Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

АРМЯНСКИЕ - ДУДУК, ЛАВАШ, НАГОРЬЕ…

 Дудукомания. Смешное слово. Неупотребляемое. Но вполне объяснимое. Последние года два Москва как-то незаметно так исподволь зарубилась  на дудуке.  Друг, работающий в рок-магазине на Арбате говорит, что кассеты и компакт-диски с записями дудука народ буквально сметает  с прилавков. Дживан Гаспарян, благодаря которому эта любовь к дудуку и накрыла Москву на рубеже тысячелетий, проходит теперь в прайс-листах местных музыкальных дистрибьюторов по разряду самых крутых рок-звёзд. Московские пираты, клепающие свои подпольные тиражи компакт-дисков наиболее ходовых западных  муз. новинок в последнее время буквально ведут  охоту за каждым новым диском армянского виртуоза. Им нужна гарантированная прибыль без головной боли, и дудук Дживана Гаспаряна это им гарантирует. Тиражи расходятся на ура. Пиратство в небогатой стране - вещь неоднозначная, обсуждать эту проблему не берусь. Но попадание в подпольные чарты  армянского музыканта - наглядный  показатель актуальности артиста.

Митьки и армянский хлеб

АРМЯНСКАЯ  БАЛАЛАЙКА

О концертах Дживана Гаспаряна в Москве много и хорошо писали все центральные газеты, в телепередачах Диброва  и по каналу "Культура"  дудук дяди Дживана (как его тоже часто называют почитатели) звучал за последние пол года наверно раз пять, если не больше. Но главное звучала армянская душа и мудрое доброе сердце этого немолодого немногословного человека. Интересное дело, Дживан Гаспарян не очень свободно говорит по-русски, но всё что он говорит  звучит почти всегда интересней и содержательный любого словесного наворота записных краснобаев. Меня лично поразила история с ответом на вопросы турецких журналистов во время недавних гастролей Дживана Гаспаряна по Турции. Они спросили, почему, мол, Гаспарян называет дудук армянским, если в Турции на нём турки тоже играют. Мудрый и сдержанный дядя Дживан спокойно ответил, что в Армении , например на балалайках тоже играют, но никто их армянскими не называет.

КЛЮЧ К ЛЮБЫМ ДВЕРЯМ

Я узнав об этой истории смеялся пол дня. Надо же найти такие простые и доходчивые слова, которые, как говаривал Хармс "входят в сознание с наименьшим сопротивлением". В Москве с дудуком разобрались без лишних закидонов, он армянский однозначно и этой своей аутентичностью, незаёмностью, всамделишностью и  интересен. Когда иду в гости к своим московским друзьям  у меня нет проблем с подарком. Кассета или диск с записью армянского дудука - мой ключ к любым дверям, к любому сердцу.

БЕЗ ГРУЗИЛОВА ВЛЁГКУЮ

Есть такой новомодный музыкальный термин "easy listening", - так называют музыку для лёгкого необременительного прослушивания. Самая известная на сегодня звезда этого "изи листининга" певица Чезария Эвора. Но я веду речь не о ней и не о музыкальной моде.  Я хочу, чтобы армянская тема для армян диаспоры и окружающих  не была тяжким бременем, неподъёмным грузом, непосильной ношей, негативным перегрузом и т.д. и т.п., то есть не была всем тем, чего люди сторонятся из-за излишней серьёзности вопроса. И веду себя в повседневной жизни соответственно. Я не гружу народ сходу всем весом армянской истории и культуры, а потихоньку ненавязчиво предлагаю вроде бы мелкие, но очень знаковые мелочи из нашего заветного мира, которые сам очень люблю. Ну вот, например, лаваш.

ЛАВАШ ДА НЕ НАШ

Все вы наверняка  удивлялись тому, что в Москве любой кавказский хлеб называют лавашом. И пышная лепёшка почему-то называется  - лаваш, и небольшая булка - лаваш, и замысловатой формы пури - тоже лаваш. В пору буханку бородинского хлеба  называть лавашом. Только лавашом бородинским. Не смейтесь, ведь что-то подобное уже произошло. Собственно лаваш называют теперь армянским лавашом, пури - грузинский лаваш, черек - узбекский лаваш, ну а лаваш с фасолью - это уже бурито. Круто месят стихийные речетворцы. Но и мы не лыком шиты.

МИНИПРОПАГАНДА

 Мой "изи листининг" заключается в том, что каждый раз при полкупке настоящего лаваша я мимоходом легко так езжу по ушам продавцу и случайной публике. Прошу лаваш, меня спрашивают который из лавашей армянский, грузинский или узбекский, на что я тут же "не отходя от кассы" читаю лекцию о том, что лавашом  собственно называется только армянский листовой хлеб, а всё остальное именуется по-другому, и прошу дать то, что просил с самого начала - настоящий и единственный в своём роде лаваш. Все мои друзья, проникшись моей высокой и одновременно прикольной миссией, ттеперь при покупке хлеба делают тоже самое (если, конечно, есть время и настроение) и продавцы хлебных изделий (вы не поверите) стали потихоньку врубаться в суть вопроса.

ХОРОМ ПРИ ПОКУПКЕ

Иногда при особом расположении духа мы с друзьями чуть ли не хором цитируем при покупке лаваша известные строчки Мандельштама из его армянского цикла : "Как нагибается булочник, с хлебом играющий в жмурки, / Из очага вынимает лавашные влажные шкурки…". Как же это гениально подмечено, хлеб пекут в каменной подземной печи, как бы играя с ним в прятки, в жмурки, убирая его с глаз долой, под землю. А потом забывают о нём на время, будто потеряли, пока он не спёкся. Ну а после "лавашные влажные" (классная звукопись - "лав…- вла…", "…аш…-…аж…"!) "шкурки" (как точно  неожиданно и … похоже!) вынимают, и начинается путь лаваша от пекаря к едокам, т.е. к нам с вами. Мне не в лом  это всё в лишний раз при наличии времени и аудитории объяснять. Что я и делаю. Почти всегда. Ну вот как сейчас.

ЗАВЕРНИТЕ

Вообще-то, строго говоря  за пределами нашего Закавказья лаваш своим-родным является и в Иране, но иранцы как ближайшие к армянам родственники по крови, думаю, согласились бы со мной, что на бывшем постсоветском пространстве моя (наша) терминология более органична.

Хотите называть любой непонятный хлеб лавашом, вспомните для забавы, что власти Турции всех живущих в ней людей, независимо от национальности, называют турками. Нет курдов - есть "горные турки", нет греков - есть "прибрежные турки", нет армян - есть просто особые турки, турки и турки… Хоть стой, хоть падай - хоть плачь, хоть смейся. Но поскольку мы находим легкие варианты непростых вопросов, то лучше останемся стоять и усмехнёмся. Как Дживан Гаспарян  в ответ на дурацкие вопросы турецких умников… (Шутка напоследок : "хот-дог" - это "лаваш с сосиской",  "биг-мак" - это "большой лаваш с котлетой и листом салата", а колобок - это "шаровой лаваш" из русской сказки.  Заверните мне их  все три в эту газету, пожалуйста!)

Маэстро Дживан Гаспарян и его известный дудук

САМОКРИТИКА

Думаю можно и не просить французов не обижаться на оксюмороны типа "армянский коньяк", или "советское  шампанское", -  эти словосочетания не при нас складывались да и случай тут как бы совсем  другой. Про французские провинции Коньяк и Шампань всем всё известно, да и Франция сейчас относительно нас в полном порядке, так что упростим это дело для ясности. Смысл всё равно не словах, а в том что за ними.

РОДИНА АРМЯНСКОГО АБРИКОСА

Кстати, насчёт Франции. Французские армяне выпускают очень хорошие и разные наборы из сухофруктов в плетённых корзинках разной формы. Ну зарабатывают себе деньги, и слава Богу, как говорится. Ан нет, они же не просто бизнесмены, они же ещё люди с историей и своей тайной любовью к далёкой родине. И что вы думаете они делают? На каждую упаковку с сушенным абрикосом они клеят небольшую красивую карту исторической Армении, какой она была  когда армяне жили на всей территории своей исторической родины, а не на её десятой части как сейчас. Но написано на этой карте не "Армения" ( всё-таки в Европе живут, в бизнесе политкорректность требуется). Написано просто, легко и со вкусом, как и положено при "изи листининге" - "Родина армянского абрикоса". И зверей не дразнить удаётся, и мягко так всем всё объяснить можно, за чаем угощаясь курагой. Надо только взять в руки упаковку с картой, придвинуться поближе к столу и сказать : "Значит так, братки дорогие, а сейчас я вам покажу  Армению в её исторических пределах и покажу заодно, где были её древние столицы, и откуда родом мой дед…" Лично я так делал много раз. И слушатели всегда находились, и армянский абрикос под русское чаепитие тоже шёл за милую душу. Можете сами проверить.

ЗНАЕТ ВАСЬКА ЧЬЁ МАСЛО СЪЕЛ

А теперь собственно о "родине армянского абрикоса", то есть об Армянском  нагорье, большая часть которого сейчас находится в Турции и так же как и армянский дудук, Армянским  у нынешнего турецкого населения не называется.  "Знает Васька, чьё масло съел,"- так кажется звучит одна хорошая русская поговорка. Ещё бы турки называли Армянское нагорье таковым, а не Анатолийским, как они его теперь по-новому именуют.  Как бы они тогда выглядели со своими претензиями на земли населённые до начала двадцатого века в основном  коренными жителями - армянами. А как были реализованы на деле   эти претензии турками в  Малой Азии и Закавказье, теперь, кстати,  легко представить на примере Косова и Македонии.

Очень интересная статья  македонского посла Димитара Димитрова была опубликована недавно в "Независимой Газете". Называлась она не коротко, но красноречиво::"Антропологический взгляд на албанский экстремизм". Замените в этой статье слова "албанский" на "турецкий" и много станет понятней даже тугодумам.

БАЛКАНСКИЙ   ПРИМЕР

Ну действительно, как быть если пусть и не коренное пришлое население за счёт рождаемости создаёт численный перевес над коренными жителями, и тем самым создаёт конфликтную ситуацию и реализует собственную национальную агрессию за счёт  претензий на материальный и культурный мир принявшей их страны и народа? Дудук и нагорье были вашими, а станут нашими, потому что нас здесь теперь больше. С армянами это почти сработало. Сработает ли с сербами и македонцами? Не знаю, не хотелось бы в это верить.

Спасибо албанцам, они за короткое время на глазах у изумлённой Европы  прокрутили известное дикарское шоу, показали подзабытый варварский фокус, который у них с турецкими  шоу-менами и фокусниками один на все времена. "Спасибо" конечно в кавычках, ибо это горькая наука и кровавая затея тех, кто испытывая национальный цивилизационный кризис, пытается решить свои проблемы за счёт другого народа, выбранного в жертву. Турки выбрали армян, греков, курдов, балканских славян. Албанцы выбрали сербов и македонцев. Кто следующий? Пока вы думаете. Приведу несколько цитат из статьи Димитара Димитрова. 

ТРИ ЦИТАТЫ И  РЕЛАКСАЦИЯ

1.Сам же цивилизационный кризис албанской общности в общем смысле может быть определен как несоответствие между внутренним собственным укладом жизни и преобладающей культурной тенденцией у окружающих народов

2.Указанный необычайно быстрый рост албанского населения не может быть соответственно подкреплен его хозяйственным развитием. Поэтому такой рост неизбежно означает утверждение беды и бедности, стесненную экономическую и социальную стратификациию, физическое расширение в пространстве, демиссию творчества, криминогенность и скрытую агрессию.

Так, заметьте, погрязшими в нужде "незваными гостями" обосновывается объективность претензий соседа на хозяйское добро. Мыл, мол, тоже уже живём здесь, но значительно хуже вас, так что извините-подвиньтесь. Хотя подвигают уже давно без всяких извинений.

3. Открывается "перспектива"  сведения  Македонии до уровня Косово и Албании, что означает ее уничтожение (как европейской, цивилизационной модели и как правового государства).

Принятие данной "перспективы" в качестве решения албанской проблемы явилось бы большим цивилизационным и стратегическим поражением. Это подняло бы македонский вопрос, а албанский не закрыло бы. Просто-напросто, поскольку Македония не является причиной албанской проблемы, она и не может быть ее решением. При указанной асимметричной цивилизационной модели албанской общности не только оккупация части Македонии, но и албанизация всей Македонии не сделала бы албанцев счастливее. Наоборот, это еще больше придало бы негативное качество и вызвало бы еще более страшную географическую и политическую экспансию.

Трёх цитат я думаю  хватит. Для умного достаточно. Комментировать их не буду. Хотя Европа по-моему всё ещё нелепо таращится, глядя на очередную национально-цивилизационную аферу у семя под носом и глупо улыбается. Так же беспомощно она разводила руками когда турки "решали" армянский вопрос на Армянском нагорье. Не грузите, да не грузимы будете. Кого волнуют все эти проблемы.  Да я ,собственно, и не хотел никого грузить. Это моя очередная как бы  газетная  пьеса в жанре "лёгкого прослушивания" для тех,   кто ещё что-то слышит. Включаю пластинку с записью дудука, доедаю свой лаваш и еду на лето в Армению, на родину армянского абрикоса, поближе к Армянскому нагорью.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении