Именно так!). Химеру, включающую действующую церковь Сурб Арутюн и, видимо, макеты двух будущих армянских церквей Москвы. Это "Объединение", противоречащее Уставу  ААЦ, Уставу епархии, названное ужасающе неграмотно, с присвоением официального юридического названия нашей единственной и неповторимой, 1700-летней Армянской Апостольской Церкви  (что уже, по моему, достаточное основание для возбуждения судебного иска по отмене его регистрации), с подозрительной легкостью было зарегистрировано органами юстиции г. Москвы.

Католикос Всех Армян совершил законный и ожидаемый всеми, в том числе и архиепископом Тираном, шаг: своим указом от  15 мая он лишил архиепископа сана  за его "непотребные деяния", вернув ему его бывшее мирское имя - Казарос Кюрегян.

В ответ на это Казарос Кюрегян с помощью своих сторонников оккупировал церковь Сурб Арутюн.

В выходные дни, в дни церковной службы молодые люди, работники неких армянских фирм, вмиг ставшие прихожанами, занимали церковь и двор церкви. В церкви и во дворе действовал также женский батальон поддержки. Прибывшей делегации из Святого Эчмиадзина эта хорошо организованная театральная клака  шумом, истерическими воплями и криками "Тиран, Тиран" мешала огласить Указ Католикоса Всех Армян. У церкви и в самой церкви дежурила милиция во избежание столкновения прихожан с организованной командой новых "прихожан".

Но вернемся в зал. Все выступившие, с полного одобрения зала говорили о всем этом непотребном, оскорбляющем чувства, достоинство и честь российских армян. В зале царило единодушие, истинное, а не показное, не реликт советских времен,  не шестое чувство глубокого удовлетворения. И это самое ценное. Резонанс у этого вечера обсуждения будет большой.

И опять на правах автора этих строк процитирую самого себя. Бывший глава нашей епархии, конечно, проиграет. Он уже проиграл нравственно. Для большинства порядочных людей этот проигрыш выглядит существеннее, чем юридический. Но этот последний тоже не за горами.

В какой-то мере я понимаю  состояние, в котором пребывает бывший глава епархии. Понимаю, но одобрить его действия, конечно, не могу.  Я скажу больше: мне его жаль. Я думаю, что ему в жизни не повезло, или он сам виноват в том, что у него нет ни одного настоящего друга, порядочного человека, который бы ему сказал: "Не делай этого! Ибо это контр продуктивно, раз, и, во-вторых, окончательно поссорит тебя с большинством людей, которые считались и считаются московской, российской паствой, да со всеми армянами России! Это перечеркнет все то хорошее, что в твоей 25-летней деятельности в России люди могут находить…".

Этого, увы, не случилось. Но я не сомневаюсь, что каяться в своих поступках никогда не поздно. Как сильный человек, бывший глава нашей епархии, теперь уже мирянин Казарос Кюрегян может круто изменить ситуацию в лучшую сторону. Он может и должен перестать и далее дискредитировать себя как человека, как христианина, как армянина, наконец.

И тогда… И тогда можно будет подавать руку мирянину Казаросу Кюрегяну.

Председатель Совета

Армянского культурно - просветительского

общества "Арарат"                                                                          Э.Е.Долбакян

В воскресенье, 10 июня в зале ИТАР-ТАСС в программе клубных встреч  Союза армян России состоялся  просмотр оперного спектакля "Ануш" студентов факультета музыкального театра Российской академии театрального искусства ГИТИС. Постановку, посвященную 1700-летию принятия христианства Арменией,  осуществил художественный руководитель факультета Народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, профессор Ансимов Георгий Павлович..

Для зрителей это было неожиданно, ошеломляюще и ново.

Это была не вся опера "Ануш", но  довольно продолжительная современная композиция.  Никаких декораций. Одни театральные условности. И главный сюрприз для армянских зрителей заключался в том, что молодые начинающие русские артисты пели на армянском языке. И они играли и пели так искренне, от всего сердца, так вдохновенно, что у многих подступал комок к горлу, на глазах появлялись слезы. Автор этих строк двумя неделями назад был приглашен в ГИТИС на репетицию спектакля, и, тем не менее, повторно испытал то же большое эмоциональное волнение. И  такие же свидетельства повторного неподдельного волнения я прочел в глазах самого постановщика - Георгия Павловича Ансимова.

Я беседовал с профессором ГИТИС, ведущем там курсы философии и эстетики Галиной Сергеевной Айрапетьянц. И выяснил, что, конечно,  идея постановки национальной оперы и конкретно "Ануш" исходила именно от нее.

18 июня в 19 часов состоится премьера этого спектакля  Учебном театре  ГИТИСА, что на Большом Гнездиковском переулке, дом 10. С сентября месяца она появится в репертуаре театра.

Не сомневаюсь, что этот спектакль будет иметь большой успех, особенно в армянской среде России и даже в Армении.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении